5. 29

В выходные съездили в Хиву. Это недалеко от Ташауза, но уже на территории Узбекистана. Древний город запомнился изразцами глубокого синего цвета. Очень красиво. Много сохранилось зданий из сырого кирпича. Нам объяснили, что дома эти стоят, только пока в них живут люди и постоянно их восстанавливают, подмазывая глиной.
Следующий объект проверки были новостройки Чарджоу. Название этого города напоминает о том, что там растут самые вкусные в мире чарджоуские дыни.
Следует сказать, туркмены умеют хранить дыни и виноград всю зиму. Они подвешивают эти очень сладкие лакомые фрукты в сетках внутри проветриваемых сараев. Температура воздуха около 0;С.
Здесь более цивилизовано и в гостях нам накрывала на стол единственная жена хозяина. По образованию учительница. Среди прочего угощала нас весенними пирогами из щавеля.
Мужчины наши расслабились от еды. Некоторые легли на подушках вокруг того, что заменяло стол. Мне было скучно. И тогда я заметила, что хозяйка, стоявшая у дверей, улыбнулась и поманила меня пальчиком. Я выскользнула из окружения коллег, и вышла из комнаты. Хозяйка привела меня на женскую половину. Это небольшая комната, всю мебель в которой заменяет телевизор. На полу ковры. Они натуральные и стелют их так, чтобы один заходил за другой. Для тепла, видимо. В углу стопочкой сложены теплые стеганые одеяла. В этой комнатке шумно от детей. Кто играет, кто телевизор смотрит. Хозяйка предложила мне развлечься, примеряя национальную туркменскую одежду. Я нарядилась и тюбетеичку на голову одела. Лицо туркменки не закрывают – потомки свободных кочевников. В этот момент пришли наши мужчины. Они заметили, что я исчезла и надолго. Стали волноваться и расспрашивать хозяина. И он привел их на женскую половину. Было забавно. Вечер удался. Я еще играла с хозяином в нарды. Первый и последний раз в жизни. И конечно выиграла. Это одна из уловок на Востоке показать уважение к гостю.
Впервые дни пребывания в пустыне мои спутники меня разыграли: «Видите там, чудь дальше от дороги снег лежит» - спросил представитель министерства Верушкин, местный житель родом из Тулы. Я сказала: «Да». Был конец зимы и как будто ничего странного. Но это были солонцы. Чтобы использовать эти мертвые просторы, провели каналы, засадили пустыню хлопчатником и стали поливать. И соль, скопившаяся за тысячелетнюю сушь, поднялась наверх, сделав земледелие невозможным. А помните в конце советской власти она предполагала сибирские реки повернуть в Среднюю Азию.  Сколько бы соли было в советской стране.
От Чарджоу можно было добраться до Бухары. Что мы и сделали в следующие выходные. Пришлось снова переезжать границу с Узбекистаном. Бухара вся в голубых изразцах. И голубые купола. Древний город прекрасно сохранился. У нас была довольно продолжительная экскурсия в действующем медресе. Оказалось, что здесь учатся двадцать пять лет. «Почему так долго?» - стали расспрашивать экскурсовода. «Иначе не получается. Священные книги написаны на арабском языке. А этот язык не имеет общих корней с нашим. Первые десять лет в медресе изучают арабский».
Я часто вспоминала об этом в перестройку, когда отделенные от России республики вдруг стали такими агрессивно религиозными. Вряд ли они хорошо изучили содержание своей религии.


Рецензии