Иван Иванович

Как и большинство украинцев, Иван Иванович появился в Оренбургских степях во времена революционной неразберихи, когда шалый ветер революции вносил сумятицу не только в голову одного человека, но и целых деревень, а то, и целых уездов. Люди снимались с насиженных мест по своей воле, а чаще их заставляли это делать обстоятельства, и переселялись от своих обжитых белых мазанок, окруженных вишневыми садами, в безлюдные, можно сказать, тогда еще Оренбургские степи. Так он появился на Кумакском золотодобывающем руднике, тогда еще молодым парнем. Об этом я узнал из разговоров людей старшего возраста. А, в моем представление, он и сейчас такой, каким я увидел его в первый раз. Это был выше среднего роста старик, с не совсем еще полностью поседевшими, пышными, рыжеватыми усами, которые свисали своими концами немного ниже нижней губы. С орлиным, хорошо выраженным носом, и небольшие, добрые, голубые и искрящиеся юмором глаза из-под густых бровей, с добротой взирали на вас. А так же довольно большие, но не оттопыренные  уши, правильной формы, с отвислыми мочками и вечно торчащая сигарета изо рта, дополняли его образ. Одежда его состояла из больших солдатских валенок, понизу обклеенные резиной, словно на них одели калоши. Что было довольно практично, особенно для нас рыбаков, занимающихся зимней, подледной ловлей рыбы. Ватные, стеганые, старые, солдатские штаны, солдатская фуфайка, перетянутая в поясе так же солдатским ремнем, а на голове шапка ушанка с завязанными на подбородке ушными клапанами и двупалые солдатские рукавицы дополняли его рыбацкий наряд.  Среди населения Иван Иванович был довольно известной личностью, о его проделках, и его враках ходили байки и люди встречаясь с ним, ожидали всегда чего- то неожиданного и довольно смешного, на что он был великий мастер. К примеру, подвыпивший, Иван Иванович, рассказывал  студентки, снимающей у него комнату, такую историю. «Ты знаешь скильки було у нас раньше дичи? Не знаешь? А, я ото выйду вечером из дому в одних трусах, на двир, а воны лытять и лытять, я за раз бах! Бах! Пару крякащив взяв и пишов». А его спутница жизни, тоже уже старенькая бабка, поддакивает: - Ото так и було доченька, ото так и було». И мне захотелось  поведать одну из историй, где главная роль, принадлежит Иван Ивановичу, и которой я был, полноценный свидетель.
Зимы у нас в Оренбургской области начинаются рано, конец октября, начало ноября радовали нас первыми буранами, реки покрывались льдом и постепенно нарастая лед, не сходил уже с водоемов и рек до середины апреля. Но случалось так, что наступившие морозы опережали в своем появлении снегопады, реки и водохранилища покрывались чистым, прозрачным льдом, через который можно было видеть все то, что происходит в подледном царстве. Пугливые движения рыб, еще не освоившихся с появлением льда, подводный куст растения, слегка шевелившегося под действием течения и производящим впечатление  кинокартины без звука. Особенно поражало, грандиозностью своего блестящего на солнце громадного зеркала, застывшее водохранилище. Огромная площадь застывшей без одной морщинки воды, производила, чарующее, впечатление.
Водохранилище, находилось в трех километрах  и его огромную дамбу, можно было видеть с окраины нашего поселка. За два, три дня с начала наступления морозов, толщина льда доходила до пятнадцати, двадцати сантиметров и с каждым днем толщина льда росла, и росла, доходя в особо морозные зимы до одного метра тридцати сантиметров. Когда лед, сковавший воды, мог держать на себе человека и не гнулся предательски под его тяжестью, для нас наступала долгожданная пора, начало подледного лова. Трудно описать те ощущения, которые испытывает рыбак, его душевное состояние, когда он пробивает первую лунку, нет, это надо пережить самому. Однажды, когда, на водохранилище лед был уже достаточной толщины, что мог держать не только человека, но и мотоцикл с коляской, я рано утром, имея выходной день, совпавший у меня с субботой,  вывел свой, старенький, видавший виды мотоцикл с коляской из гаража. Имея все необходимое для рыбной ловли в коляске, отправился на водохранилище. Утро было прекрасное, не очень морозное, где-то немного выше минус десяти градусов, лучшей погоды, желать и не приходилось, да и мне не страшен был мороз, если бы он был бы и крепче. На ногах у меня были очень удобные, легкие, теплые унты из собачьих  шкур, теплые, стеганые штаны, прекрасный толстый свитер связанный моею женою, поверх его меховая безрукавка и полушубок. Меховая шапка и меховые рукавицы заключали мои рыбацкие доспехи. Небо было еще черным, звезды не потеряли своего блеска и лили свои мерцающие лучи на покрытую пушистым снегом землю. Зимние ночи неохотно уступают свое место наступающему утру, да, и утро потом надолго затягивается и переходит, перескочив через совсем коротенький день в наступающий вечер. Ветра, слава Богу, не было, и когда я приехал на водохранилище, там уже естественно были рыбаки, лучи фар мотоциклов бороздили ледяное пространство в поисках своих излюбленных мест для рыбной ловли. Я остановился там, где обычно ловил щуку, скажу вам одно, чтобы иметь каждый раз успешную рыбалку на щуку, надо приложить немало усилий и время. Я делал это так, выбирал приглянувшееся мне место, если был уже снег на льду, то я вырезал из снега штыковой лопатой прямоугольники и складывал полукруглую, снежную стенку. Для прочности, обливая ее водой из пробуренной тут же лунки. Стенка, являлась хорошей защитой от морозного ветра, и внутри ее в хороший солнечный день можно было с успехом принимать солнечные  ванны, что я и делал, удобно расположившись на раскладном стульчике одновременно наблюдая за удочками. Установив стенку, я бурил внутри ее две лунки рядом, одна возле другой, для ловли мелкой рыбешки, впоследствии использованной мною в качестве наживки. Здесь же пешней выдалбливал не большой сантиметров пятнадцать в глубину, аквариум (небольшое прямоугольное или овальное углубление во льду), который заполнялся водой и в него запускалась тут же снятая с крючка рыбешка. Затем я брал ледобур и сверлил лунки с внешней стороны стенки напротив входа в нее, чтобы можно наблюдать щучные не выходя из укрытия. Сверлил лунки, не соблюдая ни какой схемы, ни правила. Расставив щучные удочки и зарядив их живцом, я садился на раскладной стульчик, и принимался ловить плотвичку, поглядывая на мои щучные удочки. В ходе рыбалки, я экспериментировал, к той удочке, которая имела две, три поклевки, подставлял рядом еще одну. Постепенно вырисовывалась нужная мне картина, понятная лишь только мне одному, а со стороны если посмотреть, то это была извилистая тропинка, по бокам которой стояли настороженные удочки. И что самое главное, на каждую из них, я имел одну или две щуки. Простите, немного отвлекся. Так вот, еще не совсем рассвело, когда я был уже на льду. Не вдалеке от моего места рыбалки, кто-то во всю работал ледобуром, готовя лунки. Заглушив мотоцикл, сняв полушубок и телогрейку, оставшись в одном свитере, я принялся за работу. Ледобур у меня был прекрасный, острые как бритва ножи входили в лед легко и свободно, пробурив первым делом лунки для  живца, я всыпал в них прикормку, распаренную, крупного дробления пшеницу. Здесь же выдолбил во льду  «Аквариум», набрав в него воды, выпустил в него привезенного с собою живца. За тем я принялся за основную часть работы, начал сверлить лунки лишь по одной мне понятной схеме и устанавливать над лунками щучные удочки. Когда я установил последнюю удочку, совсем рассвело, и я мог спокойно без напряжения глаз, видеть все мои флажки, узнал я и моего соседа по рыбалке, им оказался Иван Иванович. В подвязанной снизу подбородка шапке ушанке с вечной сигаретой во рту, он старательно очищал лунки от снега и льда, поправляя леску и что-то мурлыкая себе в усы. Подойдя к нему, я поздоровался, он мне ответил: - Здоровеньки булы», после чего мы поговорили о всяких пустяках, о прогнозе погоды на сегодняшний день, мол, на этот раз метеорологи не соврали, и прогноз погоды на сегодня предсказан правильно, о том будет ли сегодня удачный улов и, пожелав, друг другу удачной рыбалки, мы разошлись. Вернувшись к мотоциклу, я вбил в лед пешню, засверлил так же  в него ледобур, сантиметров на десять, и привязал к ним кусок брезента, сделав себе, заграждение от ветра, пока его не было, но он мог задуть в любое время. Осмотрев свой временный бивак, кажется, все в порядке, я разжег паяльную лампу и поставил кипятить воду для чая. Надев телогрейку, а полушубок и рукавицы бросив в коляску, я принялся настраивать удочки для ловли живца, пока я настраивал удочки, открылся флажок на щучной, подбежав к нему и, сделав резкую подсечку, вытащил из-подо льда щуку на полтора килограмма. Весы для взвешивания пойманной рыбы почти каждый рыбак имел при себе, поэтому я, с такай точность, описываю пойманную мною рыбу. Поздравив себя мысленно с началом ловли, я установил удочку на прежнее место. Попивая горячий чай из кружки, я наблюдал за своими удочками, и изредка поглядывал на Ивана Ивановича, он тоже иногда вскакивал со своего стульчика, подбегал к той или иной удочке, и на льду, трепыхалась очередная, пойманная им щука. В утреннем небе послышался стрекот мотора, нарастая и приближаясь, и я увидел, как на берег водохранилища стал опускаться военный вертолет. Из него появились военные чины, их было восемь человек, какие были у них звания, я предсказывать не берусь, скорее всего, это были люди в чине от майора до полковника, да, и меня это не очень интересовало. Одеты они были в спец пошивы, это не продуваемые ветром теплые куртки и штаны, на ногах унты из овечьих шкур и тяжелые рюкзаки за спиной. Со стороны, если посмотреть, то они были похожи на неуклюжих колобков, которые направлялись в нашу сторону. Что говорить, таких рыбаков мы недолюбливали, это были не профессионалы, а любители, как мы их между собой называли. На месте рыбалки они постоянно оставляли мусор и битые бутылки из-под водки, не имея постоянного места рыбалки, они могли остановиться где угодно. Для них, было, не так важно поймают рыбу или нет, Для них ценность каждой рыбалки измерялась в количестве выпитого спиртного. Были среди военных конечно истинные рыбаки, но те приезжали в одиночку, на своих машинах или мотоциклах, и не производили столько шума, а так же бережно относились к природе, как и мы. Я бросил взгляд на Ивана Ивановича, он стоял и смотрел на идущих в нашем направлении рыбаков, они были еще метрах в пятистах, тяжело нагруженные медленно приближались о чем-то беседуя между собой. Вдруг, Иван Иванович побежал к флажку, мне не видно было, открыт этот флажок или нет, подбежав к флажку, он стал, как бы с большим трудом тянуть леску из лунки и кричать, помогите, помогите. Потом он повернул голову ко мне, подмигивая и показывая, мол, я должен подойти к нему. Я подбежал и без лишних слов понял, что он хочет подшутить над рыбаками идущих в нашем направлении. Я стал помогать ему тянуть  леску, на конце которой ни чего не было, Иван Иванович заглядывал в лунку, разводил руками в стороны, показывая, какая, мол, подо льдом щущище, пока я держал леску. Иван Иванович закричал на меня, неси скорей пешню, будем разбивать лунку. Я побежал к своей пешне, которая была вбита в лед, к ней был привязан брезент, и стал делать вид, что пытаюсь отвязать ее. Иван Иванович тем временем, громко взывал о помощи, и всем своим видом, показывая, как он, пытается вытащить щуку из лунки. Я краем глаза наблюдал за рыбаками, Иван Иванович тоже. Услышав крик, Ивана Ивановича и увидев его борьбу с рыбиной, остановились, затем стали скидывать с себя рюкзаки прямо на лед, и прямиком побежали все к Иван Ивановичу. Один даже снял свою куртку, что бы легче было бежать. Я все так же делал вид, что стараюсь отвязать пешню, но не выпускал Ивана Ивановича и рыбаков из моего поля зрения, стараясь сдержать на меня накатывающийся хохот. Когда рыбаки были уже метрах в десяти от Ивана Ивановича, он хотел резко выдернуть леску из лунки, но не тут то было. Иван Иванович ощутил резкий удар по леске, и леска рванулась из рук, убегая в лунку.  Иван Иванович оторопел, хотел над рыбаками подшутить, а что получилось. Леска бежала в лунку, уходя в глубь водохранилища. Увидев, что лески остаётся метров пять, Иван Иванович резко поддернул, леска натянулась и зазвенела, как струна от натуги, но не порвалась. Он попытался потянуть леску на себя, но у него ни чего не получилось. В это время подбежали рыбаки  с опустившегося вертолета и засыпали Иван Ивановича вопросами: - Ну, что? Чего ты орал, как не нормальный? – Сам ты не нормальный: - ответил возбужденный неожиданным поворотом дела Иван Иванович: – Помог бы лучше, видишь ни с места. Крокодил там прицепился что ли? Один из подбежавших рыбаков схватившись за леску стал помогать тянуть ее из воды, она как бы нехотя поддавшись появлялась сантиметр за сантиметром из воды. Я же ждавший в стороне развязки задуманной шутки, ни чего не мог понять и с удивлением наблюдал за происходящим. Я видел, как Иван Иванович с одним из рыбаков, медленно продвигались, держась оба за леску в сторону от лунки, за тем, они вроде как споткнувшись, оба упали на лед. Несколько секунд в воздухе висела тишина, а за тем ее прорезал трехэтажный, громкий мат Ивана Ивановича. Я подошел  к ним стараясь выяснить что же произошло на самом деле. В руках Ивана Ивановича торчал кусок порванной лески все мне объяснивший. Он стоял потрясенный произошедшим не громко повторяя: - Ото таке горе, хоть таньцюй».      


Рецензии