Третий Яхонтов

(Из истории рязанских улиц)

Долгое время я, как, наверное, и большинство рязанцев, считал, что улица Яхонтова названа в честь артиста эстрады, мастера художественного слова Владимира Николаевича Яхонтова (1899 - 1945 гг.).
Лишь в 1996 году, просматривая "Рязанскую энциклопедию", я обнаружил, что существовал ещё один Яхонтов, Степан Дмитриевич, основатель Рязанского архива, много лет являвшийся директором Рязанского краеведческого музея (1919 - 1928 гг.), один из инициаторов создания и активный сотрудник "Общества исследователей Рязанского края".
 Я подумал: "Может быть, в его честь названа улица?" И спросил об этом у работника библиотеки.
Каково же было моё удивление, когда мне сказали, что улица названа в честь третьего Яхонтова - председателя Рязанского губисполкома Валериана Ивановича.

Заинтересовавшись, я запросил в библиотеке музея-заповедника данные об этом человеке. Мне дали "Приокскую правду" за февраль 1981 года, где было сообщение известного краеведа В.Серебрякова о том, что улица названа в честь председателя Рязгубисполкома Валериана Ивановича Яхонтова. Из этой заметки неясно было, почему именно в честь Валериана Ивановича названа улица. Ведь председателей губисполкома в Рязани было несколько (сколько и кто именно - тема специального исследования).

В газете "Рабочий клич" (орган Рязанского губкома РКГТ(б) за 1926 год я нашёл дополнительные сведения о В.И.Яхонтове. Оказывается, он был членом Малого Совета Народных Комиссаров РСФСР, заместителем наркома юстиции, директором института советского права и редактором журнала "Советское право", все эти занимаемые должности, видимо, и повлияли на решение назвать в честь В.И.Яхонтова улицу в Рязани. Ведь он с июля 1922 года по июнь 1923 года работал в Рязани председателем губисполкома. В.Яхонтов некоторое время являлся и редактором губернской газеты "Рабочий клич" по совместительству (оставаясь председателем Рязгубисполкома).

Хотя и достойный человек В.И.Яхонтов, но я считаю, что гораздо больше сделал для города Степан Дмитриевич Яхонтов, ученик знаменитого историка В.О.Ключевского, всю жизнь посвятивший исследованиям Рязанского края. А потому будет справедливее, чтобы именно в его честь была названа улица в Рязани. Предлагаю к названию "улица Яхонтова" добавить: "Степана Дмитриевича".

 Статьи о Степане Дмитриевиче можно прочитать в "Рязанской энциклопедии", краеведческом альманахе "Отечество" (№ 1, 1990 г.), в "Вестнике рязанских краеведов" (№ 3, 1924 г.) и в "Библиографическом словаре писателей, учёных и художников, уроженцев Рязанской губернии" (последний, кстати, частично составлен самим Степаном Дмитриевичем).


Рецензии
Интересная информация. Мало знаем о достойных земляках.
С уважением

Лива Гончарова-Векшина   23.02.2015 19:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.