Генрих VIII и англикане

Англиканская церковь является наименее реформированной из всех протестантских церквей и сохраняет в своей организации много общего с католичеством. Объясняется это как своеобразием процесса Реформации на Британских островах, так и личностью самого реформатора – английского короля Генриха VIII.

                1. Развод Генриха VIII с женой и его разрыв с Римом
 
     Генрих был младшим сыном Генриха VII, первого короля из рода Тюдоров. Его старший брат, принц Артур, был человек хилый и болезненный. В ноябре 1501 г. он вступил в брак с арагонской принцессой Екатериной, но не мог исполнять супружеских обязанностей. Прикованный к постели, он кашлял, томился в лихорадке и, наконец, скончался в апреле 1502 г. Его юная вдова осталась в Лондоне. В 1505 г. между английским и испанским дворами была достигнута договоренность о том, что Екатерина выйдет замуж за младшего брата Артура, когда тому исполниться 15 лет. Папа Юлий II выдал диспенсацию – специальное разрешение на вторичный брак Екатерины, хотя его и удерживали от этого шага, указывая на известную библейскую заповедь: «Если кто возьмет жену брата своего, это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они…» В апреле 1509 г. Генрих VII умер, а в июне, незадолго до своей коронации, Генрих VIII обвенчался с Екатериной.

   В первую половину своего царствования король был очень хорошим католиком. В 1522 г. он послал папе памфлет своего сочинения, направленный против реформаторов. За этот труд Генрих получил от Рима титул «Защитника веры», а со стороны Лютера был осыпан оскорблениями. Но затем, под влиянием обстоятельств, король переменил свои взгляды на противоположные. Виной тому стали его семейные дела. Королева Екатерина за годы замужества была несколько раз беременна, но сумела родить в 1516 г. только одну здоровую девочку, нареченную Марией. Прожив двадцать лет в браке, король все еще не имел наследника престола. Так не могло более продолжаться. Постепенно между супругами возникло охлаждение. С 1525 г. Генрих перестал разделять с женой ложе, а Екатерину все больше стали занимать дела благочестия. Она носила под своими королевскими платьями францисканскую власяницу, и современные отчеты были заполнены упоминаниями о ее паломничествах, раздачах милостыни и постоянных молитвах. Между тем, король по-прежнему был полон сил, здоровья и имел к этому времени несколько внебрачных детей. В 1527 г. он сильно увлекся фрейлиной королевы Анной Болейн. Тогда же он дал своему канцлеру кардиналу Уолси ответственное поручение – собрав епископов и законников королевства, вынести суждение о юридической несостоятельности диспенсации Юлия II. Однако дело это оказалось крайне сложным. Королева не пожелала уходить в монастырь и упорно защищала свои права. Папа Климент VII не хотел даже слышать о разводе, а кардинал Уолси, не собирался допускать  брака короля с Анной Болейн и всячески затягивал дело. Кузен Анны Френсис Брайн, английский посол в Риме, сумел добыть секретное письмо кардинала к папе, в котором тот советовал Клименту не спешить с согласием на развод Генриха. Разгневанный король лишил фаворита всех своих милостей и сослал в дальнее захолустье, а с Екатериной стал обращаться грубо и сурово.

     Занявший место Уолси Томас Кромвель предложил Генриху развестись с Екатериной без папского разрешения. Почему, говорил он, король не хочет последовать примеру немецких князей и при содействии парламента объявить себя главой национальной церкви?  Мысль эта показалась деспотичному Генриху чрезвычайно заманчивой и он очень скоро дал уговорить себя. Поводом к наступлению на церковь послужила присяга папе, которую издревле давали  английские прелаты, хотя по английским законам они не имели права присягать никому, кроме своего государя. В феврале 1531 г. по повелению Генриха в высший уголовный суд Англии было внесено обвинение в нарушении законов против всего английского духовенства. Прелаты предложили королю большую сумму денег, чтобы прекратить процесс. Генрих отвечал, что ему необходимо другое – а именно, чтобы духовенство признало его протектором и единственным главою английской церкви. Епископы и аббаты ничего не могли противопоставить своеволию короля и согласились на это неслыханные требования. Вслед затем парламент принял ряд постановлений, разрывающих связи Англии с Римом. Одним из этих статусов подать в пользу папы была передана королю.

   На основании своих новых прав Генрих в начале 1533 г. назначил архиепископом Кентерберийским Томаса Кранмера. В мае Кранмер объявил  брак с Екатериной Арагонской недействительным, а через несколько дней Анна Болейн была провозглашена законной супругой короля и коронована. Папа Климент потребовал, чтобы Генрих явился с повинной в Рим. Король ответил на это надменным молчанием. В марте 1534 г. папа отлучил Генриха от церкви, объявил брак его с Анной незаконным, а родившуюся к этому времени дочь Елизавету - незаконнорожденной. Словно издеваясь над первосвященником, Генрих своим указом назвал недействительным свой первый брак, а родившуюся от нее дочь Марию  - лишенной всех прав на престолонаследие. Несчастная королева была заключена в монастырь. Это был полный разрыв. (Как известно, второй брак короля также оказался неудачным: в 1536 г. Анну Болейн обвинили в супружеской неверности и казнили).


                2. «Акт о супрематии»

В ноябре 1534 г. английский парламент принял «Акт о супрематии», провозгласивший Генриха VIII (и его преемников) единственным верховным земным главой Церкви Англии.

                3. «Десять статей» и «Кровавый статут»

Поначалу Генрих не хотел ничего менять в учении и догматах церкви. Но догмат о папской власти был так тесно сплетен схоластическим богословием со всей системой католичества, что при его отмене необходимо было отменить некоторые другие догматы и учреждения. В 1536 г. король утвердил первое вероисповедание англиканской церкви - так называемые,  «Десять статей», представлявшие причудливую смесь католичества и протестантизма. Этот акт постановлял, что источниками вероучения должны быть принимаемы только Священное Писание и три древних символа веры (то есть, отвергался авторитет церковного предания и папы). Признавались только три таинства из семи: крещение, причащение и покаяние. Отвергались моления святым, уменьшалось количество обрядов. Понимание причащения оставалось католическим, то есть как пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы. В согласии с учением Лютера, упоминалось, что человек оправдывается верою, однако признавалась также необходимость добрых дел. Действие индульгенций отрицалось, но сохранилось католическое учение о чистилище. В 1539 г. в дополнение к «Десяти статьям» был принят, так называемый, «Кровавый статут» в шести членах, где между прочим подтверждалось безбрачие духовенства. Этот акт явился сигналом к уничтожению икон, мощей, статуй и других священных реликвий.


                4. Секуляризация монастырей

Далеко ни все  в Англии одобряли церковный раскол. Потребовались жестокие репрессии для того, чтобы принудить английское духовенство к новым порядкам. Одной из первых жертв религиозных гонений стали монастыри. В 1534 г. Кромвель потребовал от английских монахов принесения особой клятвы – что они считают короля верховным главой английской церкви и отказываются от повиновения римскому епископу, который «незаконно присвоил себе в своих буллах называние папы». Как и следовало ожидать, это требование встретило среди монашеских орденов сильное сопротивление. Кромвель велел повесить вождей монашеской оппозиции. В 1536 г. был  принят статут о секуляризации имущества 376 мелких монастырей.
 Одновременно в 1538-1539 гг. была проведена секуляризация крупных монастырей. Все их колоссальное имущество поступило в собственность короля. Кроме того, в казну стали перечисляться десятина и другие церковные подати. Эти средства дали Генриху возможность значительно усилить флот и войска.

                5. Религиозные гонения

Религиозные реформы породили сильную оппозицию, с которой король вел неумолимую борьбу. Время Генриха VIII стало эпохой жесточайших религиозных гонений. Всякое сопротивление проводимой Реформации подавлялось с беспощадной суровостью. Считается, что за семнадцать последних лет правления Генриха было сожжено на кострах, казнено и умерло в темницах более 70 тысяч человек.

                6. Эдуард VI. «42 статьи»

Грозный король скончался в 1547 г., оставив английскую церковь в состоянии сильной неопределенности. Ему наследовал десятилетний сын Эдуард VI. Руководивший молодым королем герцог Сомерсет выписал в 1547 г. двух выдающихся протестантских богослов Мартина Буцера и Петра Мартира. С их помощью были наконец сформулированы все изменения в догматах и обрядах, завершившие Реформацию. Она увенчались изданием «Книги молитв» (1549), отменившей католическую мессу, и утверждением нового, более точного,  исповедания англиканской церкви, известного под названием «42 статей» (1553), в которых ощущалось сильное влияние кальвинизма. Не смотря на молодость Эдуард принимал живое участие в распространении евангелического учения. Сообщают, что когда королю было 13 лет, он очень заинтересовался богословием. «Нет таких занятий, - писал об Эдуарде один современник, - которыми бы король увлекался так же страстно, как чтением Священного Писания; он прочитывает ежедневно по десяти глав этой книги с самым большим вниманием». При всем этом он был совершенно лишен сердечной доброты и чувствовал влечение только к пуританской реформации. Эдуард бестрепетно подписывал смертные приговоры врагам веры. Важнейшие епископы времен Генриха VIII были отрешены и арестованы за староверство, а сводная сестра Эдуарда Мария  терпела сильные гонения за свою приверженность католицизму.

                7. Мария I. Католическая реакция

В 1553 г.  Эдуард VI  умер. Престол перешел к его старшей сестре Марии I (1553-1558). Жизнь этой женщины была печальна от рождения до самой смерти. После того как Генрих VIII вступил во второй брак, Марию удалили из дворца, оторвали от матери и наконец потребовали, чтобы она отреклась от католической веры. Однако, несмотря на свой юный возраст, она отказалась наотрез. Тогда ее подвергли множеству унижений: полагавшаяся принцессе свита была распущена, сама она, изгнанная в поместье Хетфилд, стала служанкой при дочери Анны Болейн, крошке Елизавете. Мачеха драла ее за уши. Приходилось опасаться за саму ее жизнь. Состояние Марии ухудшилось, но матери было запрещено видеться с ней. Только казнь Анны Болейн принесла Марии некоторое облегчение, особенно после того как она, сделав над собой усилие, признала отца «Верховным главой англиканской церкви». Тогда ей вернули свиту, и она опять получила доступ в королевский двор. В царствование Эдуарда гонения на Марию возобновились и были так тяжелы, что одно время она серьезно подумывала о бегстве из Англии.

Взойдя на престол, Мария положила конец Реформации. Но поскольку намерение королевы шло вразрез со стремлением нации,  царствование ее оказалось в высшей степени несчастно для Англии. Мария с женским упрямством желала возвратить страну под сень римской церкви. Сама она не находила удовольствия мучить и терзать людей несогласных с нею в вере; но она напустила на них юристов и богословов, пострадавших в прошлое царствование. К протестантам были применены страшные уставы, изданные в прежние годы против еретиков. С февраля 1555 г. по всей Англии запылали костры, на которых гибли уличенные в непризнании католицизма. Всего было сожжено около трехсот человек, и среди них видные иерархи английской церкви (включая архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера). Было приказано не щадить даже тех, кто, оказавшись перед кострищем, соглашался принять католичество. Все эти жестокости принесли королеве прозвище «Кровавой». Впрочем, торжество католической реакции оказалось непродолжительным. В 1558 г. Мария умерла от простуды.

8. Религиозная политика Елизаветы I. Окончательное оформление англиканской церкви

После смерти Марии I английской королевой стала ее сводная сестра Елизавета I (1558-1603) -  дочь несчастной Анны Болейн. Детство и юность этой государыни также были омрачены многими тяготами и тревогами. После казни ее матери, деспотичный и жестокий Генрих VIII объявил крошку Елизавету незаконной, запретил именовать ее принцессой и держал в отдалении от столицы в поместье Хетфилд. Только в конце своего царствования отец восстановил ее в правах престолонаследия, назначив Елизавете царствовать после сына Эдуарда и старшей сестры. В царствование Марии I принцессе пришлось пройти через трудные испытания. Королева вознамерилась обратить Елизавету в католичество. А поскольку та упорно отказывалась, отношения между сестрами, никогда не бывшие теплыми, стали портиться день ото дня. Наконец Елизавета попросила разрешения удалиться в свое поместье. Мария позволила ей покинуть двор, но до самой смерти относилась к сестре очень подозрительно.

Елизавета не являлась сторонницей внешних форм чистого протестантизма и была не прочь помириться с папой. Однако ее министр Сесил убедил Елизавету, что в интересах  ее политики будет держаться реформированной церкви. Действительно, английские католики считали сомнительными права Елизаветы  и всегда были готовы устраивать заговоры в пользу  шотландской королевы Марии Стюарт, которую объявили единственной законной преемницей Марии I.  Однако даже сделав свой выбор в пользу Реформации, Елизавета оставалась противницей ее крайних течений. В 1559 г. были изданы парламентом законы, окончательно сформировавшие англиканскую национальную церковь. Один из них устанавливал богослужение на английском языке, второй объявлял английского монарха главой церкви. Третьим приписывалась общая форма богослужения для всей страны, совершенно в том духе, как это было установлено при Генрихе VIII. В 1562 г. были приняты «39 статей», ставшие нормой исповедания англиканской церкви. Англикане, подобно всем протестантам, признают концепцию единоспасающей личной веры, отвергают церковное предание, учение о Чистилище, иконы, культ католических святых, мощи, обет безбрачия духовенства, учение о пресуществлении. При этом они сохранили такие свойственные католичеству черты, как представление о церкви, как необходимой посреднице в деле спасения людей, деление на священство (клир) и прихожан (мир), церковную иерархию (только вместо папы она подчинена королю), епископские суды, назначение епископов через епископское рукоположение и некоторые другие.

Наряду с католической оппозицией Елизавете пришлось столкнуться с постоянно нараставшим сопротивлением кальвинистов-пуритан, считавших, что в недостаточно реформированной англиканской церкви осталось слишком много пережитков папизма. Для борьбы с ними в 1583 г. была учреждена Судебная комиссия, которая стала энергично преследовать всех, не подчинявшихся верховной власти королевы в делах религии. В 1593 г. пуританам было предписано либо отказаться от своих взглядов, либо покинуть Англию. Однако во всех этих гонениях не было ни фанатизма, ни религиозного ханжества, они были продиктованы исключительно политическими мотивами.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190


Рецензии
Очень чётко изложено, спасибо.
И после всех этих чудовищных пертурбаций наступило счастливое и долгое царствование Елизаветы Первой, появился Шекспир и масса других литераторов.
Кстати, сейчас читаю книгу У.Шекспир "Дневник европейского путешествия", т. 2 (это перевод "Кориэтовых нелепостей" Томаса Кориэта, 1611) и обратил внимание, что при описании немецких городов автор отмечает наличие в них как протестанских церквей, так и католических (автор называет их "папистскими"). Т.е. в Германии в этот период они мирно сосуществовали.

Леввер   05.09.2021 15:44     Заявить о нарушении
Да, это был период, когда могло показаться, что компромисс достигнут. Но на самом деле веротерпимость утвердилась позже. Германию ждала страшная Тридцатилетняя война, а Англию - революция, тоже, по сути являвшаяся религиозной войной.

Константин Рыжов   06.09.2021 22:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.