Послесловие

     На снимке:  мой   "самиздат" - повесть "Ограничения" в твёрдом переплёте.

 Повесть-воспоминание «Ограничения» я написал в 2007 году (мне было 75). Пытался опубликовать, но издательства в лучшем случае вежливо отказывали,  в худшем – вообще не отвечали. Тогда я занялся «самиздатом». C помощью компьютера напечатал книжный текст, и, сделав переплётный станок, пресс и используя подручные материалы (картон от папок, кухонные полотенца «под холст» и т. д.), изготовил более двадцати книг в твёрдом переплёте. Тома получились похожие на типографские.  Кто-то сказал:" Неплохой дизайн ". Раздал детям, внукам, друзьям, а какие-то  экземпляры попали к литераторам и журналистам, которые очень меня поддержали.

В том же 2007 году  повесть опубликовали в интернете,  на сайте, который интересуется   историей поволжских немцев, потом на других сайтах.   Появились  публикации в печати - несколько глав повести опубликовали  в Караганде,  а потом её напечатали в московском журнале «Континент» (№137, 2008). И только в 2012 году повесть вместе с несколькими моими рассказами вышла из печати отдельными книгами на русском и на немецком языках.

 Вот так, различными путями повесть оказалась знакома людям. Знакомство происходило по разному – у кого-то через мой «самиздат», у кого-то через публикации в печати, но у большинства через всемирный  интернет.  На сайте поволжских немцев, например,  где разрешено скачивание, повесть на свои компьютеры «скачали» более тысячи человек. Некоторые печатают, дают читать знакомым, сдают в библиотеки.

  Ко мне стали приходить отзывы  – и  в устной форме,   и по телефону,   и в частных письмах, даже есть  критические статьи. Но в наиболее «документальном», оформленном  виде оказались отклики, полученные мной  по интернету – на интернет-сайтах, через социальные сети, по электронной почте.  Такие  отзывы можно сохранять, собирать вместе, печатать.

 Собранные вместе, отзывы, как оказалось, стали характеризовать не столько повесть, сколько приславших эти отзывы людей,  их неравнодушное отношение   к нашей истории, к тем событиям, которые происходили в те непростые годы.  Вот мнение читателя из Гамбурга: «Это документ нашей истории глазами ребёнка.»  Кто-то из читателей об этих событиях  знал, кто-то испытал их «на собственной шкуре», но многие, особенно из молодых, впервые узнавали об этом. Читательница из Новороссийска, например, писала:  « Думала много, часто перечитывала. Очень многого я просто не знала.»

  Ниже я привожу отзывы на повесть-воспоминание «Ограничения», которые я получил по интернету.  У большей их  части есть оригиналы, которые хранятся на моём компьютере.


   Караганда (Казахстан):
«...Две главы Вашей замечательной книги я пробую опубликовать в журнале «Евродом» (Eurohouse).  Материал приняли с интересом, но нужны фотографии. ...Книга Ваша непременно должна быть издана. И прочитана с интересом и в Германии, и здесь,  в Караганде. Подумайте об этом. С наилучшими пожеланиями Е. К..»
26.02.2008

   Новороссийск (Россия):
   «...Читать закончила на  том же эмоциональном подъёме. ...Большое спасибо. Думала много,часто перечитывала. Очень многого я просто не знала. Всего доброго.»
09.04.2008
 
       Бонн (Германия):
   «Здравствуйте Роберт Иванович, я прочитала Вашу повесть, за которую  Вам хочу сказать большое спасибо! Мне было очень  интересно. У меня маленький сыночек,  и он забирает практически всё время днём, поэтому читала по несколько глав по ночам.  Скажу честно, каждый  день ждала, когда же наконец сыночек уснёт и я смогу прочитать  дальше.   Ещё раз спасибо!“
31.08.2008

    Гамбург  (Германия):
«Эту тему или правду о наших родителях я прочитал ещё раньше, мне присылал её Роберт Иванович. В ней  очень много есть фактов, о которых мне рассказывал мой папа и его дядя. Очень интересно и огромное спасибо, Роберт Иванович, Вам.»
02.09.2008

      Электросталь (Россия):
  «Прочитал "Ограничения," как говорится, на одном дыхании... Было очень интересно узнать, как складывалась Ваша судьба. Приеду домой,  дам   отцу прочитать, он у меня из Казахстана, его родителей туда  переслали.»
02.11.2008

        Рига ( Латвия):
  «Уважаемый Роберт Иванович! Только что прочитала Ваш рассказ о жизни в журнале «Континент». Спасибо! Вы - истинный сын своего времени, очень большой оптимист и сильный человек. Теперь, вижу, Вы  живете в Германии? Желаю Вам здоровья, успехов, всего самого  доброго!»
06.11.2008

        Германия:
   «Господин Riedel,
большое спасибо Вам за повесть. Я её с большим интересом прочитал, иногда даже комок к горлу подкатывал.
Желаю Вам всего хорошего»
14.11.2008

    Дирдорф (Германия):
«Господин Ридель, спасибо Вам!»
15.11.2008

   Одесса (Украина):
«Здравствуйте, глубокоуважаемый Роберт Иванович! Я с большим интересом прочел Вашу  публикацию "Ограничения" в журнале "Континет". И с особым пристрастием - главки о Темир-Тау. Я - выходец из этого города.
   ...Жаль, что по техническим причинам [журнал] "Континент" не смог проиллюстрировать фотогрaфиями первую часть [«Ограничения»]. Они передают аромат времени, создают эффект присутствия, сопричастности, усиливают эмоциональную составляющую повествования»
18.03.2010

     Красноярск (Россия):
  «Я начала читать «Ограничения». Очень мне нравится. Многое напоминает рассказы моей бабы. Уверена, что ей она понравится. Здорово, что есть такая книга. Ещё бы фильм ещё снять.»
04.04.2010

  Село Кленовское (Урал, Россия):
  «Здравствуйте, Роберт!
Пишет Вам создатель сайта http://hramklenovskoe.ru. Извините, что не выслал Вам фото. Нечего высылать. То здание, где Вы учились полуразрушено, как во время войны. Река Пут подмывает фундамент, так что скоро этого здания не будет. ...Книгу Вашу скачал. Наши учителя литературы её прочитали. Как хорошо, что Вы её написали. Память объединяет людей. Так что Ваше имя в истории нашего села не будет забыто. Здоровья Вам!»
 09.05.2010

  Кассель ( Германия) :
«Здравствуйте Роберт Иванович.
Вторую вашу книгу тоже прочёл и тоже очень понравилась. Удивительно как ваша судьба похожа на судьбы моих родителей. Да видимо не только на их судьбы, но и на судьбы многих людей вашего поколения и поколения ваших родителей. Конечно сколько людей столько и жизненных историй, но то общее, что их обьединяет, передано вами удивительно точно, в спокойной, выдержанной манере, без озлобления. Надеюсь вашу книгу прочтут многие десятки тысяч людей, в том числе молодых, которые тоже получат представление о том периоде истории, о судьбе целого народа, основываясь на описаных вами событиях, фактах, судьбах. Буду рассказывать о ваших книгах друзьям и знакомым...»
15.05.2010
 
  Соест (Германия):
« Роберт Ридель, Вашу книгу я прочла ещё на прошлой неделе с начала до конца с упоением, большое Вам спасибо. Моего отца уже нет в живых, он нам скупо, но рассказывал очень похожие истории, поэтому мне вдвойне было интересно прочесть. Очень Вам признательна.»
02.10.2010

     Германия:
«Роберт, я закончила читать ваши "Ограничения". Просто обалдела, как хорошо, не ноя на судьбу и не пытаясь вызвать жалость у читателя, вы сумели описать самые трудные годы в своей жизни (я правильно поняла, что 1941-53 гг такими для вас были?.
... Крепкого вам здоровья!»
03.10.2010

Германия:
«Прочла тёплый отзыв Евгения Варкентина о вашем "Ограничении". Так мог написать только друг!
Хотя любой, кто прочитает эти ваши детские воспоминания, не сможет остаться равнодушным к вашей судьбе. И будет бесконечно удивлён: как много вам удалось достичь, несмотря на ограничения, которые вам приготовила судьба.»
08.10.2010

  село Кленовское (Урал, Россия):
«Здравствуйте, Роберт Иванович! Очень рада, что вы ответили. Читала не торопясь "смакуя" каждое слово , предложение, мысль , описание про  мою родную Кленовую. Очень понравилось. Читается легко , интересно читать, хочется узнать - что было дальше. Чувствуется от Вас , что любили наше село , людей. Для меня это очень приятно и дорого.  ...Прожили Вы тяжелую, но красивую жизнь, доказывая свою Значимость, многое Вам дано от Бога. Я Вам благодарна за эту книгу и, если Вы позволите, то скопирую и дам в школу, в библиотеку. Очень много узнала про историю села.  Поэтому Ваша книга для меня и нашего села КЛАД. Желаю Вам, Роберт Иванович, вашей семье доброго здоровья, удачи, радости.»
  22.11.2010

Гамбург (Германия):    
 «...Я ознакомился с Вашей повестью. Это важный документ нашей истории глазами ребенка. Спасибо.»
  09.01.2011

Гуэст (Германия):
« www.wolgadeutsche.ru - Авторские страницы «Роберт Ридель».
Люди, кто ещё не прочитал, прочитайте... Несколько дней читала, а потом ещё долго ходила под впечатлением...» 

Флорида (США):
«...Спасибо за Ваши воспоминания!»
24.02.2011

Кемерово (Россия):
«Здравствуйте, Роберт Иванович!
...Я сделала закладку Вашей книги отцу на рабочий стол. Ваша книга потрясает. Дети мои подрастут, прочтём вместе с ними.»
24.04.2011
 
  Луганск (Украина):
«Здравствуйте, Роберт!
...Я  прочитала Вашу талантливую книгу "Ограничения", благодарю Вас за доставленное удовольствие.
Фотографии и книгу распечатаю и передам Валентине Ефимовне (у них дома нет компьютера).
Ещё раз спасибо за всё, Вера.»
30.04.2011

Новороссийск (Россия):
«Здравствуйте, Роберт и Тая! Вчера  с большим интересом прочел "Ограничения" и как-будто побывал снова  в Темиртау и на Урале. Проезжали Нижний- Тагил, Серов, места твоего детства трудного,Роберт.»
21.08.2011


Свердловская область (Россия)
«Заглянул в Вашу повесть и, не отрываясь, прочёл. Интересные факты о жизни в изгнании, о проблемах, учёбе, людях.
Вы ровесник моего отца. И его жизнь была не простой в те годы.
Сейчас он в отставке.
...Но Вы правильно сделали, что опубликовали на Прозе.ру повесть.
Я, например, много нового узнал для себя о гонениях немцев, проживающих в СССР.»
 25-26.03.2012            

Зауралье (Россия)
  "Прочитала на одном дыхании - все так похоже на то, что рассказывала о своем детстве моя мама. Вы ровесник моих родителей. Читала и плакала- от того, что так приходилось жить - и про печеную картошку, прилепленную на буржуйку, и про дым из труб...Читала и вспоминала то, что пережила моя мама- и про Свердловскую область, и про вокзалы, про спецпереселенцев. Была ли она в их числе? Никогда не говорила, и только просила, чтобы ничего не говорили про родственников. Вспоминается фамилия Урбах - то ли бабушкин брат? Происхождение замалчивалось. А теперь...???
Спасибо большое!"
 28.06.2012


Караганда (Казахстан)
    «...Ваша книга берёт за душу, заставляет сопереживать, поэтому я решила написать Вам письмо.
   Я не ожидала такой оптимистической трагедии Вашего, Роберт, детства. Да и юности тоже. Постоянно находясь между неволей и свободой, Вы всегда оставались победителем. Терпеть можно с  покорностью и терпеть с достоинством. У Вас- второе. Конечно, здесь большую роль играют гены и, конечно, книги. Поражаюсь Вашей страсти к литературе.
   ...Хорошо, что после всех этих «ограничений» не осталось злобы, призыва к отмщению. Осталась только горечь. А это не одно   и то же. Хорошо, что нет прокурорских ноток, как у Соженицына, нет опускания до натуралистических подробностей. Испытываешь за Вас чувство гордости.
     Книга, Роберт, написана с огромным мастерством: она компактна, чётко определяется и ощущается аккуратность, чистоплотность, порядочность и интеллигентность.
     Спасибо огромное!»
22.08. 2012


Россия
 «На улице Игоря Лободы я прожил много лет, Наум Коржавин прекрасный поэт ...
Спасибо вам.»
30.10.2012

Deutschland
   «Добрый день, Роберт! Чрезвычайно интересный материал. Но главное – крайне нужное. полезное повествование. Ведь современная молодёжь не ведает, не знает об этих страшных временах. А нынешние идеологи делают всё так, чтобы вообще историю России исказить до неузнаваемости, чтобы всех сделать Иванами, не помнящими родства.
   Мне близка Ваша тема ещё и потому, что моя судьба мало чем отличается от Вашей, только в детдоме мне не пришлось побывать. Но хлебнула наша семья – не дай Бог кому такое пережить.
Всего Вам  светлого, дальнейших творческих успехов.»
16.12.2012


Новосибирск (Россия)
«...Подобные книги должны издаваться обязательно!
Из этих публикаций вырастает истинная история Советского Союза, где любили сравнивать с землёю кладбища своих предков и преступления советской власти, пряча концы в воду ...
Спасибо вам.»
30.12.2012

Германия
"... Автору удалось то, что он видел и пережил, в первую очередь ребенком и подростком, передать именно так, как воспринимал он в соответствующем возрасте, а не с позиции опытного человека. ...Вот еще один аспект , который хочеться отметить у Риделя - он не прокурор-обвинитель, осуждающий прошлое, он пишет о нем так, что можно ощутить атмосферу того времени... Нынче он живет в Германии, и его книга - это мост из его детства военных лет в современный Казахстан и мост дружбы между Родиной (Поволжье, Караганда) и родиной предков - и потому столь важно, что воспоминания-рассказы Роберта Риделя вышли и на немецком языке. Может увидят они свет и на казахском языке - это было бы достойной оценкой книги Роберта Риделя."
Февраль, 2013

 Вобург (Германия)
 «Прочла Вашу книгу не отрываясь! Написано очень интересно и доступно. В моих глазах Вы, Роберт Иванович, Человек с большой буквы и не второго, а высшего класса. Дай бог Вам здоровья и душевного спокойствия на долгие годы. Большой спасибо за Вашу Книгу! Может ещё что-нибудь наишете?»
23.02.2013

Красноярск (Россия)
  "Роберт, преклоняю перед Вами голову!!! Просмотрела Ваш сайт, Вы на себе испытали весь этот ужас, но всё равно нашли в себе силы и многого добились."
27.07.2013

Москва (Россия)
   «...Большое спасибо за книгу «Ограничения», которую мы получили 20 марта (через 2,5 месяца!).
   Книга Ваша потрясла нас с супругой... до глубины души. Это одна из немногих книг, которая подарена нам судьбой и Вами! Стиль изложения напомнил мне «Ивана Денисовича» Солженицына. Спокойно, без нагнетания страстей, очень образно следует Ваш потрясающей силы рассказ о судьбе немецкого мальчика в России. Мы удивились и возмущались тем, какие «сюрпризы» постоянно готовила Вам судьба и как с гордо поднятой головой Вы эти «сюрпризы» преодолевали.
   Очень здорово описана жизнь в детдомах, где встретилось много хороших ребят и воспитателей! Потрясающе спокойно описаны встречи с отцом и матерью. Жаль, что в книге нет их фотографий.
    Я считаю, что по Вашей повести о жизни должен быть снят художественно-документальный фильм...»
23.03.2013


Красноярск (Россия)
«Ваши рассказы на вес золота. Я их не только читаю, но и копирую, что бы потом вновь и вновь перечитать. Низкий Вам поклон.»
27.07.2013


Ауэ (Германия)
«...Прочитала Вашу повесть «Ограничения». Большое спасибо за неё. Очень рада за Вас, что Вас на жизненном пути сопровождали по большей части хорошие люди и Вам удалось, несмотря на все невзгоды, которые сопровождали почти всех до одного немцев – переселенцев, добиться успехов в Вашей жизни. События в Вашем повествовании перекликаются с событиями, описанными в книге Иды Бендер „Sch;n ist die Jugend...bei frohen Zeiten“, в ней тоже описываются события тех лет в Тюхтете, Краснотурьинске. Без слёз эти автобиографические повествования читать невозможно...»


08.08.2013
Россия
 "У нас поразительная страна. Пережить, что пережили Вы, врагу не пожелаешь! И в то же время - возможность получить образование, проявить свои способности.
Вы написали очень хорошо, интересно. Вообще приятно читать, написанное умным человеком".
22.03.2014

Россия
   "Что читать?
   Это для тех, кто умную книгу предпочитает дежурному сериалу TV.
Книги не были в свободной продаже в России и найти их можно только на сайте Немцы Поволжья: обе "заняли" несколько бессонных ночей, но не жалею времени:
   1. Мануэль Арсе. Воспоминания о России ( история испанского ребёнка, вывезенного в Россию в 37).
Wolgadeutsche.net/bibliothek/Arce.htm
   2. Роберт Ридель. "Ограничения" ( история немецкого мальчика в России) - Мюнхен: vela -Verlag.2012
09.05.2015

   Израиль
  «Добрый день, Роберт!
Неисповедимы пути. Вы живете в Германии, я в Израиле.
  …С 1959-1961г., после института я работала в школе-интернат
в 20-ти км. от Бисерти(лесоучасток Первомайский).
...Спасибо Вам за Ваши произведения. Многое нам знакомо(и не из книг),ведь
мы с Вами современники, люди одного поколения.
   В Прозе.ру и Стихах.ру мой муж, а я просто читатель. Но читаем
и обсуждаем мы вместе.
   Еще раз спасибо за полученное удовольствие.
   Здоровья Вам и Вашим близким…»
   11.07.2016


  Темиртау, Казахстан
  „Уважаемый Роберт - простите, не знаю Вашего отчества - поэтому по интернетовской манере…  Посылаю вам заметку,не сомневаюсь, эта точка зрения вам небезинтересна, как и не нова.   
Я прочитала вашу книгу воспоминаний, никак не могла собраться с мыслями, но хотелось бы отметить, что та сдержанная манера, в которой книга написана, отражает только события и очень мало эмоций о пережитом. Это не значит, что книга слаба, напротив, её сила именно в вашем сегодняшнем отношении к прожитому.  Итог вашего творчества подвёл Евтушенко в этой беседе [ссылка на известное интервью о депортации российских немцев - Р. Ридель ], тоже не новой:  ваша книга - готовый сюжет и сценарий для современных произведений.  Простите, что осмелилась давать оценку.  Спасибо за книгу.
Отдельное спасибо за вашу память и фотографии.“
 24.11.2016

   Россия
   «Здравствуйте, Роберт. Очень качественная проза, хорошо написано.
И детское восприятие передано психологически верно. Дети счастливее взрослых. Они не понимают всей глубины проблем. И всегда открыты новым впечатлениям. Момент, когда отец, докрашивая ставни, узнает о переселении, очень сильный. Столько лет строить дом, почти закончить и... Знать, что больше не будешь в нем жить, что въедут сюда чужие люди, а твою семью ждет неизвестность»
16.01.2017

 Россия
«Здравствуйте, Роберт! С большим интересом читаю ваше произведение. Сознаюсь, впервые слышу о трудармии. И если еще могу понять мобилизацию мужчин: одни на фронте, другие работают, но угон несчастных женщин, которым не на кого оставить детей - в голове не укладывается. Детдомов нет, в деревнях свои семьи большие. Кто возьмет чужих малышей? Вашему герою в некотором роде повезло - он единственный ребенок. было приданое, да еще и тетя Шура матери встретилась. Страшно представить, что могло произойти. ...Бедные-бедные женщины. Представляю их состояние, когда ты уезжаешь неизвестно куда. а твой ребенок не устроен…»
  18.01.2017

   Россия
    «...Я с большим интересом прочла вашу повесть. Вы правильно поступили, что решили литературно оформить свои воспоминания и опубликовать их. Думаю, немногие знают в подробностях о судьбе поволжских немцев, о том, в какие условиях они были поставлены. Я, к примеру, знала только, что их высылали. Но когда это показано через призму конкретной судьбы, особенно судьбы ребенка, воспринимается острее. А люди Вам, действительно, в жизни попадались хорошие и интересные. С удовольствием прочла про Ваше знакомство с Коржавиным и с сыном Сергея Есенина. И Вы, не смотря на все испытания, многого добились.
Спасибо вам за Вашу повесть.»
20.01.2017


Карпинск
"Кто бывал в городах: Караганда, Темиртау, Карпинск, Краснотурьинск, Улан-Удэ и др. - прочитайте! Из истории нашей страны..."
17.03.2018







         








 


Рецензии