О счастье

Полгода назад я ходила к психологу. Она задала мне вопрос: «Когда вы ощущаете счастье?». Я ответила: «Когда хорошее солнце. Когда посмотрю интересный фильм. Когда проведу вечер в приятной компании». Психолог говорит: «Все не то. Вы разве не ощущаете счастье внутри себя? Не потому, что что-то произошло, а просто. Вот как ребенок — он чувствует, что его любит мама, и ему хорошо». Я задумалась: «Нет, так почти не бывает». Далее она спросила: «Вы знаете, что такое любовь? Вы ощущали, что вас любит близкий вам человек?». Я тогда не смогла что-нибудь вразумительное ответить. Я знаю, что такое любовь, потому что я чувствую ее по отношению к другим людям — к близким подругам и двум бывшим мужчинам. Но имелось в виду, чтобы я чувствовала, как любят меня. Психолог спрашивала, любила ли меня мама. Я отвечала, что нет. Психолог удивлялась, почему меня это не волнует. Я начала беспокоиться, что со мной что-то не так.

Я пришла домой и села думать. Я молчала, пила чай и думала, очень напряженно. Где-то через сутки мне открылось. Я вспомнила, что меня в детстве очень любили бабушка и папа. Что это было великолепное ощущение — счастье внутри себя, просто потому что я такая девочка, и меня любят. Перерыв в общении с папой у меня был лет на двадцать. С бабушкой — на десять. За столько времени я забыла, каково это — чувствовать любовь. Хотя общее понимание осталось, такое навсегда не утрачивается.

Осознав, я сначала расплакалась — от грусти из-за того, что я столько лет жила без любви родных людей, — а потом поговорила с ними обоими по телефону. И папа, и бабушка отнеслись к вопросу серьезно, и минут по тридцать рассказывали, что очень, очень любят меня, еще с моего рождения. Оба они чувствуют себя виноватыми в том, что мы не общались столько лет, но я стараюсь с них эту вину снять, дело лишь в обстоятельствах.

Успокоившись, я занялась домашними делами, и ничего особенного со мной в этот день не происходило. Была пасмурная погода, я дописала какую-то заметку, пообедала, помыла посуду. Не было гениальных фильмов, приятных компаний. Но вдруг я уловила в себе это ощущение счастья внутри, как в детстве. Сложно описать — такая тихая радость, покой, уверенность в себе и мире вокруг, хочется улыбаться, лучше относиться к людям.

С тех пор я время от времени чувствую в себе это, запоминаю. К людям из детства — бабушке и папе — прибавился еще один любящий меня человек. Это мой брат Митя. Мы впервые увиделись только года три назад, и через некоторое время он дал мне понять, что я для него — близкий человек, родной.

Мы недавно ходили в кафе и в кино. Потом вернулись домой, к Мите друг зашел — они сидели в зале за компьютером, а я у папы в комнате читала журнал. Но я все время откладывала чтение, потому что снова чувствовала, как же мне хорошо, как я счастлива, хотелось в это погрузиться. Фильм был средний, кафе обычное — ощущение счастья появилось только благодаря любви брата. Это ли не великолепно? И главное, брат меня на шесть лет младше, а насколько духовно богаче. Я же откликнулась на любовь в ответ, а не первой ее проявила.

Счастье — это не когда тебя понимают. И не в культурных ценностях. Не в разговорах, не в путешествиях. В любви, и все. Так просто.


Рецензии