душа на распашку

Я всегда говорила всем это почти сразу же после того, как называла своё имя. Привет, я Нелли, я еврейка.

Привет!
Я Нелли, я еврейка и я никогда не была в Израиле.
Тогда мне говорили, что видимо плохая из меня еврейка, потому как все евреи, которые слышали от меня подобное, хоть раз да побывали на исторической Родине. "Ой, да я же учился в Израиле 5 месяцев, когда мне было 11 лет" ,"Ой, да у меня ж там тётя живёт, почти каждое лето к ней мотаюсь!"
О, ну да, конечно, к тёте в Петах-Тикву из Минска это как к соседу через забор за яблоками сходить, ага.
5 месяцев! в 11 лет! ну и что ж ты там помнишь-то? :)
Нет, ну разумеется, я завидовала и даже не белой, в последнее время, завистью. Ну как-так, а? Даже мой брат там был. На той земле, которая снилась иногда. На той земле, куда постоянно ездят те люди, с которыми я впервые отпраздновала Суккот и из чьих уст узнала что-то дельное про шаббат...

Но вот, мой час таки настал. 14-го февраля звонит мне координатор "Таглита" и "Масы" и ненавязчиво так интересуется, еду ли я через 9 дней в ту-самую-страну? Тут, знаете ли, возможность есть... полетишь?
Я вскочила и уронила стул. Ну конечно! Да да да! Я говорю: "Инна, вы мой ангел!" Я говорю: "Как же я ждала этого звонка!" Я говорю "Куда подъехать?" и нацарапываю адрес непишущей ручкой на тыльной стороне кисти.
Наверное на том конце провода подумали что я чокнутая. А, ладно. Так и было...
Это записки чокнутого фаната Израиля и если вы хотите узнать что там плохого, то это не ко мне. Серьёзно.

Поехала я, значит, по программе "Таглит". 32 человека в группе. 10 дней солнца и счастья. 6 коренных израильтян в группе, чьи родители в своё время репатриировались. 2 мадриха (слово как-то тут же прицепилось и называть девчонок просто "сопровождающими" уже язык не поворачивался) 1 гид, 1 охранник и 1 водитель.

На самом деле писать об Израиле, как кто-то когда-то сказал, - редкостная наглость. Потому как если пишешь про эту страну, то невольно вступаешь в конкуренцию с Библией, в которой уже всё десять раз написано, описано и переписано.
Но я рискну вставить в это большое и полное собрание всего свои пять копеек.
Наша большущая, громадная, длиннейшая поездка в 10 дней началась конечно же с самолёта, который принёс нашу группу на Землю Обетованную.
Надо признаться, я никогда не летала на самолёте. Вот честное пионерское!
То есть вы понимаете, каким сюрпризом для меня стало наше это белорусское "БелАвиа".  Для меня, видевшей аэропорты-самолёты только в фильмах и даже не представлявшей (но в глубине души догадывающейся), что у нас с этим делом так печально. Самолёт изнутри напоминал старую детскую загадку про огурец, моя же безумная фантазия пририсовала внутрь не семечки, как по загадке, а кильки. Ибо набиты мы туда были действительно как кильки в банку. Окей, летим мы значит в этом огурце, набитом вплотную кильками, слева от меня крыло. Крыло похоже на дырявую крышу сарая. Все те, кто у окна и видят крыло, как-то в один момент синхронно оборачиваются, смотрят на него и синхронно же произносят - " ИЭТОПОЛЕТИТ???!"
Этополетело.
И оно довезло нас даже в аэропорт "Бен-Гурион", названный в честь первого премьер-министра Давида Бен-Гуриона.
На самом деле, в Израиле, это очень знаменитый человек. Что-то вроде тутошнего Ленина в плане наименований. И если у нас в каждом городе есть улица Ленина, площадь Ленина, Ленинский музей, театр имени Ленина, а попадаются и целые города с такими оригинальнейшими названиями как Ленинск, то там все улицы, университеты, музеи и т.д. названы в честь этого самого Давида Б.-Г. Так что заблудится в этом бен-гурионском королевстве очень легко. Прямо как у нас, в ленинском Ленинске... :)

Всё становится ужасно простым, когда приезжаешь домой. Домой. Ты так долго живёшь где-то в своей стране, ходишь в школу, университет, на работу, у тебя то будни, то пьянки-гулянки, а тут раз - и приезжаешь домой. И ты чувствуешь что это действительно то место, где тебе хочется жить, растить своих детей и, что самое главное, - работать. Но вот облом - ни традиций, ни языка, ни даже способностей солнца на побережье Мёртвого моря (кстати, судя по обгоревшим за два часа лицам, весьма впечатляющих) ты не знаешь. Но о неудобствах даже речи быть не может! Вокруг ведь те самые люди, с которыми  хочется дружить и в дальнейшем, только познакомившись. И когда я впервые увидела присоединившихся к нашей группе израильтян, у меня были довольно смешанные чувства. Какие они, эти русскоговоряще люди, выросшие в культуре, отличной от моей собственной? как мне говорить с ними? как себя вести?! Но замешательство как пришло так и ушло, и почти сразу же я прицепилась к девушке в военной форме и начала расспрашивать её про армию, службу да и страну в целом. Мне-то, восторженному туристу, может всё показаться медово-сахарным, а вот каково ей, военнослужащей Армии обороны Израиля, когда живёшь в постоянном напряжении и в глубине души ожидаешь что однажды бомба свалится именно на твой дом.
-Мира, вот как тебе?!
А Мира смотрит на меня непонимающими глазами (да-да, я слишком быстро говорю:)) и отвечает, что страшно конечно, но ведь это её дом и она ни за что не согласилась бы жить где-то ещё.
Ну тут у меня, конечно, счастливый обморок - я очень долгое время уже мечтаю о службе в Израильской армии и мне очень приятны хорошие отзывы о ней. Согласитесь же, намного веселее хотеть в то место, где в большинстве своём хорошо, тепло и кормят. Чем в то место, где холодно, форма на два размера больше, денег почти не платят, да ещё и комбат мудак. (это о белорусской армии, где служит мой муж). Хотя, это я наверное преувеличиваю. Комбат-мудак может попасться кому угодно. Тут уж не важно какая страна.

Больше всего меня впечатлило море и Иерусалим. Конечно, в святой земле есть много мест, где надо побывать и где душа откровенно поёт... Да вообще, скажу я вам, там везде душа поёт. Это же дом!
Но вот море....ммм... Море было именно такое, как я и думала. Нет, вру. Не такое. Когда я совершенно не умела плавать (сейчас я не так не умею плавать как раньше, но навык неумения сохранился) и дико боялась воды, мама мне рассказывала про море, где не тонут. На этом море можно запросто лежать. Вода там такая плотная, что сама тебя выталкивает. Так вот по какой воде ходил Иисус! - "догадалась" я. И с тех пор это море стало моей голубой мечтой. Мечтой человека, так и не научившегося нормально плавать.  Наша встреча была именно такой, какой я представляла её себе все эти годы. На пляже почти никого и буквально три человека в воде бултыхаются ногами кверху. Свидание почти наедине.
А камешки такие мелкие, такие острые. Так больно ходить по мечте... так ранки концентрат солевой жжёт.... ууух!
Но какое оно красивое, ребята!  Это море такое светлое. Такое чудесное. Прозрачное. Не будь оно таким злым и жгучим, стало бы просто идеальным.. а может оно уже идеально?..
Как говорится, добро должно быть с кулаками. Может быть это и есть последняя защита умирающего существа, из которого тянут все соки на изготовление косметики и всякой другой нужной вроде бы штуки. Одно дело угрохать одного песца на севере, а совсем другое - убить целое море, хоть бы и Мёртвое.

А вот об Иерусалиме. Сложно что-то новое о нём написать. В Танахе наверное ещё не было описано пьянок белорусских туристов... Но и я не горю желанием..эмм.. палить контору :) Последние три дня мы жили в иерусалимском отеле. Шёл дождь, снег (впервые за 4 года!) и погода в большинстве своём была пакостная. Но это совершенно не помешало нам съездить к Стене Плача, пройтись под землёй в узеньком, но очень длинном коридорчике, совершенно недавно раскопанном. С потолка постоянно капало, было ужасно скользко, холодно и хотелось всех убить. Что поделать - путь к мечте не бывает таким уж простым, сухим и лёгким. :) И если уже ты идёшь в гости к святыне, то должен хотя бы немного прочувствовать атмосферу того прошлого. Должно же хоть немного на тебя свалится той бяки, хоть тысячная часть от того, что свалилась на тех, кто тут когда-то жил.
У стены плача атмосфера была накалена до предела. Дождь пошёл стеной. Был четверг - день бар мицвы. Каждый понедельник и четверг около Западной Стены масса народа: песни, летящие конфеты, фотографы и видеооператоры, и, конечно, главное – чтение Торы. Совершенно не вяжется с названием (стена Плача) и самой святостью места. С одного конца веселились, а с другого -  женщины плакали, стучали кулаками в стену и кричали молитвы на своих каких-то языках. Дождь стекал по их лицам, пальто давно уже промокли и висели на них как  тряпки, но они всё плакали и кричали.... и единственным желанием на тот момент могло быть только то, что бы всё о чем так истово молят эти женщины - сбылось. Сбылось бы сейчас и немедленно. А за себя как-то не просится. Как только что выяснилось - всё хорошо.

Думаю, что впечатление о стране, городе, селе, всегда складывается благодаря тем людям, которые там живут. Тем людям, которые по каким-то причинам любят или не любят конкретное место. Погода плохая, вечно война, сигареты дорогие, религиозные товарищи надоели и так далее. Это всё могут сказать те, кому живётся не очень. Те, кто курит, плохо переносит жару, плохо переносит политику и плохо переносит людей в целом. Мне повезло - гид нашей группы если и курил и плохо переносил людей в целом, то делал это очень редко и почти незаметно.
Заметно было другое. Заметно было то, что каким-то образом Яд Ва Шем превратился в реальное поле боя. Реальный концлагерь. Там начали ходить призраки прошлых лет, призраки этих красивых людей, которых убивали совершенно ни за что. Он говорил, и мне казалось что дуло фашистского оружия уже направлено мне в лоб. Что это меня ведут, ставят к стенке и расстреливают вместе с теми, кто был в том кровавом прошлом. Там всё становится реальностью. Оживают и убитые и те, кто убивал. Оживают римляне, оживают цари, строители, священники, арабы, евреи, христиане, крестоносцы... Из груды камней вдруг вырастает Масада. Величественная, такая как раньше. А под её стенами стоят тысячи людей. И их видно! Видно из нашего 21-го века...
Солнце золотым мячиком выкатывается из-за Мёртвого Моря. Пустыня расцветает, распускается как анемон по утру от самой маленькой капли влаги, розовеет. Свет отражается в море и вот уже два огненных блюдца на горизонте. Это ветер гудит в стенах или тысячи человек внизу готовятся к нападению и потрясают оружием в своём мистическом убийственном нетерпении? Замираешь. Не двигаешься и не дышишь. Отзвуки прошлого будоражат кровь до температуры кипения. Уже слышно боевой клич военачальников. Серёжа переводит дух, что бы показать процесс нападения на крепость и... в этот волнующий момент... редкая птичка эндемик - черный маленький скворец - живописно какает тебе на плечо.
Всё. Сворачиваем лавочку. Здесь даже птицы антисемитно срут на голову ни в чем не повинным туристам!
А чтоб жизнь малиной не казалась, ок?!
Ок. Еврею никогда жизнь малиной не казалась.


Рецензии