Светские песни

Сколько я ни пыталась приучить себя к “православным”, “духовным” песням, ничего не вышло. Еще в церкви,  время от времени,  мне нравилось пение, но чтобы что-то такое дома, слушать, в том числе, “православных бардов”... Настолько уныло, мрачно, депрессивно -  или ненатурально, искусственно. Много в это время слушала Михаила Щербакова, хотя и его песни, в основном, наводили на меня уныние (“на всей Земле не выйдет счастья нам”). По крайней мере, в них было и интеллигентное заигрывание с религией, и живые мысли, свободные размышления. Последнее заставляло меня пару раз исповедоваться в чрезмерном увлечении светскими песнями. В “книжицах с грехами”, продававшихся в киосках при церквях, обязательно было что-то вроде “слушала бесстыжие светские песни”. Я так и не разобралась, это все светские песни нужно было считать “бесстыжими” или же была такая особая классификационная единица, и на всякий случай за все исповедовалась...

В то же время, я выросла  и повзрослела на авторской песне и русском роке, Визборе, Высоцком, Вере Матвееве, Городницком, Долиной, Гребенщикове, Дольском, Окуджаве, Макаревиче. Свободолюбие, доверие своим чувствам и мыслям и почти полное равнодушие к религии этих жанров было в моей крови. Я пыталась бороться с собой, но ничего не получалось.

Читала в книге Марины Влади, что уважаемый мной с детства Высоцкий ни во что не верил. Сомневалась: как же, такие замечательные песни, душа народная - редко какой поэт был так популярен - и атеист... Но жене-то, наверное, было виднее.  Интересная параллель: верующие часто искренне изумляются: такую глубокую истину такой-то изрек, очень добрый человек такой-то оказался (в предисловии к “Размышлениям” Марка Аврелия, например) - и не из нашей песочницы! Вера часто не дает “чужим” шанса быть умными, добрыми, талантливыми. Ну это же просто подло!

Переворот в моем сознании совпал с увлечением песнями и музыкой британского автора-исполнителя Яна Андерсона и его группы Jethro Tull. На меня обрушился поток жизнерадостной энергии, беззастенчиво-”плотских” (в церковной терминологии), таких земных любви и счастья, - и мир снова показался прекрасным. Андерсон в свое время прославился своими атаками на “организованную”, “системную” религию, “золотую клетку”. Его пластинки даже сжигали в Америке. Однако сам он придерживается неких свободных верований в стиле нью эйдж (и ошибочно, на мой взгляд, считает, что религии дают людям мораль) и даже написал прекрасные “Двенадцать танцев с богом”. Считаю такое издержками диалектико-алгоритмического мышления, элегантного, сложного - и легко принимающего идею творца как программиста (да простит меня Гуленко).

Вобщем, песни для меня, в пору религиозного дурмана, были отдушиной - маленьким окошком в нормальный мир. Теперь я уже снаружи. Теперь даже интеллигентское заигрывание с религией в песнях я не переношу: слишком напоминает о времени плена.


Рецензии