Профилактика уличного травматизма

                ПРОФИЛАКТИКА  уличного травматизма

     Введение пятидневной рабочей недели в своё время позволила более рационально расходовать своё свободное время – отдохнуть, набраться новых сил, подышать свежим воздухом, выехать за город, на лоно природы. И тысячи людей пешком, на автобусах, на мотоциклах и собственных автомашинах устремляются за город.
     Но представим себе такую картину. По улице на предельной скорости мчится автомобиль. И вдруг перед ним появляются двое мальчишек. У водителя мало времени для торможения, и он, спасая жизнь ребятишек, резко сворачивает в сторону. Автомобиль на большой скорости врезается в столб. В результате машина повреждена, водитель от сильного удара получил тяжёлую черепно-мозговою травму и множественные оскольчатые переломы предплечий.
     Это один из эпизодов, которые, к сожалению, ещё часто встречаются на улицах и дорогах. Уличный травматизм, особенно в условиях большого города со всё возрастающим движением, приобретает особое значение как по частоте, так и по тяжести. Среди всех видов несчастных случаев – в быту, на производстве, в спорте и т.д. – автотранспортные происшествия уносят наибольшее число жизней и причиняет наиболее серьёзные повреждения.
Большинство пострадавших при падениях на улицах в связи с плохой уборкой обледенелых тротуаров в зимнее и весеннее время иногда становятся нетрудоспособными, а иногда и инвалидами.
     Но причины уличных несчастных случаев не являются неизбежным следствием роста средств передвижения в городах. Обычно они связаны с нарушением правил уличного движения водителями городского транспорта, пешеходами, плохой уборкой тротуаров, нарушением техники безопасности, при ремонте дорог. Нередко виновники несчастных случаев или пострадавшие находятся в состоянии алкогольного опьянения.
Жизнь человека, его здоровье и долголетие зависит не только от профилактики болезней, но и от решительной борьбы с теми многочисленными несчастными случаями, которые каждый час и каждый день уносят огромное количество жертв.
     По данным Всемирной организации здравоохранения, во всём мире среди всех причин смерти на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания, на втором – злокачественные опухоли и на третьем месте в этой печальной сводке стоят несчастные случаи. Количество их в последние годы угрожающе растёт. Статистика дорожно-транспортных происшествий за 10 лет свидетельствует о том, что кривая человеческих жертв неуклонно поднимается вверх.
     Первой жертвой автомобиля была госпожа Дрискол из г.Кройдон в Англии: в 18896 году на неё налетел автомобиль, двигавшийся с "непозволительной" скоростью – 6 км в час. Теперь на дорогах мира ежедневно гибнет более 1000 человек. Автомобиль – помощник, средство передвижения, но и "убийца номер один".
     Раньше газеты на своих страницах писали: "В нашей стране несчастных случаев, связанных с дорожно-уличными происшествиями, значительно меньше, чем в капиталистических странах, но, тем не менее, они не редки".
     Однако, по данным скорой помощи, преобладающее большинство несчастных случаев связано со случайным падением людей, особенно в зимнее и весеннее время, и лишь третью часть составляет городской транспорт. Но по тяжести полученных травм в этих двух случаях на первом месте стоит травматизм, связанный с автомототранспортом.
     Рассмотрим причины дорожных происшествий.
     Несчастные случаи – не удары судьбы. Они вовсе не так уж случайны, а вызываются определёнными причинами, которые необходимо выявлять, изучать и предупреждать. В Лонг-Айленде, близ Нью-Йорка, в начале автострады висит большой щит с такой предупредительной надписью: "Телеграфные столбы наносят автомобилям повреждения только в процессе самообороны".
     Некоторые зарубежные учёные-исследователи считают, что часть людей вследствие врождённой особенности их характера, а также состояния здоровья предрасположены к несчастным случаям. Они-де чаще и являются виновниками происшествий или их жертвами. Эти взгляды на врождённую "предрасположенность" крайне не состоятельны.
     Рассматривая причины дорожно-транспортного травматизма, необходимо выделить четыре главных звена, взаимосвязанных и каждое из которых может быть самостоятельной причиной – это водитель, пешеход, дорога и сам транспорт.
     Наибольшее количество транспортных травм в г.Саранске приходится на мужчин в возрасте от 18 до 49 лет. Из каждых 100 человек, получивших транспортную травму, 15 – дети. Число травм возрастает в летние месяцы, особенно в субботние, воскресные и праздничные дни; кроме того, 63% транспортных травм было получено в вечернее время и ночью.
     Возвращаясь к четырём звеньям причины травматизма, следует отметить, что только по вине пешеходов возникает 38% дорожно-транспортных происшествий, 2/3 погибших от транспортных травм так же пешеходы. Это происходит вследствие нарушения правил уличного движения – пешеходы переходят улицу при близко идущим транспортом, неожиданно выходят из-за стоящего транспорта и т.д. дети, как всегда, подражают взрослым. Анализ возникновения транспортных травм у детей показал, что 67% случаев они получены из-за незнания или несоблюдения правил уличного движения. Вот при этого:
   10 мая 1967 года ученик 2 класса 12 школы Саша В. шёл домой из школы с товарищами. По дороге они затеяли игру и, когда за Сашей погнался его товарищ, он выскочил на проезжую часть улицы и был сбит автомобилем. В результате Саша получил несовместимую с жизнью травму и погиб на месте происшествия.
     Но не следует забывать и о другом звене причины транспортных травм – о водителе.   Водитель, севший за руль автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, может стать причиной дорожно-транспортной катастрофы. По данным Национального Совета безопасности США, почти половина всех несчастных случаев со смертельным исходом связана с употреблением алкоголя.
     С профилактической целью нью-йоркская полиция в канун одного Нового года вручила водителям автомашин своеобразные поздравительные пожелания карточки, содержавшие, однако, не обычные новогодние пожелания, а всего только три вопроса: "Как ты собираешься провести Новый год – дома, в кругу своей семьи? В госпитале? Или, может, в морге?! Подумай, это может для тебя оказаться полезным". Тем не менее 562 американца погибло в Новогодний праздник.
     По Франции водители машин, встречавшие 1966 Новый год в кафе и ресторанах, сдавали ключи от системы зажигания в специальные ящики, открывающиеся с помощью сложного цифрового кода. Предполагалось, что пьяный водитель не сумеет сесть за руль. Но и это не помогло.
     В нашем городе значительная часть транспортных травм связана с алкогольным опьянением водителей (35%) и пешеходов (16%). Характерно так же, что это в 5 раз превышает число дорожно-транспортных происшествий по вине пьяного шофёра в г.Москве. только за 1968 год через Саранский вытрезвитель прошло 432 водителя. Интересно будет узнать, что если шофёр выпил всего 120 грамм спирта, скорость движения автомобиля может быть завышена на 20-30 км в час, реакция же на опасность замедляется в 8-9 раз.
   Вот пример: 25 сентября 1968 года водитель грузовой машины  П. сел за руль в нетрезвом состоянии. Во время объезда его машина ударилась правым бортом о другой автомобиль и встала поперек дороги. Ехавшая навстречу автомашина "Москвич" заехала под кузов стоящего поперёк дороги грузовика. Эта авария стоила жизни водителю "Москвича" и трём его пассажирам.
     Следует отметить, что водители, принявшие алкоголь, даже на следующий день могут совершить аварию. В состоянии похмелья замедляются реакции, притупляется зрительное и слуховое восприятие, ощущаются головные боли, тошнота, дрожание рук и т.д.
     Нужно учитывать и то обстоятельство, что при необходимости срочного торможения самый опытный, искусный и внимательный шофёр не может сразу остановить машину. С момента начала торможения машина проходит некоторое расстояние, так называемый – тормозной путь. Длина тормозного пути зависит от состояния дороги и от скорости движения автомашины.    Легковой автомобиль, идущий со скоростью 30 км в час по сухой и ровной дороге, после начала торможения проходит ещё 6 метров, грузовой автомобиль или автобус – 10 метров, троллейбус – 16 метров. Чем больше первоначальная скорость машины, тем длиннее путь торможения. Особенно он увеличивается на мокром асфальтированном шоссе, на снежной или обледенелой дороге.
     Лихачество водителя, часто поощряемое пассажирами автомашины, может всегда привести к тяжёлой катастрофе. Большое значение во всех дорожных происшествиях имеет утомление водителя, ведущее к снижению мастерства вождения. При этом снижается внимание к сигналам и предупреждающим знакам, а также нарушается правильность и скорость реакции при аварийных ситуациях.
     Медицина свидетельствует, что при резком торможении при скорости 80 км в час в первые секунды вес сердца водителя и пассажира возрастает с 300 гр. До 5 кг, вес крови – с 5 до 85 кг вес мозга – с 1,5 до 25 кг. Резкое повышение давления может вызвать нарушение мозгового кровообращения у водителя и вследствие этого привести к катастрофе.
Нельзя не остановиться на курении. От одной затяжки папиросы в организме остаётся такое количество угарного газа, которое во много превышает допустимый предел его в жилых и рабочих помещениях. Уже 3 сигареты, выкуренные в закрытой машине, насыщают воздух значительным количеством окиси углерода. Вследствие этого у водителей резко снижается острота зрения, реакция и восприятие других органов чувств, что также может способствовать возникновению аварийной обстановки.
     Нельзя отрицать в некоторых случаях и влияние состояния дороги на возникновение несчастных случаев. Узкие дороги, без разъездов, плохое покрытие их, отсутствие дорожных знаков и предупреждающих ограждений во время ремонта, плохая освещённость дорог, обледенение в зимнее время и другие моменты могут способствовать созданию аварийной обстановки.
     Но все эти моменты могут быть решающими только в тех случаях, когда настороженность, бдительность и опыт водителя недостаточны.
   Так, по данным ОРУД ГАИ Москвы, в июле 1965 года 67% дорожно-транспортных происшествий зарегистрировано на широких дорогах.
     Говоря об уличной травме, нельзя не остановиться на большом количестве пострадавших, поступающих в лечебные учреждения после падения на улицах. Это наблюдается в основном зимой, во время гололедицы. Плохая уборка обледенелых тротуаров, не посыпанных песком, скользкие ступеньки при входе в дом, не зарытые ямы во дворах, без ограждений, нередко служат причиной самых различных повреждений.
Случаи тяжёлых травм, даже со смертельным исходом, бывают тогда, когда глыбы снега и льда (сосульки) падают с крыш на прохожих. Подобных несчастных случаев легко можно было бы избежать при своевременной очистке тротуаров и крыш.
     Практика показывает, что подавляющее большинство несчастных случаев можно заранее предупредить. Для этого нужно повысить дисциплину пешеходов и водителей.
Перед выходом на работу водитель должен принять пищу и хорошо отдохнуть, чтобы чувствовать себя бодрым. Только это обеспечит его высокую бдительность и выносливость в течение всего рабочего дня.
     Одежда водителя должна быть свободной и тёплой, особенно в зимнее время. Кабина должна быть чистой. Необходимо следить за тем, чтобы в неё не попадали отработанные, вредные для организма газы, которые могут вызвать головные боли, тошноту и даже отравление. Стёкла кабины должны всегда быть чистыми – это обеспечит хорошую видимость.
     Перед выходом на линию водитель должен убедиться в исправности автомобиля, помня о том, что неисправный автомобиль может стать причиной транспортной катастрофы.
Категорически запрещается потребление алкогольных напитков, даже в незначительных количествах, как накануне, так и в день выезда. Следует помнить, что пьяный водитель за рулём повышает опасность уличного движения.
     Мотоциклисты и их пассажиры во время езды должны обязательно надевать защитные шлемы, так как при транспортной катастрофе чаще всего повреждается голова мотоциклиста, а это может привести к смерти или инвалидности.
     Также не стоит забывать о повышении квалификации водителя. Следует как можно чаще проводить контрольные опросы шофёров по правилам уличного движения.
Эти правила должны также хорошо знать и пешеходы. Для этого необходимо организовывать лектории, специальные занятия по изучению правил уличного движения. Пешеходы должны твёрдо знать, что улицу нужно переходить только там, где обозначен переход, и только при зелёном цвете светофора. Пешеход должен убедить в безопасности перехода и спокойно, не бегом, перейти улицу. Помните, что, сэкономив время при переходе перед близко идущим транспортом, можно потерять жизнь.
     В школах необходимо обратить серьёзное внимание на изучение школьниками правил уличного движения. Запрещайте детям устраивать игры на проезжей части улицы. Помните, что воспитание правильного поведения на улице сохраняет детям не только здоровье, но и жизнь. Сами взрослые не должны подавать детям дурной повод для подражания.
     Большое внимание следует уделить организации нормального ночного освещения городских магистралей. И нужно заметить, что в нашем городе многие улицы недостаточно освещены. При проведенном опросе 736 шофёров 2-х городских автохозяйств свыше 700 из них оценили освещение дорог в городе как недостаточное.
     Кроме того, нужно улучшить состояние покрытия дорог. Ведь плохой асфальт тоже может стать причиной катастрофы.
     Также следует повысить ответственность водителей за исправность автомобиля.
     Не стоит забывать и о великой силе слова, наглядной агитации. Плакаты, щиты, листовки, брошюры должны способствовать развитию воспитанию в человеке чувство правильного поведения на улице.
     Широкое привлечение общественности к устранению существующих недостатков в организации движения пешеходов, движения транспорта даёт возможность скорее снизить количество несчастных случаев на улице.
     В завершении мне хотелось обратиться к вам с призывом:
       Дорогие друзья, во имя вашего здоровья, во имя безопасности ваших сограждан будьте осторожны и внимательны на улице. Серьёзнее изучайте правила уличного движения. Помните, соблюдение правил уличного движения – залог вашей безопасности!

         PS – Работа подготовлена в 1971 года, когда я был студентом 4-го курса медицинского факультета МГУ им.Н.П.Огарёва. Она прозвучала на занятии в рамках санитарного просвещения и опубликовалась в республиканской газете.
     Прошло 40 лет. Оглянитесь вокруг и найдите хотя бы одно отличие в актуальности данной статьи
 


Рецензии
Очень интересная и правильная статья. удачи в творчестве.

Александр Михельман   27.05.2012 08:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.