Ученый и артисты

Мыслительница Юрьна в своем развитии прошла все положенные мыслителю этапы. От маленькой обиженной Юрьны, через молодую и красивую Юрьну, программистку, нищую программистку, прямиком на пенсию.

А маленькая обиженная Юрьна любила рисовать. Вы бы тоже полюбили, если бы вас так хвалили, как хвалили эту маленькую художницу, чтобы под ногами не путалась.

Полдня маленькая Юрьна проводила на полу за рисованием. Столом ей служил чемодан с инструментами, на нем и рисовала.

Много мыслей роилось от безделья в голове маленькой художницы, до всего приходилось доходить собственным детским умом, домашним вечно некогда своим взрослым умом поделиться.

Один о тот же цветок рисовала. Вот за этот один и тот же цветок её и хвалили взрослые, чтобы не приставала. А уж когда тебя так хвалят, впору замахнуться и на портрет! Так появился первый автопортрет, за ним портреты домочадцев, а впоследствии портреты одноклассников.

Юрьна подросла и пошла в школу. Раз в год на школьницу внезапно нападало вдохновение и не отпускало ровно два дня. Одноклассники выстраивались в очередь и норовили стащить нарисованный карандашом портрет. Так что портретной галереи собрать не удалось, и понять, действительно ли хороши были портреты, теперь уже нет возможности.

Студентке Юрьне рисовать совсем некогда было, а привычка разглядывать лица и влюбляться в типажи осталась. Глаза сами разыскивали в толпе интересные и красивые. Юрьна вспоминала похожих на них знакомых людей и о характере владельца лица, совершенно его не зная, могла сказать многое. Таким образом, привычка разглядывать людей принесла свои плоды.

Это присказка. Сказка впереди.

Вот представьте себе, что вы двадцать лет разглядываете одно и то же лицо, знаете каждую черточку до мелочей  и каждый раз фигеете при встрече. Минут пять не можете вникнуть в суть разговора, ум игнорирует постороннюю информацию.

А если это твой начальник, который тебе задание дает? А ты фигеешь, всматриваясь опять и опять в его лицо?

Слава богу, что стиль общения у научников предполагал предварительный легкий треп за жизнь, а уж потом, на сладкое, со всем рвением и радостью, занятие любимым делом.

Так что программистка Юрьна имела нужную паузу, чтобы не оконфузиться и вовремя въехать в тему. Итак.


***


Перейдя в новую лабораторию, молодая красивая Юрьна познакомилась со своим новым начальником. Программистку поразило его внешнее сходство, почти полная идентичность, с актером Валентином Гафтом - рост, лицо, мимика, голос, стиль одежды, походка.

Гафта программистке доводилось наблюдать не только по телевизору (она высоко ценила талант актера и с нетерпением ждала каждого телеспектакля с его участием),  но и в непосредственной близости в Коктебеле, где снимался фильм  «Короли и капуста», и в Феодосии за соседним столиком в ресторане.

Однажды имела с ним непосредственный и плотный контакт - врезалась головой в живот. Неслась головой вперед к кассе за две минуты до закрытия магазина "Галантерея" по соседству с "Елисеевским".

Выглядела Юрьна тогда вполне прилично - узкое черное пальто с воротником из ламы, сапожки на высоком каблуке - обыкновенная молодая фифа. Но скорость была такова, что обогнуть высокого мужчину в дубленке  не удалось.

Подняв глаза вверх с дежурным "извините",  невольно поздоровалась:


- Здравствуйте... Владимир Сергеевич…

"Здравствуйте" было сказано вслух, а "Владимир Сергеевич" осталось недоговоренным.

Владимир Сергеевич показался каким-то странным, ложным.

Почему он такой синий и глаза  печальные и карие, как у собаки?

Как это он так быстро посинел и опечалился? Еще сорок минут назад улыбался, когда с работы уходила. Начальник на своем рабочем месте оставался. Шустрый  какой. Обогнал! И что он делает в моей родной галантерее на другом конце Москвы?


- Здравствуйте, девушка - ответил ложный Владимир Сергеевич, и Юрьна помчалась дальше, магазин закрывался.

А если это не Владимир Сергеевич, то где я его видела? - поисковая система головы уперлась в соседний столик феодосийского ресторана. Ну, слава богу! Любимый артист пьет не беспробудно! - обрадовалась молодая красивая Юрьна, в первый раз  увидев живого Гафта трезвым. Это сильно обнадежило программистку.

Тут надо добавить, что начальник Юрьне попался уникальный, мало того, что ученый,   спортсмен, ценитель и знаток музыки и литературы, но еще и  блестящий рассказчик. Персонажи его рассказов стояли перед глазами, картины врезались в память.

В его исполнении эпизоды из жизни приобретали вид готовых юмористических сценок, даже если речь шла о драматических моментах. Чего стоило Владимиру Сергеевичу одно только увольнение известного всему институту пьяницы и бездельника!

Полгода судебного процесса, потеря двадцати килограммов живого веса. Победа далась нелегко. А сотрудники умирали со смеху, когда начальник  описывал свои невзгоды, как карабкался, задыхаясь,  по ветхой щербатой лестнице на пятый этаж в зал заседаний, какие дивные острые запахи наполняли помещение суда. Да…

А замечательный рассказ, как однажды водил делегацию иностранных ученых в ресторан "Пекин"? Там в очередной смене блюд подали тарелочку с непонятной черной змеюкой. Разрезать на части не удалось. Гадина выскальзывала из-под  ножа и вилки и норовила ускакать из тарелки на скатерть.

Тогда ученый решил съесть ее целиком. Засунуть в рот и разжевать. Не тут-то было! Рептилия оказалась на редкость жесткой, резиново-каменной. Попробовал проглотить. Не вышло. Сидит с этой гадостью во рту, говорить с коллегами не может. И выплюнуть на тарелку не может - неприлично. Что делать? Сдаваться? Позориться перед иностранцами?

Ну нет! Нагнулся под стол, как-бы завязать шнурок, вытащил наконец надоевшую змеюку двумя пальцами. И аккуратненько закрутил вокруг ножки стола. Вздохнул с облегчением. Очень был рад, что справился с дурацкой ситуацией.


Так вот. По ходу жизни из одного такого рассказа  Владимира Сергеевича Юрьна почерпнула очень интересную информацию.

 
К её большому удивлению оказалось, что пока программистка искала сходства и отличия у двойников,  Гафт и Владимир Сергеевич   занимались тем же самым,  регулярно встречаясь! Встречались в одном и том же месте. Гафт работал, а Владимир Сергеевич жил на одной улице в районе Чистых прудов.

Встречи сопровождались обычным ритуалом - оба мерили друг друга взглядом с головы до ног и обратно, будто глядя на самих себя в зеркало и ища хоть одно отличие.

Здоровались, никогда не заговаривая друг с другом,  расходились, и, отойдя на некоторое расстояние, одновременно оборачивались, как бы желая использовать редкую возможность «посмотреть на себя со стороны».

Но зеркальным отражениям, как известно, не суждено увидеть свою обратную сторону - только лица! Оба были недовольны. Да и могут ли быть довольны случайно повстречавшиеся двойники?

Если бы Гафт знал, что Владимир Сергеевич по артистизму натуры и остроте слова ему не уступал, да еще и являлся ученым с мировым именем!

Встретились два достойных соперника и две яркие личности - так увидела эту картину, как наяву, Юрьна, пока Владимир Сергеевич  рассказывал о встрече.

А в подвале дома, где  многие годы жил ученый, находилась знаменитая "Табакерка" - экспериментальный театр Олега Табакова.

Однажды Табаков остановил Владимира Сергеевича:

- Здраааавствуйте!- преградил дорогу мужчина в черном кожаном пальто до пят.

- Здравствуйте.

- Я  чааасто Вас тут вижу! – прищурился артист, пытаясь вывести ученого на чистую воду.

- Ничего странного – я здесь живу.

- Почему Вы к нам никогда не заходите? – добродушно замурлыкал кот Матроскин, как-бы не догадываясь, что в его подвальчик с улицы не попадешь.

- Приходите прямо сегодня. Я приглашааююю!

- Спасибо большое, но сегодня  не могу. Дела! - и продолжил движение.

- Вы плохо кончите! –  с хитрой улыбкой  погрозил ему  вдогонку  режиссер, резюмируя разговор.


Два немолодых хулигана с уважением посмотрели друг на друга.


Этот краткий разговор был совершенно в духе Владимира Сергеевича и напоминал словесные поединки на научных семинарах, оживлявшие заседания.

Очень надеюсь, что хулиганы, и тот и другой, плохо кончать не станут, поживут еще, порадуют народ своими талантами…

http://www.proza.ru/2012/04/03/148
==================================================


Фото: Имшенник Владимир Сергеевич, российский ученый-физик, член-корреспондент РАН. Специалист в области теоретической астрофизики и радиационной гидродинамики, физики плазмы и управляемого термоядерного синтеза. Награжден золотой медалью им. А. Д. Сахарова. Фото автора


Рецензии
Спасибо, получил удовольствие от чтения двух Ваших рассказов о талантливом во всех смыслах человеке. Эпизод со змеюкой прям сейчас ставь в кинокомедию и все будут кататься со смеху. Владимира Сергеевича впредь буду помнить, может быть загляну в википедию, чтобы узнать о нём поподробнее.

Завидую вашей лёгкой иронии, с которой Вы пишете рассказы. Мне бы так уметь, но это природное качество, ему не научишься. Если его нет, то и не будет никогда, к сожалению.

Смутила меня у Вас вот это, цитирую: "Астрофизическая тематика в то время была под запретом". Вот уж удивили, так удивили. Никогда не слышал о гонениях на Астрофизику, мне казалось, что при советской власти эта наука всегда была в почёте. Часто бывает так, у талантливого учёного возникает конфликт с чиновниками от науки, и те, в отместку, закрывают финансирование его темы. В это бы я легко поверил. В науке такие ситуации сплошь и рядом.

С уважением, Е.Кимов.

Евгений Кимов   24.06.2016 11:52     Заявить о нарушении
К сожалению, я права. Просто Вы забыли старые времена, всяческие допуски и закрытые тематики.
Астрофизиков тогда в мире было человек пятьдесят и все они были знакомы лично.
Старые времена возвращаются. Публикация астрофизических статей опять сопряжена с большим количеством походов в разрешительные инстанции.

Спасибо большое за интерес!

С благодарностью, теплом и улыбкой,

Ирина Литвинова   24.06.2016 12:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.