Сэмов День рождения

Удивительное это дело - попасть на дружескую вечеринку, где все веселятся, гуляют и выпивают, и ты тоже веселишься и гуляешь, но не выпиваешь. Много удается подглядеть, а главное запомнить того, что обычно ускользает из внимания, а на другой день так и вообще становится невосполнимым провалом в памяти. Такой случай представился мне совсем недавно.
Все началось с телефонного звонка. Звонил мой старинный друган Сэм. По паспорту то он, правда, значится как Алексей, но все знают, что на самом то деле он по жизни не кто иной, как Сэм. К телефону подошла моя жена Таня, и как только я понял из их разговора, что звонит Сэм, то сразу догадался почему: у него День рождения, и я как всегда забыл его с ним поздравить, Тут я должен признаться, что с памятью на даты у меня всегда было плоховато. Друзья это знают, но все равно обижаются. Вот и на этот раз разговор наш начался так:
- Привет, Мандаринчик! (Мандаринчик - это я. Хотя называет так меня, пожалуй, только один Сэм, но это другая история.) Что это ты меня с Рождением не поздравил?
- Прости, Сэм, - говорю, - как всегда с числами плохо.
- Ну ладно, ладно. Приходите с Таней послезавтра в пятницу ко мне.- Смилостивился он.
Кто будет присутствовать, я даже не стал интересоваться. Что толку спрашивать, если и так известно. Дело в том, что состав нашей компании вот уже как десять лет, а то и больше остается неизменным. Бывают, правда, некоторые отклонения, когда раз в сто лет кто-нибудь придает с дамой, но это бывает так редко, что такую вероятность брать в расчет я не стал и, как мы увидим дальше, не ошибся.
Срочно переговорив с мамой и попросив ее посидеть с дочкой, мы с женой стали думать, что дарить. Собственно думал по этому поводу я, а жена думала, что бы ей надеть. Поэтому о подарке спорить не пришлось, и выбор (мой) пал на какой-нибудь мужской парфюмерный набор. Купить его поручалось Тане.
На следующий день вечером, как мы и договаривались, я стал звонить Сэму. Он клялся и божился, что будет дома, но до 12 часов я ему так и не дозвонился. Набравшись наглости, в десять тридцать утра в пятницу я позвонил Лене, подруге Сэма.
- Алло,- услышал я её заспанный голос.
- Привет. Прошу прощения, если разбудил, - извинился я. - Не знаешь, твой кавалер сегодня празднует или нет?
- А это ты сам у него спроси, - сонно ответила Лена и передала трубку Сэму, который, как выясняется, ночевал у неё.
- Алло, привет, - хриплый и ещё более заспанный голос моего друга говорил о том, что утро для него ещё не началось, и за его окном сверкают ночные звезды. - Всё в силе, приезжайте часам к восьми.
- Всё, мы у тебя будем. Правда, в одиннадцать - одиннадцать тридцать предстоя уезжать, так как мама одна с дочкой в первый раз и мы волнуемся.- Нашей дочурке недавно исполнилось полгодика и мы её ещё никогда подолгу ни с кем не оставляли. - Кроме того, мне нужно будет отвезти маму назад домой, поэтому я буду на машине.
- Это что же тебе и выпить нельзя? - В голосе Сэма прозвучали искренняя боль и удивление. Здесь надо отметить, что время от времени кто-нибудь из нашей гоп-компании приезжает на совместные празднования на свой тачке и, естественно, в этот день не пьет. Так поступали почти все. Все, но только не Сэм. Если уж он и приезжает на подобные мероприятия на своём "Форде", то обязательно остается на ночь. Выпить и закусить, а в кругу друзей особенно, для него святое. Но Сэм был бы не Сэм, если бы сразу не нашел в этой ситуации положительного зерна, поэтому, сменив удивление на утвердительную интонацию, он, как ни в чем не бывало, добавил, - Тогда захвати с собой пару табуреток, а то на всех посадочных мест не хватает.
- У меня их нет, а есть только стулья. Куда я их засуну, они большие, - без особого энтузиазма отозвался я, зная заранее, что отговориться и переспорить Сэма ещё никому не удавалось.
- Куда, куда... На заднее сиденье положишь. Машина большая, влезут, - добивал Сэм.
Так что вечером нам пришлось выдвигаться если и не со своим самоваром в Тулу, то уж со своими стульями это точно. Впереди шествовала Таня с сумками и вещами, а за ней к машине топал я, гордо неся два наших изрядно потрепанных стула один на другом. С трудом, засовывая их на заднее сиденье, стараясь не ставить на грязный асфальт и суетясь под моросящим дождём, мы, наконец, справились с этим нелегким делом. При этом жена, как будто впервые  их увидев, заметила:
- Хорошие какие у нас стулья, прочные такие. Надо-бы вот только их заново обтянуть.
Дорога от нас до Сэма, а он живет на Сущевском Валу рядом с кладбищем, занимает, обычно, не более пятнадцати минут. Это не в "часы пик", конечно. Я так и рассчитал, да не тут-то было. На Савеловском мосту мы попали в такую пробку, что наши чудо-автомобилисты самосильно организовали двухстороннее движение по  тротуарам. Прождав в пробке минут двадцать и уже не надеясь за следующие двадцать минут проехать оставшиеся десять метров до нужного поворота, я, в очередной раз поправ свою принципиальность, стройно влился в ряды нарушителей, выехал на тротуар и уже через три минуты был у Сэмова подъезда.
Мои предположения полностью оправдались: по квартире бродили и неторопливо "разминались" аперитивами наши общие друзья - Лёха и Юра. Ну, естественно был и сам Сэмэн с Леной. Она что-то стряпала и доделывала на кухне. Дело в том, что они сами заявились с продуктами только полвосьмого. Но это вполне в духе нашего друга, учитывая его неторопливость и исключительную разборчивость при выборе покупок на оптовом рынке особенно в отношение их цен.
Лёха и Юра покуривали на балконе, чинно беседуя о чём-то, оглядывая свысока грандиозную пробку на Сущевке, хорошо видимую с восьмого этажа. Я решил присоединиться к ним, хотя и не курю.
- А где твоя машина-то? - спросил Лёха, - я думал ты её под окна поставил. Вон видишь Сэмов "Форд" стоит? - И он указал вниз, где под балконом виднелась крыша многострадального "Форда" старины Сэма, неоднократно подвергавшегося жестоким коллизиям на непростых улицах нашего любимого города. Справедливости ради стоит сказать, что любить его от этого меньше Сэм не стал, а даже наоборот: после каждого очередного повреждения  хозяин с неистребимым упорством принимался чинить бедный автомобиль, проникаясь к нему всё большим обожанием. И хотя в результате этих починок и замен "Форд" уже, пожалуй, постепенно приобрел новый кузов, он по-прежнему был в силе и готов ответить на беззаветную любовь своего хозяина 1000-киллометровым пробегом.
- Обязательно переставь под окно, - присоединился Сэм, - Кто же машины во дворе без присмотра оставляет? - При этом он выглянул из окна и с любовью добавил: - Вон мой "Форд" стоит, а рядом с ним целая площадка свободная.
Быстро одевшись, я спустился во двор и переставил свою "Ауди" на упомянутую площадку. В лифте я нажал кнопку восьмого этажа и, напевая что-то из рока 70-х, стал ждать остановки. Она произошла неожиданно скоро. Где-то между 6 и 7 этажом. Моя физиономия оказалось на уровне с давно немытым полом, что удовольствия мне, ясно дело, не прибавило. Не долго думая, нажимаю кнопку "6". Лифт скользит вниз, вот и шестой этаж, сейчас должен остановиться... Но не тут-то было. После легкого щелчка кабина в замедленном темпе, с подозрительным скрипом и каким-то злорадным шипением провалилась ниже и застыла, не доехав пятого этажа.  Пришлось нажать кнопку "4". Все повторилось сначала. Последней моей мыслью, когда на карачках я выбирался из лифта, застрявшего между четвертым и третьим этажом, была: "А ведь назад придется спускаться вместе со стульями пешком".
Хозяин встретил меня радушной улыбкой, слегка взбодренной легким возлиянием, - Лифт сломался, говоришь? Странно, со мной такого никогда не случалось. Не успел приехать - уже нам тут лифт весь поломал!
За стол ещё не садились, что, впрочем, совсем не помешало мужской половине заметно понизить уровень содержимого нескольких откупоренных бутылок.
- Что же, Сэм, у тебя окна такие грязные, да и занавесок никаких нет? - решил немного отыграться за равнодушие к моим передрягам с лифтом я.
- Ты что не помнишь, что я недавно только сюда перебрался? Да и времени нет, - проворчал он. Я ничего не стал говорить, хотя переехал он в эту квартиру еще семь месяцев назад, в апреле. Кому как не мне это знать - я ведь был среди тех, кто его и перевозил. Но дело было и так уже сделано, и камушек попал туда куда надо.
- Думаешь, он сам будет окна мыть? - проглотила наживку Лена, - как же, жди!  Только тут я ему не помощница: - своей квартиры хватает, он мне там не больно-то помогает.   
- У Сэма другие заботы, - подхватил эстафету Лёха, - Дети, работа... - Ты кстати знаешь, что он на новую работу напротив своего дома на машине ездит?
- А как же! Мой "Форд" всегда должен быть со мной рядом, - незамедлительно отозвался Сэм. - Ладно, хватит разглагольствовать, пора за стол садиться. Вот и салаты готовы.
Было около десяти вечера, когда мы наконец-то сели за стол.
- Что-то, по-моему, стульев у нас многовато, - саркастически заметил я.
- Это потому что Гари с женой не пришел, - пояснил Сэм. Гари - это его школьный друг Игорь. - Странно, что он сам не приехал. Ведь обещал, что будет хотя бы один.
В этот момент со стола за неимением места пришлось убрать тарелку с хлебом, и я поставил её временно на софу.
- Что ты, что ты! Убери сейчас же! - Заорал Сэм, - Ты разве не понимаешь, что к ней снизу могло что-нибудь прилипнуть, например рыба! Мало ли на что её Лена могла там на кухне поставить.
Особое отношение нашего друга к рыбе следует отметить особо. Сам то он её любит, но чистить или не дай Бог притронуться к рыбе рукой - это уж для него никак не возможно. Ест её он с помощью вилки и ножа, не разрезая, а выцарапывая из бедного хладнокровного отдельные кусочки. Такое варварское отношение к продукту Сэм объясняет нежеланием пачкать руки и мыть их потом "в десяти водах с мылом полчаса". Был даже такой случай, когда на его предыдущей коммунальной квартире, где он жил в одной комнате, я после рыбы за неимением мыла вымыл руки просто водой и вытер об его полотенце. Ничего не подозревая, я вернулся в комнату и через какое-то время ушел. Только через несколько дней от Лёши я потом узнал, как Сэм возмущался и кричал, что руки после рыбы надо тщательнейшим образом мыть с мылом, а уж потом вытирать об его полотенца.  Хотя этот случай произошел несколько лет назад, но я подозреваю, что он мне это полотенце так до конца и не простил до сих пор.
Сэм вообще не любит касаться каких-либо продуктов руками, даже тех, которые ими и принято есть. "В левой руке я должен держать вилку, - говорит он, - а в правой - стакан. Что же это будет, если я весь его жирными руками изляпаю?". Себя Сэм гордо называет "гигиенист". Поэтому я думаю, что уважаемые читатели не удивятся, когда я скажу, что присутствовавшая на столе замечательная атлантическая селедка была нарезана огромными ломтями с костями, хребтом и, по-моему. даже в чешуе. Справедливости ради все же отмечу, что, не смотря на это, она пользовалась должным уважением и скоро исчезла со стола.
- Это я её порезала, - гордо заявила Лена. - Лёша (это она так Сэма называет) к ней даже притрагиваться отказался.
- Пора и первый тост произносить! - встрепенулся Сэм, - Давайте за меня рюмки поднимем и поехали!
- Это что же ты хочешь сказать: произнесли тост, подняли бокалы и валяйте, мол, по домам? - не замедлил съязвить я, -  Даже допить людям не дашь?
Шутка - шуткой, но во избежание ненужных эксцессов пришлось резко менять тему, хотя все дружно посмеивались. Кто-кто, а Сэм шутки понимает, но День Рождения был все-таки его...
Проехались по компьютерам. Тут и Юра приобщился к беседе. А я нет, - маловато я о них знаю.
В этот момент моя жена Таня с чистотой во взоре, как ни в чем не бывало, плюхнула блюдо с салатом прямо на тахту. Тут УЖ ДАЖЕ Я ИСПУГАЛСЯ. Шутка ли, попасть под немилость Сэма.   
-Убери, убери скорей, пока никто не видел, - зашипел я. Ура! Сэм не заметил.
Тем временем беседа за столом шла своим чередом. Обсудив вопросы использования в домашних условиях компьютерной системы "Интернет", мы перешли к животрепещущей теме филиппинских хиллеров. Тут даже прагматик Сэм не смог дать однозначного ответа: шулерство это или нет.
- Вот, что я вам  скажу, - многозначительно заметил он, - Не то нам показывают по телевизору, не то! Вот начали всякие эротические программы для полуночников катать. Разве это нормальный мужчина выдержать может? Я отвечаю: - нет! Я лично больше пяти минут сидеть и смотреть не могу - хочется куда-то бежать и что-то делать. Монолог Сэма прошел бы под всеобщее одобрение, если бы не Лёха. Многозначительно выдержав паузу, он веско сказал: - Вообще-то теперь только анальный секс в моде, а все остальное уже давно отошло!
- Вот я-то не знал, что уже столько лет занимаюсь чем-то незаконным, - действительно удивился Сэм.
- Вот-вот, теперь знай, - добавил Леха, - я вам давно про это твержу, а вы только ржете, как козлы.
- Может, как жеребцы? - переспросил я.
- А ты не язви, коли не знаешь, чем весь мир занимается, - отреагировал Лёха.
Я, конечно, знал, что на это ответить, но не стал, тем более что нам давно было пора домой. Дочка с мамой никак не могла уснуть, и надо было торопиться. Поэтому, взяв стулья под мышку, по ступенькам, без лифта мы потопали к машине. Вот и закончился один из наших обычных вечеров.


1997 год


Рецензии