Философская лирика В. Гаврилина. Обзор. Начало

                http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin




       Этим эссе я начинаю публикацию о философской лирике Виктора Гаврилина Она необыкновенно глубока и многообразна. Это — наиболее объёмная часть его поэтического творчества. Ещё в самом начале творческого пути Поэта критики писали о его философской лирике:"Излюбленный жанр Виктора Гаврилина — короткое лирико-философское стихотворение. Не стремится автор к структурному разнообразию, хотя техникой владеет хорошо, ему формальные ухищрения не важны, главное для него — мысль." Можно назвать эти стихотворения его"коньком", потому что это мастерское владение и формой, и содержанием. Очень точно написано в рецензии к одному из его стихотворений, которое можно отнести ко всей философской лирике:"Мудрая печаль или печальная мудрость". Даже стоя над бездной, Поэт продолжает ставить вопросы в поэзии, мучительные для него, и, тем не менее, без которых он не мог существовать. Это вопросы мировоззренческого характера : о смысле бытия, о времени, о себе в этом мире, об уходе из жизни и т.д.


     Поскольку я ограничена рамками эссе, остановлюсь на самых ярких, с моей точки зрения, стихотворениях.
В возвышенном стихотворении"ОКУТАН СНАМИ, КАК ТУМАНОМ РЕКИ", мне кажется одном из лучших стихов Виктора Гаврилина, автор признаётся в любви к своему бытию, к чарам, которые над ним довлеют.
                Окутан снами, как туманом реки,
                пронизан явью, я опять пойму,—
                о, Господи, как я любил навеки,
                кого я возлюбил, и жизнь саму!

                Я знаю, кто-то стал невольно хуже
                не замутнённых временем начал,
                но я ничем не буду уж разбужен
                от навсегда меня объявших чар.
Последние слова просто гениальны по мудрости и своей какой-то совершенной простоте.
                Но есть в нас чувства камня неизменней,
                и в сердце есть большая глубина.

                Там всё сплелось желания помимо —
                отрада и томительная боль...
                И это всё навек неразделимо,
                как в смертности бессмертная любовь.
В полном загадочности и глубочайшего смысла стихотворении"ЕСТЬ В ЗЕНИТЕ КАЖДЫХ ПОКОЛЕНИЙ" — Поэт направляет наш ум не по прямой, а как бы вбирая всё многообразие жизни. Оно заставляет задуматься о многом.
В первой строфе очень парадоксально выражена мысль о близости старости и гениальности, точнее об одиночестве  этих двух состояний человека. Мне очень понравилось, как это выражено стихами:
                Есть в зените каждых поколений
                всех в одно связующая суть.
                Одинокий лишь старик да гений -
                Им пришлось рубеж перешагнуть — да, именно "рубеж перешагнуть". Очень точно сказано. Хотя не говорится, какой рубеж, это понятно. Рубеж вневременности, ибо старость и гениальность исполнены одиночества. Старость - ввиду того, что человек практически к этому времени лишается всех близких людей, а гениальность — потому, что крайне редко встречается в жизни — гениев можно пересчитать на пальцах. Гений почти всегда одинок, он остаётся  наедине со своей гениальностью.
Очень сильнА последняя строфа, как бы венчающая собой всё стихотворение:
                это кто - разноязыкий тайне,
                это кто - безумец иль пророк?
Эти вопросы, к кому они? К кому-то другому? К Богу? На них невозможно ответить...Этот риторический вопрос "повисает" в воздухе. Тайна осталась тайной.
В пронзительном стихотворении"ОТ ТЕЛЕСНОЙ НА ВРЕМЯ ИСПОЛНЕННОЙ БОЛИ" — печальные строки ложатся камнем на душу:
                От телесной на время избавленный боли,
                я, наученный болью, был бы счастлив почти.
                А на свете не будет покоя и воли,
                если сердце в участливой бьётся груди.
Так сильно сказано, что душа начинает болеть за то, как страдал Виктор.
                И на грешную грудь несвергаемым камнем
                положил мне сочувствие праведный Бог,
                чтоб оплакивал я, что пройдёт и что канет,
                и чтоб тяжкий ценил на земле этой вздох
Где уж ему, такому чистому и святому человеку, говорить о своей грешности! Он ведь ценил всё на этой земле: преклонялся перед природой, молился на любимую женщину, внутренне верил в Бога, да не внутренне, не знаю, как...Часто он говорит о камне, который то ляжет ему на грудь, то он сам будет камнем "для тех, кто безоглядно жив"...Почему он выбрал именно камень? Думаю, камень — наиболее тяжёлая для человека ноша. Слёзы для него — очищение, он часто об этом говорит. Катарсис. Сколько в одной этой фразе вложено мыслей!И после катарсиса — тяжкий вздох. О чём?". "Что пройдёт и что канет" Вот что надо ценить! Все впечатления жизни, всё, что пришлось пережить.
Стихотворение "КАК ПОХОЖЕ!...ПОД СМЕРТНОЮ ДАНЬЮ" — если бы оно одно было написано Поэтом, его можно было бы считать гениальным. Этот текст привожу полностью.
                Как похоже!.. Под смертною данью
                лес осенний расцвёл, не поблек.
                Убери из иного страданье,
                и окажется пуст человек. — думаю, до такой мудрости мало кто дошёл.
                Есть престранное чувство полёта
                от беды, наполняющей грудь,
                и внутри обрывается что-то,
                надо только руками взмахнуть.               
                Надо только не падать, мой сокол, -
                далеко ли до самого дна!
                Безнадёжность должна быть высокой
                и следами надежды полна, — 
                той, что склонна была к многословью -
                душу выплеснет, только держись! -
                ну а эта светлеющей кровью,
                не поморщившись, платит за жизнь.
Оно будирует мысль, даёт силы. Кто ещё мог сказать об этом так, как сказал Виктор! Стихотворение поражает мудростью жизни, даёт глубочайшее утешение.
В щемяще-печальном стихотворении"НАПРАСНО НАД СКЛОКАМИ ВСЕМИ" — воплощена тема ухода и сожаление о том, что не всё ещё сделано.
                Напрасно над склоками всеми
                сказитель срывался на крик.
                Не так уж и суетно время -
                всё крепче сжимает кадык.

                И сердце до крови избилось
                в стенах, где закат и восход.
                В нас целое небо вцепилось
                и медленно к краю гребёт.
Последняя строфа особенно трогает своей пронзительно-болевой интонацией:
                Скажи мне, теперь уж у края, -
                во славу какой же тщеты
                так музыка грустно играет
                над всем, что уносишь и ты.
В стихотворении "ОТРИНЕШЬ ВЕК, И ТЫ УЖЕ - ПРОРОК", написанном высоким слогом высокой душой, "глубинная по смыслу философия и трепетность чувств, трогательность образов и пронзительная грусть, и какая - то особенная интонация." — как отмечается в одной из рецензий.
                Отринешь век, и ты уже - пророк.
                Есть буйный хмель в неправедности света.
                Всей правде жизни встанешь поперёк -
                промчится жизнь, и где же правда эта?
А если и встанешь "всей правде жизни поперёк", то понять эту правду не всегда возможно.
                И глубже смысл, чем глубже тишина.
                И жизнь пуста, когда она бездонна...
                Вот почему так истина скучна,
                вот почему так сумрачна икона. 
А живая жизни — всегда предпочтительней холодной вечности:
                И трогательней в храме мотылёк,
                как не сладИл бы вечность ладан сладкий,
                и возле Лика нужен огонёк -
                свет дерзновенный трепетной лампады.
В прекрасном, глубоком и мудром стихотворении"НА ЧУДНЫЙ ДЕНЬ, СПУСТИВШИЙСЯ НА ЗЕМЛЮ" — автор принимает несовершенство жизни и светло воспринимает и день, и закатный луч, что свойственно только человеку с высокой душой:
                На чудный день, спустившийся на землю,
                на грустный зов закатного луча
                душой не отзываюсь, а приемлю -
                чем дальше, тем послушнее молча.
Приковали к себе следующие строки:
                Так глубоко лишь смерти совершенство -
                что сократит её и что продлит!
В одной из рецензий глубокомысленно сказано:" а смерть и впрямь совершенна, ибо завершена и ни добавить, ни отнять, ни повлиять мнением..."
"Настоящая, глубокая философия... Действительно, наша так называемая "воля" чаще всего оттого, что не знаем, что ДОЛЖНО делать, отсюда хлябанье минут. А он - ЗНАЛ, и жил в теснине полноты..." — ещё одно мнение рецензента.
                Теснина полноты... Иное дело -
                просторность дней и хлябанье минут,
                когда вокруг ещё полно пробела,
                который в жизни волею зовут.
В трагических исповедальных строках стихотворения "ПРИГОВОРЁННЫЙ К ВЕРНОСТИ ВСЕМУ" — ощущается мужественная печаль страдающей души:    
                Приговорённый к верности всему,
                с чем сжился я от распрей и любви,
                в угрюмство врос я - сказок не пойму...
                О сон без пут, к иному не зови!
Строки  о том, что "полосонёт с размаху Русь" — просто пронзают насквозь:
                полосонёт меня с размаху Русь
                резцом веселья - я у них не свой
И часто даже привычный уют трещит по швам:
                Мне б тихо пить, глотать табачный дым
                в своём углу, что превознёс до звёзд,
                потом привык и полюбил простым,
                а он по швам пошёл и не был прост.
По словам Нины Гаврилиной," в этом стихотворении передано вселенское чувство вины".
                Сквозняк повсюду... Я ли не берёг
                приют свой, что живою жилой сшил.
                Но вечность не сдаёт домашний Бог -
                пред ближним ближний точно прегрешил. — последние слова имеют драматическую окраску.
В  прекрасном, очень красивом и мудром стихотворении"НАД ЗАЛИВОМ ЗАКАТНОЕ СОЛНЦЕ" — автор словно прощается со своим бытием.
                Над заливом закатное солнце,
                низовые туманы с утра...
                И душа в тишине встрепенётся,
                словно завтра прощаться пора.
В такие моменты, действительно, трудно отыскать какие-то слова прощания:
                Словно завтра от края земного
                неживая отчалит ладья,
                и никак не отыщешь ты слова
                на помин своего бытия.
Мне кажется, что эти прощания Виктору нужны были, чтобы утвердить себя в праве на жизнь.
Сердце сжимается от боли, читая эти грустно-печальные строки:
                Не ступай за пределы надежды,
                не гляди за притворы души
                и счастливую мудрость невежды
                в распрях жизни судить не спеши.
И всё-таки это прощание, хоть и короткое, должно быть светлым:
                Коротка твоя правда прощанья -
                припади же к её наготе,
                но земного не правь завещанья
                и оставь темноту темноте!
В мудром и высоком стихотворении"ВОТ И СМЕРКАЕТСЯ...НЕ ЖИЗНИ ЖАЛЬ", ясном до каждого слова, до каждой запятой, очень много зачерпнуто от вечности
                Вот и смеркается... Не жизни жаль,
                когда душой уходишь понемногу -
 
                жаль в суете высокую печаль,
                что всем теплом бывала ближе к Богу. — это правда, точная и искренняя. А неискренним он быть не умел.
Жизнь ложится тяжестью на плечи, словно придавливая к земле:
                И не от той ли прежней высоты
                так тяжелы опущенные плечи?
                Мрачнеют дней подвижные черты.
                Что делать!.. Расхолаживает вечность.
Последняя строфа  это пророческие слова:
                И становлюсь невольно я велик,
                и восстаю над бедным человеком,
                когда всей плотью чувствую не миг,
                а гибель, что моим зовётся веком.
В грустном и проникновенном стихотворении "НЕ О ЗВЁЗДЫ ДУША ИСКОЛОЛАСЬ" — ощущается мучительная боль о прожитой жизни:
                Не о звёзды душа искололась,
                и живу, высоты не кляня.
                Слышу свой улетающий голос –
                тот, который счастливей меня.
И жизнь эта, как "высокая мука":
                О решительность слова и звука!
                Я не буду уже тишиной.
                Стала песней высокая мука,
                а другая осталась со мной.
В последних строках стихотворения в очень красивой поэтической форме, образно выражена суть печали, как чувства.
                над молчаньем является птица,
                над печалью восходит звезда.
Необыкновенной красотой и светлой печалью наполнено стихотворение "КАК ЭТА МУЗЫКА БЕЗМЕРНО ВЫСОКА". Здесь автор говорит о красоте музыки, которая очень возвышенна, а потому печальна.
                Как эта музыка безмерно высока,
                и потому пронизана печалью!
                За горизонт уходят облака.
 Гармония осенней поры настолька хрупка, настолько скоротечна! Осень связана с обнажением, разрушением красоты и вообще исчезновением её...отсюда у Поэта появляется изумительная по красоте и по какой-то глубинной сути чисто гаврилинская строка:
                Гармония влекома к окончанью. — такая точная, такая образная, такая эмоционально-наполненная. Поэту гораздо важнее не внешняя сторона, а то, что скрыто от глаз...Замечательно!
                Чревата увяданьем красота,
                когда она исполнена движеньем.
                к черте ещё прибавится черта...
                Остановись! - не надо совершенней.
В мощном, как Баховские фуги, стихотворении"ФУГОЙ БАХА РОКОЧЕТ ОРГАН УРАГАНА" — автор рисует впечатляющую картину "хищного действа разгульной стихии", которая вызывает прямо-таки мурашки по коже.
                Фугой Баха рокочет орган урагана,
                и на окна налёг белый воздух из тьмы...
                Март жесток - с непогибшей ещё, слишком рано,
                он снимает посмертную маску с зимы. - как ярко и по-гаврилински о марте!
В звучании этих слов ощущается органный натиск пассажей мелодии и глухой рокот басов. Больная природа с "белым гипсом проталин и рубцами почерневших дорог" вызывает сочувствие.
В последней строфе, как сам автор пишет, отвечая на мой вопрос о том, почему использовано сочетание "гармония хаоса: "Здесь в поэтическом смысле
используется оксюморон - сочетание несочетаемого. И ещё: гармония -
это музыка, хаос - движение, т.е. игра звучания. Вот и получается
гармония хаоса. А вообще-то я где-то читал, что гармония - это хаос,
может быть, Во вселенском масштабе."
                Вникни в хищное действо разгульной стихии
                и в гармонию хаоса, в ярость без лжи.
                Ты ж лукавство само, но с тобою - благие,
                и возносят искусства тебя миражи.
О свете прощания говорится в трепетном  горьком стихотворении "НА ОТМЕРЕННОЙ ЖИЗНЬЮ ДОРОГЕ":
                На отмеренной жизнью дороге
                будет светел иль тёмен твой след...
                Что с того! Всё решает в итоге,
                всё меняет прощания свет. — сильный образ, он слишком грустный и тихий, и каждому - свой.
Очень точно написано в одной из рецензий, что ни строфа — отдельно выраженная идея.
                На пороге свиданья другого,
                о котором не вырвется весть,
                не беснуясь, последнее слово
                дай нам силы, судьба, произнесть!
Просьба к Богу  — оставить разум, это — нежелание уносить во тьму смысл бессилия.
                Смысл бессмыслия, понятый разом,
                уносить слишком тяжко во тьму...
                Да остави нам, Господи, разум!
                Нас проводят в века по уму.   
От каждого человека должно остаться сияние. Это — великий смысл жизни!
                И сияние, что остаётся,
                помрачаясь, плывёт за предел...
                Закатилось за тучами солнце -
                вышел свет, и закат не горел.
В замечательном, глубоко образном стихотворении"НА ПОЛУСТАНКЕ ЛЕТ МОГУ ГЛАЗА СМЕЖИТЬ" — размышления автора о себе, о мире, о времени.
                На полустанке лет могу глаза смежить
                и разглядеть черты небесных городов.
                Тому, кто опоздал, уж незачем спешить,
                и до земных столиц не будет поездов. -
Читаешь, и замирает средце от этой невыразимой тишины:
                На полустанке лет до неба тишина.
                Все, кто умеет жить, уехали давно,
                и разделила мир незримая стена,
                и будет век пустым стальное полотно.

                И обступает грусть меня со всех сторон.
                Я заперт. Не закрыли только высоту -
                мне лишь туда осталось, жить приговорён,
                поверх всего невольно с временем пойду. — не каждый может ощутить эту высоту, эту недосягаемость, этот путь к Богу, который душа должна преодолеть после смерти.
                И стану временем, чей неуклонен ход — это тоже сказано от долгих дум о времени и о себе...Стать вечным, как время.
И последняя сокровенная фраза:
                и как на поезд вечности успел. — вечными становятся только великие Создатели, оставившие свой значительный след в творчестве.
В многоплановом, чудесном и негромком стихотворении"КАК ЖИЗНЬ ИЗ ПЫЛЬНОГО АРХИВА" — замчательно соединение философских размышлений с очень личным.
                Как жизнь из пыльного архива,
                меня не выручат слова.
                Я знаю, мудрость молчалива
                и равнодушием жива.
Как красиво и очень точно написано в одной из рецензий "это стихотворение  - мудрость  души и одухотворённость ума"
                Зачем всё так же, как в начале,
                меня тревожит этот свет,
                и так не близок путь к молчанью,
                что мне земных не хватит лет?
Удивительные слова я прочла в отношении этого стихотворения"Это разговор с собой, как с Богом".
                И не успеть родимым лицам
                пропасть за гранью грешных снов,
                и можно всё ещё виниться
                пред теми, кто прощать готов. — в этих проникновенных строках опять всплывают мысли о чувстве вины, с которыми автор почти не расстаётся в своих стихах.
Он признаётся, что ему милее всего тихий разговор:
                СкучнО мне жизнеописанье,
                но сладок тихий разговор -

                простой, где тема измельчала
                до полуслова, до кивка,
                до рук касания... Их мало,
                с кем одного мы языка.
Последяя строфа — как ответ на все вопросы, она обращена к любимой:
                А ты одна. Твои объятья
                поют в ответ словам моим,
                и этот свет не столь понятен,
                сколь дрожью плоти ощутим. — сколько точного и верного в этих простых до боли словах! Сколько нежности и тишины!


                Продолжение следует.






 










 















 





      








 



 









               










 


Рецензии