Неорганизованная в магазине

(Издано в Сборнике Азбукадабра)

 

В советские времена  поход в магазин считался особой доблестью и умением, вызывающим уважение.

По причине моей плохой организованности и крайней впечатлительности я избегала, как могла,  такие ситуации.

Я работала днём, после работы мчалась в давке на метро в институт и жизнь проходила мимо.

Работала я во Внешторгбанке, который находился рядом со зданием Большого театра.

Это был 1975-й год.Вычеркнутое время из жизни, но мама была довольна.Всё-таки не какая-нибудь библиотека.Но я дождаться не могла, пока буду иметь право уйти в школу.
Иногда,  оглядываясь на женщин « в отделе»,  я с ужасом думала, что
вот так может пройти вся жизнь, моя единственная жизнь.
Здание банка выходило одной стороной  в переулочек и люди выбегали  туда во время обеденного перерыва , чтобы быстрее попасть в магазин.
Минут за тридцать до начала обеда  работающие в банке женщины менялись в лице, глаза их становились стеклянными, они нервно посматривали на часы.
Под столами шуршали сумки, лица принимали притворно-озабоченное выражение.
В головах была единственная мысль: успеть! что удастся купить?
А вот это уже зависело от того, что ещё останется в  магазине к этому часу.
Уже ближе к тринадцати ноль-ноль, когда начинался тридцатиминутный  обед, женщины маленькой, но плотной толпой продвигались к выходу, еле сдерживаясь, чтобы просто не пуститься бегом.
Бежать всё-таки было неприлично.
Хотя некоторые приличиями пренебрегали.
Бежать было стыдно, как-то очень унизительно.
Надо было показать, что, мне, мол, ничего не надо, я выше  того, чтобы озабочиваться каким-то там кефиром.
Я подходила к магазину нормальной походкой, но там уже кончалось молоко, а кефир - тем более. "Где же вы раньше-то были?", - надменно и с чувством превосходства выговаривала продавщица, самодовольно-презрительно глядя на меня. "Какой кефир?!?! Что мы тут – весь день должны кефир продавать?!Вас дожидаться?! Вот люди!" Потоптавшись на месте, я уходила  с виноватой улыбкой… Действительно.Кто это, интересно, будет ждать, пока, наконец, придут и купят эти молоко и кефир.Недалёкие люди.
В конце концов, я молодая.Зачем мне кефир? !
Им тяжело, устаёшь весь день у прилавка стоять.Конечно.Думала я в такие минуты только о том, что я какая-то неорганизованная  и нет во мне особой деловой жилки. Мама правильно говорит.Неделовая. Нет во мне этих качеств.Но зато мне очень повезло с мужем.Мы ходили с ним в магазин за продуктами рано, по субботам, возвращались к двум часам, довольные, что закупили что-то на неделю вперёд.Пока в очередях стоишь, все вопросы обсудишь, да и с людьми  разными пообщаешься.Но вот как-то раз муж уехал в командировку и мне пришлось  две недели самой о себе заботиться.Решив  испытать  свою способность к  самообладанию, я отправилась в магазин очень поздно.
Занятий в институте в этот вечер не было и я отважилась сварить борщ.
Муж должен был приехать утром, а я буду на работе и мне хотелось блеснуть своими умениями…
На улице была уже глубокая осень.
Перепрыгивая через лужи буквально(девчонка!), я смело направилась к  продуктовому  магазину.

Кто не знает, что такое продуктовый магазин в 1975-м году в Москве – дальше может не читать и отвлечься на приятную музыку или кошечку приласкать, если она, конечно, есть.
Уже октябрь, пронизывающий влажный ветер гулял на улице, так же неуютно, сыро, мрачно было и в магазине.
Посередине зала, территорию которого сегодня занимает восемь(!) магазинов, так вот,  посередине этого зала  по метлахской плиточке величаво протекал полноводный журчащий ручей  из какой-то бочки то ли огурцов, то ли селёдки.

Первая задача была – проявить  изобретательность и сноровку, максимально изящно и аккуратно обогнув эту лужу, и приблизиться к прилавку.

Когда цель была достигнута, я встала в очередь и приготовилась подумать   чём-нибудь хорошем.
Например, как я сейчас приду и начну с любовью готовить борщ,  буду представлять, как муж будет удивлён, что всё уже готово к его приезду.

Прошло минут тридцать, и как это почти всегда бывало со мной, всё закончилось прямо  перед моим носом.Продавщица молча и с достоинством удалилась куда-то в подсобку, а очередь уныло разошлась.Всё. Картошка и капуста кончились.  Неорганизованная я.Надо было всё-таки влезть как-нибудь в этот кошмарный автобус, выйдя из метро, когда я ехала домой, а я, видите ли,  не смогла.НЕ ЗАХОТЕЛА!Так и скажи.Подумаешь. Боишься, что раздавят? Ах ты, Боже мой!Ничего! Не раздавят!Барыня! Правильно мама говорит!Прождала потом этот автобус  сорок минут ?Прождала.Ну,вот теперь и иди домой без капусты и картошки.Неорганизованная.Вдруг я решила, что можно будет мясо потушить с морковкой,если морковки положить побольше – будет нормально.Лука в Москве не было уже месяца два.Озираясь в пустом зале магазина, я увидела в темноте, в дальнем углу, что-то шевелящееся за прилавком.Радостно, с бьющимся сердцем ,  уже прямо по луже прошагала к витрине и нежным  шёпотом  начала быстро-быстро говорить продавщице, что у меня завтра приезжает муж.
-А мне-то что до тваво  мужа?!

-Мне очень нужно купить хотя бы две штучки морковки, но можно и одну, я понимаю. Простите, что я вас так утруждаю.Кошмар, конечно.Вы так устали.Ой, как мне неловко-то.Простите ещё раз.

- Хотелось ей. Ага. Хотелось.Хочется–перехочется!Вы все тут много чего хочете, как я смотрю...  Все всё время чёта  хотят. А я чё должна?!! Чёрт меня дёрнул зайти. Ща  налетят. Себе  вот наложить никак  не могу.

Продавщица всё это время стояла отвернувшись к своим сумкам,а  я рассказывала  всё это её круглой спине в замусоленном ватнике. Вряд ли ей интересна была моя история. Наконец, она развернулась и я застыла на несколько мгновений. Тётка  была совершенно пьяна. Перегар смешивался с  пылью мешков и запахом гнилых овощей. Но  так нужна была  морковка!
Капризная я. А морковка у неё была. Я чётко видела на полу ящик с морковкой.
Она была мокрая, очень грязная, но я видела, что это была именно морковка или мне так показалось. Наверняка сказать  было  нельзя, конечно.
Но уж очень похоже. Я попросила  продать мне две-три морковки, я не претендую на большее. Я же не жадина какая-нибудь!
Вроде  интеллигентная девушка-студентка. Правда, неорганизованная  очень...
Продавщица начала шарить в ящике распухшими, грязными руками, вытащила оттуда  что-то в комьях глины и бросила  в бумажный пакет. Попутно она мне сказала, что делает страшное одолжение, потому что ей вообще некогда тут с покупателями  валандаться, надоело ей всё уже давно, чёрт её дёрнул зайти в магазин. Знала бы, что будут отвлекать, не вышла бы в зал вообще. Я замерла.
Судьба маленького праздника для моего мужа была в её руках.
Раздражённо двинув весы так, что они чуть не грохнулись на каменный пол, она шмякнула пакет с морковкой (?) на  чашу  и взвизгнула, покачиваясь:
 « Шысятпять  копеек!»
Я уже положила деньги рядом с весами на блюдечко, взяла пакет,  заглянула внутрь, но морковки там не увидела.
 Неорганизованная!
Преодолевая  себя, я постаралась всё-таки размять в руках глину в пакете, но обнаружила, что это было   бессмысленно.
Не было  там никакой морковки. Ни одной.
Только мокрые тяжёлые продолговатые куски глины и земли.
Я растерянно взглянула на продавщицу, а она уже как-то странно смотрела на меня. Мне стало жутко. Я вообще-то очень боюсь пьяных. Они для меня как животные непредсказуемые. Но,холодея, я выговорила:  «Извините меня ради Бога, а нельзя  ли поменять вот это на морковку?». Продавщица повела налитыми рыбьми глазами,  угрожающе потянула носом и...выхватила пакет с глиной у меня из рук.
-Морковки не нашла?!Я те щас покажу мааарковку, зараза такая, сволочь!
Чё припёрлась? Сказали те, шо я себе набираю, а ты меня тут  только  нервироваешь. Пшла вон отседа. Я те покажу марковь и картошку!Сучка , мать ети!"
И, чтобы закрепить  воспитательный момент, она подняла пакет с землёй... и со всего маху ударила меня этим пакетом прямо по лицу.
Первое, что пришло в голову – что я вся грязная, что с таким лицом  я не смогу сделать и шагу.Что с таким лицом невозможно выйти из магазина, даже в такой темноте. И что негде будет умыться.
«Ты жизни не знаешь!!!» – часто говорила мне мама. Почему-то  в голове пронеслась  мысль:
"Вот она, та самая жизнь, которую я не знаю".
 Нет, я не пошла никуда жаловаться.
Да это было бы смешно. Это хотя бы я уже понимала. Заревела я, правда,  чуть не в голос. Так и домой пришла, рыдая. Но слёзы грязь с лица смыли. В магазине уже никого не было.
Никто не видел моего позора.
Да я и никому и не рассказывала.
Я же и сама знаю, что я неорганизованная. Зачем лишний раз подчёркивать.


Рецензии