Клад Марины Мнишек. Эссе

                …  Эх, Россия - моя ты Россия!
                Звезды стынут в окалине луж;
                Бродит в поле лихая стихия
                Неприкаянных песен и душ.   
               
                ( Из стихотворения автора «Бродят где-то весёлые ветры»)



   Тяжело нагруженный обоз медленно тянулся по пыльной раскалённой солнцем дороге в сторону Рязани. Позади горела и  надрывно выла бабьими голосами Коломна. Заполошно звонили колокола. Так бежала из города,  доброжелательно приютившего её и малолетнего сына,  коронованная царица московская,  великая авантюристка в истории  царств и  времён, Марина Мнишек. Её карета , скрипя и ковыляя на рытвинах, ехала в окружении обвешенных оружием пьяно горланящих казаков. Казачьи лошади, нагруженные сумками с награбленным добром, всхрапывая и мотая спутанными грязными гривами, тяжело ступали вдоль дороги. Казаки, ещё не остывшие от лихого грабежа беззащитного города, от безнаказанной резни его граждан, весело и похабно обсуждали прелести местных девиц.  Марине, успевшей  повидать в этой страшной и дикой стране  кровь,  смерть и, даже, в какой-то степени смирится с этими атрибутами  окружавшей её жизни в Московии, вдруг стало страшно. Ей казалось, что вон тот огромный казак, с горящими как у дьявола глазами, нет-нет да поглядывает в её сторону, ломая  в улыбке, похожей на  хищную гримасу,  огромный рот.
- Быдло, дикое быдло – прошептала Марина, вжимаясь в сиденье кареты и прижимая к себе уснувшего сына, Ивана. Она закрыла глаза. И воспоминания о недавнем , как ей казалось бесконечно счастливом времени, встали перед ней.
3 мая 1606 год. Она, утончённая красавица, с великолепной свитой торжественно въезжает в  Москву. Сама природа цветущими садами весёлым птичьим пеньем встречала будущую  царицу государства Московского. Сколько весёлых и добродушных лиц , приветливых улыбок было вокруг. А как громко, при  подъезде к Кремлю, гремели барабаны  и смешно, не в лад,  ревели трубы. Какие сокровища окружали её в те дни! План её отца, которому она безгранично верила и перед умом которого преклонялась – сработал! И не богатство, не лесть приближенных сжимало восторгом её сердце, а власть. Кто такой Гришка Отрепьев? Смазливый, умеющий пустить пыль в глаза  пройдоха, так до конца и не усвоивший манеры аристократа – и только;  марионетка в руках опытных бойцов на поле политических интриг. Вот она – Россия!  Качается хмельная от  кровавой смуты. Еще, казалось, маленький толчок и она рухнет к ногам новой династии, династии  русско - польских правителей,  Но не Россия рухнула,  а рухнули их с отцом планы.
            Говорила она Отрепьеву – не верь Шуйскому, не зря слух ходит о заговоре. Не послушал: и стал пеплом, которым выстрелили из пушки в сторону Польши.  Сама чудом спаслась во время кровавого переворота 17 мая, спрятавшись под юбкой придворной дамы.
            А потом была вторая попытка воцариться на Русском престоле. Её отец, Юрий  Мнишек быстро сторговался со шкловским  евреем  Богданко, объявившим себя царём  Дмитрием, чудесным способом избежавшим смерти от  рук заговорщиков. Один раз вкусив плода царственной власти,  Марина не в силах была отказаться от её все поглощающего упоения. Спуститься из царственного поднебесья  до уровня  шляхтянки - это было бы смертельным позором для неё и рода Мнишек. И она, с азартом обезумевшего игрока, бросилась в очередную авантюру, ставкой в которой была немного – нимало – её жизнь, а теперь ещё и жизнь её сына.
Но и этот самозванец был убит. Смерть, вокруг только смерть и кровь, но другого пути к власти в этой стране нет. Неужели это конец её мечтам? Господи! Она же хотела стать доброй царицей для этого дикого народа и помочь ему перейти под руку истинной католической, церкви. Принести в их тёмную жизнь европейское воспитание и культуру. Её цели  по христиански благородны. Почему русские не понимают и не принимают её? Слабы оказались те, на кого они с отцом так надеялись. Кто-то ей сказал или прочитала где: – на Руси любят юродивых, но не слабых. Слабых – бьют.
Ивашка Заруцкий – последняя её надежда и защита.  И пусть он разбойный донской атаман, без роду племени, но для неё он сделает всё  - жизни своей не пожалеет, а чужой тем более. Влюблён он в неё безоглядно, какой-то звериной любовью. Предан ей до смерти, как волк предан сильной, ловкой волчице.
  Удача. Ей нужна удача! А Ивашка с удачей дружит. Из скольких, казалось бы, безвыходных переделок вывернулся. Сколько раз  его смерть за  шиворот хватала, а он выскальзывал из её цепких костлявых лап.  Мать его -воля, а он - ветер в поле; поймай поди такого. Более хитёр, чем умён, смел, безжалостен, с совестью не знаком. Богатство и власть вот  его цель, к которой он идёт, убирая своих противников, где скрытым коварством, где откровенным убийством и предательством. С таким великие дела можно сделать.
Заруцкий понимает, что без Марины Мнишек он для русского народа – никто, донской атаманишка с разбойной ватажкой. А вот если Марину  вернуть на престол, да сына её на царствование -   тут есть за что подраться. Он, Ивашка Заруцкий, со своими донцами за их спиной будут стоять.  Такой он ей, царице Московии и нужен. А любит ли она его? Она любит только  свою мечту и маленького сына,  остальное всё вне её сердца. 
     Лошади дёрнули и остановились. Марина открыла глаза, качнула головой, как -будто стряхивая тяжкие мысли. В карету тяжело влез Заруцкий.  Усевшись напротив Марины, он  снял шапку, устало  вытер ей потное и грязное лицо, расстегнул зелёный   кафтан под которым блеснула тонкая, но прочная кольчуга.  Карета тронулась.
-Нашли место, недалеко от Старцева брода. Начали копать, - как бы отвечая на её вопросительный взгляд, негромко сказал Заруцкий.
- К утру успеем схоронить? – Почти шёпотом спросила Марина.
- Бог даст  к ночи закончим. – Заруцкий  взял походную баклажку с водой и жадно, долго пил из неё.
- У тебя кровь на руке. – Марина коснулась пальцами его правого запястья.
Заруцкий , шумно вздохнув, отложил в сторону почти пустую баклажку.
-Мужик с бабой в том месте оказались. Чёрт их туда занёс! Пришлось их там сабелькой  упокоить. Посторонние глаза нам ни к чему.  – Заруцкий  небрежно перекрестился,- Прими Господи их души и прости меня грешного.
Оба понимали о чём идет речь. А речь шла об огромном богатстве, которое они везли с собой. Еще в Коломне, понимая, что эта тяжёлая ноша из золота, серебра, драгоценных камней, не позволит им быстро передвигаться, а отряды ополченцев Дмитрия Пожарского уже висят на хвосте, Марина приказала снять створы с Пятницких ворот Коломенского кремля и забрать их с собой. Тяжелые створы должны будут надежно закрыть схрон, куда они спрячут великие богатства.
Марина, развязав мешочек у себя на поясе, достала из него глиняный флакончик с плотно подогнанной  деревянной пробкой.
- Возьми, - пристально посмотрев в глаза Заруцкому, сказала она.
- Выльешь в бочонок с вином , когда закончат работу. Да угощай их как можно дальше от схрона, – отведя глаза в сторону, помолчав, добавила,- Бог даст им легкую смерть, – вздохнув, перекрестилась,- Когда всё сделаешь, меня приведешь к схрону.
Дёрнулся и вскрикнул во сне Иван. Словно тёмная тень пробежала по детскому ангельски чистому лицу. Марина, успокаивая, погладила его по головке.
 Уже чуть брезжил рассвет, когда Заруцкий вдвоём с Мариной подъехали верхами  к схрону. Иван в стороне держал лошадей, а Марина, встав на месте тщательно замаскированного  клада, подняв руки и голову к небу, долго шептала толи молитвы, толи заклятье. Наверное, все же заклятье. После того, как она сошла с места захоронения царской сокровищницы, началась гроза  и у дарила молния в место, где глубоко под землё, под тяжелыми створами ворот, хранились несметные богатства несчастной царицы земли русской, авантюристки века, польской шляхтянки, Марины Юрьевны Мнишек.   
  Недолго металась по Донским степям,  да отсиживалась в Астрахани, к тому времени изрядно поредевшая, ватага лихого казацкого атамана, а проще сказать разбойника,  Ивашки Заруцкого с несчастной коронованной любовницей  Мариной Мнишек и её  сыном.
На Яике, куда они бежали из Астрахни, повязали их свои же казаки и сдали царским стрельцам в обмен  на жизнь. В июле 1614 года, в Москве, был повешен « Ворёнок» -  четырехлетний сын Марины - Иван,  а Заруцккого четвертовли и посадили на кол. Марину Мнишек отправили в Коломну, где заточили в Круглую башню.  Когда её вели  в башню, трудно было узнать в растрепанной, с безумными глазами женщине, коронованную на царство Российское красавицу Марину Мнишек. Торговавшие неподалёку разной снедью бабы, глядя на неё, истово крестились и шептались,
 - Гляньте, никак ведьму споймали. 
В Круглой  башне, говорят, она в тоске и скончалась в скором времени. А может и отравили. Кто знает правду? Смутное время было – тёмное и дела творились смутные да тёмные.  Так закончилась яркая, быстротечная игра этой смелой и талантливой польской красавицы с дьяволом: имя которому  - Власть. 
Говорят, после казни сына, прокляла Марина страшным проклятием род Романовых  и проклятье её, как пророчество пало на род Романовых и кровью их обагрилось.
Так ли? Нет ли? Бог ведает. История порой хранит свои тайны не менее крепко, чем земля заговорённые клады. Круглую башню с той поры Маринкиной зовут.
 А клад её до сих пор ни кому не дался . Крепко сторожат его Маринкино заклятье и кровь убиенных за это сокровище. 


 

 
               


Рецензии
Вот и сейчас у нас смутное время, и неудавшиеся царьки прячут свои клады - наворованное богатство, только не зарывают в землю, а переправляют за рубеж. Но к народу эти богатства все равно, как и клад Марины, не вернутся. А написано интересно, И очень понравился стиль, как бы переносящий в то время, в те обстоятельства, и вместе с тем - без всякой перегруженности, ясный, прозрачный. Мира, здоровья и хороших вестей всем нам! С самыми теплыми чувствами- Татьяна.

Татьяна Тэн   16.05.2014 00:34     Заявить о нарушении
Cпасибо, Татьяна! Рад видеть тебя на совей страничке!

Светлых тебе дней!

Михаил Болдырев   16.05.2014 21:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.