Праведник среди львов. Перевод истории из Талмуда

ПРАВЕДНИК СРЕДИ ЛЬВОВ

Рабби Хаим бен Атар родился в Марроко, а потом, уже в зрелые годы он переехал в Израиль и был там известным еврейским мудрецом – праведником. Когда рабби Хаим жил в Марроко, то учил Тору в Иешиве своего деда, и в то же время, он учился на ювелира. Рабби надеялся зарабатывать себе на жизнь этим ремеслом, а не преподаванием Торы. Став главой Иешивы, он отказался от оплаты за труд учителя, и жил на средства, заработанные ремеслом ювелира. Рабби Хаим был прекрасным мастером и наверняка мог бы стать богатым человеком, но он не хотел этого, ведь самым важным для рабби было познание Торы, а ремесло было необходимо ему только для содержания своей семьи. Всё оставшееся от работы время он посвящал изучению Торы. Когда рабби более нуждался в деньгах, то и заказов брал больше,но ровно столько, сколько было нужно, чтобы не нуждаться,и потому он не имел своей мастерской, а работал на хозяина. И хотя его хозяин не любил евреев, но с рабби Хаимом он с удовольствием имел дело.
Поскольку рабби был искусным мастером, всё, что выходило из под его рук, сразу раскупалось и по высокой цене. Украшения, сделанные им, были тонки и изящны . Хозяин неоднократно уговаривал рабби Хаима работать побольше и сулил ему повысить оплату. Но рабби Хаиму было жаль тратить своё время на ремесло, отнимая его у Торы, и он не соглашался. Как говорил царь Давид в «Тээлим»: «Учение уст твоих для меня лучше тысяч монет из золота и серебра».
Суматоха обуяла дворец султана Марроко. Шли приготовления к свадьбе его любимой дочери. В честь великого события султан решил приобрести для красавицы дочери дорогие украшения у лучшего ювелира. Он позвал к себе хозяина ювелирной мастерской, – того самого, у которого работал рабби Хаим, и заказал у него множество самых разных украшений. При этом султан строго-настрого наказал, что всё должно быть готово ко дню свадьбы его дочери.
С этого дня ювелир вставал с восходом солнца и кропотливо работал до поздней ночи. Однако, несмотря на все старания, он так и не успел завершить работу к назначенному сроку, тем более, что рабби Хаим не приходил к нему в это время, поскольку не нуждался в деньгах. Султан страшно разгневался на ювелира и закричал: «За то, что ты нарушил договор и не сделал работу к назначенному времени, ты будешь наказан! Тебя посадят в клетку к хищникам-людоедам, и они растерзают тебя!». Ювелир до смерти испугался и переложил всю вину на рабби Хаима – «Это он, дескать, во всём виноват. Он совсем не работал!» И гнев султана обрушился на рабби, он приказал схватить его и посадить в клетку на съедение зверям.
Дворец султана окружал тенистый сад, в нём благоухали диковинные цветы, на деревьях плоды наливались соком. И среди этого великолепия стояла прочная клетка, в которой рычали голодные животные: львы и тигры. Когда султан был зол и хотел наказать виновного, он приказывал бросить несчастного в клетку, и звери расправлялись с беззащитным человеком. Обычно из клетки сначала раздавались душераздирающие вопли, а потом крик прерывался и слышен был рык и чавканье хищников. Животные доедали свою жертву.
И вот посыльные султана грозно постучали в дверь рабби Хаима: «Султан послал нас сообщить, что тебя ждёт смерть в зубах хищников, потому что по твоей вине не были готовы к сроку украшения для дочери султана». Но рабби Хаим не запаниковал. Он верил, что на всё Б-жья воля. Он обратился к слугам султана с просьбой – разрешить взять с собой талит, тфилин, и несколько святых книг. «Ха-ха-ха, вот насмешил! – хохотали посыльные. – Зачем тебе, несчастный, святые книги? Никак ты собрался читать их тиграм и львам?» Так насмешила их просьба рабби, что они чуть не падали со смеху, но разрешили ему взять с собой то, что он хотел.
Еврейские улицы огласились криками скорби и рыданий. Торговцы закрыли свои лавки и магазинчики, весь народ собрался проводить в последний путь любимого рабби Хаима. «Не плачьте, мои дорогие, – успокаивал их рабби, – Всевышний может спасти даже от зубов диких зверей».
«Р-р-р-р-р», – раздавалось рычание голодных животных, ждущих своей жертвы. У слышавших этот рык стыла кровь в жилах от ужаса. «А ну-ка, зверюги, подходите отведать царского угощения», –приговаривали слуги султана, запуская связанного рабби Хаима в клетку к хищникам. Но, к их удивлению, животные даже не приблизились к своей жертве. «Наверное, они ещё не проголодались после своей прошлой трапезы» – решили слуги и оставили еврея в клетке, говоря друг другу: «Звери проголодаются и съедят его».
Прошло три дня. Слуги, занимаясь своими делами, приблизились к клетке. Они были уверены, что, как всегда, там остались лишь человеческие кости, и были поражены, увидев рабби Хаима, сидящего посередине клетки. На нём были надеты тфилин и талит, он читал вслух Тору, а животные, расположившись вокруг, дружелюбно смотрели на него. Мало того, огромный лев, лёжа у его ног, лизал обувь рабби.
«Вот это да! – изумились слуги. – Мы такого зрелища в жизни не видели. Эти дикие звери подружились с еврейским раввином. Вероятно, это святой человек, если Бог его так бережёт». И слуги рассказали об увиденном султану. Султан не поверил их рассказу, но через какое-то время решил сам посмотреть, правду ли рассказали ему слуги. Убедившись, что это действительно так, султан проникся огромным уважением к рабби Хаиму и с трепетом в голосе сказал: «Уважаемый рабби, теперь я знаю, что Бог хранит и спасает ваш народ. Прости меня. Прости за всё!» И отпустил рабби Хаима домой.
Этот день был днём радости и ликования всех евреев, а не евреи стали относиться к народу Израиля с почтением.

Перевод с иврита Риммы Лавочкиной


Рецензии