Элиэзер сын Уркеноса. Перевод Истории из Талмуда

Элиэзер сын Уркеноса

Уркенос был простым, но довольно зажиточным крестьянином, он владел обширными земельными угодьями, на которых выращивал пшеницу, рожь, овощи и фруктовые деревья. Никогда Уркенос не учил Тору и сыновей своих не отдал в обучение: - «Зачем им это?» Все сыновья его работали на земле. Элиэзер, как и его братья, пахал землю, взращивал урожай. Он был большим, высоким и сильным парнем и всегда брал на себя самую тяжёлую работу. Вот и сейчас, когда братья пашут ровное поле без ухабов и камней, он предпочёл склон горы. На нём работа тяжела и земля камениста, но Элиэзер всегда был доволен. Этот парень обладал весёлым и покладистым нравом, да и работал с огоньком. Но в этот раз он сел на камень, уткнулся лицом в ладони и горько заплакал. Такой большой сильный парень, и вдруг плачет; вероятно, тому есть серьёзные причины?
Увидел плачущего сына отец Уркенос и подумал: вероятно, тяжело ему пахать, выбивается сын из сил, работая на склоне горы. Подошёл он к нему и сказал: «Не плачь, Элиэзер. Завтра пойдёшь на гладкое поле и тебе не будет так тяжело». Но Элиэзер ничего не ответил отцу , лишь вздохнул. Глаза его остались грустными. -«Что случилось с моим весёлым парнем?» – забеспокоился отец.
На следующий день Элиэзер пахал ровное поле. Работать и впрямь стало намного легче, но почему же он так печален и слёзы катятся из его глаз?
– Что с тобой, мой мальчик? – спросил Уркенос. – Может быть, ты хочешь вернуться пахать на склоне? Сын, тихо, ответил ему:– "Не сердись на меня, отец. Я… хочу учить Тору, хочу пойти в Ешиву к рабби Йоханан бен Закаю, и более мне ничего не нужно".
Рассердился Уркенос:
– Что за вздор?! Не говори глупости, ты взрослый парень и хочешь начать учить Тору, как младенец?! Учти, я накажу тебя! Завтра ты не получишь есть, пока не вспашешь всё поле.
На следующий день Элиэзер вспахал всё, что был должен, но не пошёл домой. Усталый, голодный и грязный, он отправился пешком в Иерусалим. Ни денег, ни еды, ни одежды у него не было, но, в душе он ликовал - скоро у него будет Тора. Скоро он будет в Ешиве постигать мудрость данную Всевышним. В дороге он пел весёлые песни, ел луговую траву да сосал камешки. Но самым важным для него было то, что он идёт в Иерусалим учить Тору.
Ешиву рабби Йоханан бен Закая он нашёл быстро. Ведь все знали, к нему дорогу, Рабби Йоханан бен Закай был главой поколения, праведником и пророком. Тихонько вошёл Элиэзер в комнату и тихонько присел в углу. Он не хотел, чтобы его заметили, ведь он переживал и стеснялся своего вида, а здесь царила атмосфера постижения тайн Торы. Рабби Йоханан учил и пожилых и молодых; ученики, сидевшие перед ним, слушали и задавали вопросы. Слушал и Элиэзер, слушал и ничегошеньки не понимал. Он печально опустил голову, он не хотел, чтобы кто-то увидел, как слёзы досады за свою непонятливость, катятся по его лицу. Но рабби Йоханан заметил слёзы Элиэзера, потому что был пророком и видел то, что другие люди не замечали. Он подошёл к Элиэзеру и спросил:
– Родной мой, что с тобой случилось? Почему ты плачешь? Его голос был полон тепла и участия. Посмотрел Элиэзер на учителя и прошептал:
– Я хочу учить Тору и всё понимать, а я ничего не понимаю, ведь за всю свою жизнь я ни разу не учил Тору. Взглянул рабби Йоханан на этого сильного юношу, высокого и широкоплечего, но с глазами ребёнка. Его взгляд был чист и наивен.
– Не плачь, родной, если ты только захочешь, – сказал рабби Йоханан, – ты будешь знатоком Торы. Я сам буду тебя учить.
Прежде всего, рабби научил парня утреннему благословению, молитве «Шма Исраэль» – «Слушай Израиль», и благословению после еды, а после – другим молитвам. И через некоторое время не было в Ешиве более усердного и старательного ученика, чем Элиэзер. Он повторял и повторял всё, чему учил его рабби, пока всё не запоминал наизусть. Днём и ночью, утром и вечером, усталый и голодный, он учил Тору. И вот прошло много дней.
Как-то раз почувствовал рабби изо рта Элиэзера запах сырой земли: «Где ты кушаешь, мой мальчик? – спросил рабби. – Кормят ли тебя там, где ты живёшь?» Но Элиэзер промолчал. Тогда позвал рабби двух своих учеников и послал их в дом, где живёт Элиэзер разузнать, кушал ли он сегодня. От хозяйки дома парни услышали, что Элиэзер ни разу ничего у неё не ел. «Правда, – сказала она, – он достаёт что-то из своего мешка и пожёвывает». Посмотрели парни в мешок и увидели в нём простую землю. Только земля была в мешке Элиэзера.
Удивились этому ученики и сообщили рабби Йоханану. Услышал это рабби, подошёл к Элиэзеру и тихонько сказал: «Велики твои старания перед Всевышним, старания, что ты прилагаешь к изучению Торы. Я благословляю тебя, теперь вместо запаха земли из твоего рта будет исходить мудрость Торы, сверкающая, как бриллианты, поскольку ты будешь большим мудрецом. С сегодняшнего дня ты всегда будешь есть вместе со мной, с моего стола». Так и было.
Прошло время, и Элиэзер стал великим мудрецом и знатоком Торы. Много его мыслей записаны в Талмуд, который вы сегодня читаете. И вот однажды рабби Йоханан открывал праздничную трапезу, на которую собрались все известные раввины, учителя и важные люди Иерусалима. Вдруг вошёл никому не известный гость. Это был Уркенос. Он пришёл к уважаемому мудрецу, главе поколения, жаловаться на сына Элиэзера:- «Бросил он отца и свою работу, и скрылся…» Едва он зашёл в зал, как рабби Йоханан понял, что это отец его любимого ученика. «Дайте сесть этому уважаемому человеку!» – сказал рабби. Несказанно удивился Уркенос такому приёму, но не стал долго размышлять, потому что раввин попросил лучшего из своих учеников начать своё повествование о Торе. Всё внимание гостей было направлено на этого ученика, и Уркенос поднял на него глаза. «Боже мой, да ведь это мой потерянный сын, тот самый, что сбежал из дома!» Уркеноса била лихорадка, он, забыв обо всём на свете, смотрел на своего сына.
А Элиэзер начал свой рассказ о Торе для собравшихся гостей. То, что он рассказывал, было так интересно, так одухотворенно, так эмоционально, что все гости были счастливы, а рабби Йоханан радовался более других. Он подошёл к Элиэзеру и, поцеловав его в голову, сказал: «Большое тебе спасибо, Элиэзер, сын Уркеноса!»
И вот что сказал рабби Йоханан бен Закай всем присутствующим о достоинствах своего ученика: «Элиэзер подобен хорошо проконопаченному колодцу, не теряющему ни капли влаги. Если будут все его самые лучшие ученики на одной чаше весов, а Элиэзер бен Уркенос – на другой, он перевесит всех».
Уркенос был так обрадован, что не мог сдержаться. Он встал и попросил собравшихся людей выслушать его: - «Я Уркенос, отец рабби Элиэзера, пришёл сюда, чтобы пожаловаться на своего сына, сбежавшего из дома и оставившего своего старого отца. В наказание я хотел лишить его наследства и разделить всё имущество между его братьями, ничего ему не оставив. Но сейчас я изменил своё решение и готов отдать Элиэзеру большую часть наследства».
«Дорогой отец! – ответил ему Элиэзер. – Я от всего сердца благодарен тебе, но мне ничего не нужно из твоего наследства. Если бы я хотел богатства, я просил бы его у Всевышнего, но я хочу одного - учить Тору, потому что я люблю Её более всего остального. Пожалуйста, завещай всё моим братьям. Я лишь прошу у Всевышнего, чтобы он дал мне возможность без забот о пропитании постигать тайны Торы».
И Рабби Элиэзер учил Тору, а со временем он стал главным раввином Израиля. Все его называли великим рабби Элиэзером. Такова она, дорога к Торе.

Перевод с иврита Лавочкиной Риммы.


Рецензии