Мой Израиль Главы 11-15

                Глава 11.
                На старом месте.

И вот, мы снова на своих местах в автомобиле и движемся дальше по шоссе № 90. Аравийская пустыня позади, начались горы Сдома. Они уникальны, как будто оплывшие в результате сильного нагревания. Что подтверждает библейскую версию о гибели двух городов (Содом и Гоморра) от огня. Проскочили соляной столп – статую жены Лота.

Впереди Эйн Бокек, к которому я так привык за те дни, что прожил здесь. Я решил остаться, хотя Людмила предлагала ехать дальше, в Иерусалим, обещая обустроить меня. Просто, у меня были здесь дела. И не хотелось мне в Иерусалим, где было довольно холодно, даже снег выпадал зимой, который, правда, быстро таял.

Павел оставил мне свою визитку с телефоном и адресом, а с Людмилой мы обнялись на прощанье. И ещё она сказала – если будут затруднения, звони, мы поможем.

Прямо с рюкзаком я отправился в туристическое агентство, к Яну, моему приятелю, предоставившему мне бесплатный интернет. Ян был на месте и вскоре я уже просматривал свою почту. Пришло письмо от Леонида из Ариэля, он спрашивал, заеду ли я к ним в гости. Мы хотели полазить с ним на их местных скалах.

А Саша сообщала, что она в Швейцарии и прилетит домой не скоро. Так что, прощальная встреча с ней отпадала, и я ответил Лёне, что приеду.

Была пятница. Вечером в Израиле наступает шабат (суббота). И с вечера даже автобусы ходить не будут. Туристы, не знающие это, попадут под произвол таксистов – арабов, не соблюдающих еврейскую субботу. А я в субботу никуда не двигался, отдыхал со всем Израилем. 

Потому я и поспешил скорей к Яну, пока он ещё работал. В офис зашёл раввин, угостил нас печеньем. Пообщались на русском языке. Было очень приятно так запросто общаться с духовным лицом. Он разговаривал со мной легко и просто, как приятель, которого я давно знаю. Поскольку он был одет необычно для раввина – халат и высокая шапка, и всё с узорами, видимо примерял маскарадный костюм к празднику Пурим – я сфотографировал его. Очень эффектно получилось.

                Глава 12.
                Алмазная биржа.

В Эйн Бокеке во многих местах, прямо на дорожках между отелей, стояли представители крупных фирм, торгующих ювелирными украшениями, в основном с бриллиантами, и раздавали листовки с приглашениями посетить их салоны, которых здесь два. Я побывал в этих салонах, полюбовался украшениями, цены на которые были вполне приемлемы, на мой взгляд.

И вот, узнаю, что компания Caprice (Каприз), представительство которой недавно открыли в Эйн Бокеке, предоставляет однодневную экскурсию в Тель-Авив, на алмазную биржу, которых в мире всего – четыре. Кроме того, с заездом в Латрун (католический монастырь, где монахи делают вино и продают) и древний Яффо.

Но, фишка не в том, что экскурсия, а в том, что она бесплатная для всех желающих. Я, как-то, знаю, что бесплатный сыр только в мышеловке, но здесь всё оказалось без обмана.
Слишком компания серьёзная, всемирно известная, чтобы мелочиться. И конечно, у них свой интерес в этом деле. Обычно, экскурсанты что-нибудь покупают во время экскурсии, ослеплённые обилием, выставленных на продажу драгоценностей.

И я решил съездить, предварительно записавшись на понедельник.
Утром, точно в восемь часов, как и было, обещано, к остановке подъехал микроавтобус. Экскурсовод спросил мою фамилию и пригласил в салон.

Поехали вдоль Мёртвого моря, через Иерусалим. Саша, так звали нашего гида, подробно рассказывал о всех достопримечательностях, встреченных по пути нашего движения. Было очень интересно его слушать. Я узнавал для себя много нового.

Алмазная биржа просто поразила меня обилием бриллиантов. Здесь нашего гида сменила девушка, экскурсовод биржи. Осмотрев экспонаты музея, мы прошли в зрительный зал для просмотра фильма, рассказывающего о добыче, обработке и продаже алмазов, превращающихся в процессе огранки в бриллианты.

И конечно, потом все желающие прошли в салон продаж. Три дамы, бывшие с нами, купили себе драгоценностей.

Потом был Яффо. Вдоволь набродившись по его узким улочкам, мы отправились назад, но по другой дороге, в сторону Беэр-Шевы – административному центру пустыни Негев.

В пустыне, которую с этой, западной стороны трудно так называть, слишком она ухожена, мы часто видели стада овец, принадлежащие бедуинам. И сами хозяева этих овец жили неплохо, многие в трёхэтажных домах. Но, это в основном потому, что взрослые дети, живущие своими семьями, оставались в одном доме с родителями. Вот и строился дом для всех, подымаясь всё выше и выше. Неплохая традиция, я думаю.

И ещё я видел здесь огромные поля, засеянные пшеницей, которую выращивают зимой, пока не жарко. И это в пустыне Негев, с той стороны, где Средиземное море.
В шесть часов вечера я уже был дома, в своей палатке.

                Глава 13.
                В Ариэль.

На следующий день я нашёл Танечку и с её телефона позвонил Леониду. Договорились, что он будет ждать меня, и я выезжаю к нему, в Ариэль, что в Самарии.

Пока собирал рюкзак у себя под навесом, ко мне два раза подходили молодые арабы, отдыхающие рядом, на берегу моря. Один раз попросили открыть им бутылки с пивом, а второй раз им понадобились спички, для самокрутки, набитой «травкой».

Вели себя так, как будто они одни во всём мире, совершенно не считаясь с окружающими. Их присутствие было очень неприятно.

Вышел на остановку автобуса, стал ждать автобус на Иерусалим. Ещё раньше я заходил на рецепшен гостиницы «Лот», где взял расписание всех автобусов, проходящих через Эйн Бокек.

Подошли двое молодых людей, парень и девушка, тоже ждут автобус. Немцы, определил по разговору.

И тут нас начали осаждать арабы-таксисты. Приставучие, как мухи. Уже ему в полный голос кричу: «Ноу!», тогда только отваливает. Пять машин по очереди подъезжали, и среди них был и тот араб, с которым я ехал из Арада. Но, никто к ним не сел.
Я так понял, сами, своим поведением, губят свой бизнес.

Подъехал комфортабельный автобус, мы сели, купили билеты и вперёд, на Иерусалим. Проезд до Иерусалима стоит 42 шекеля. Столько же я платил, когда ехал сюда.

В Иерусалиме очень жёстко проверили меня, когда я входил в здание автовокзала. Безопасность, прежде всего. Нашёл выход к автобусу на Ариэль, благо все надписи дублируются на английском языке. А вот, со временем отправления никак не мог разобраться.

Обратился к девушке, тоже ждущей своего автобуса. Несмотря на языковой барьер, она поняла, что мне нужно. На своём телефоне набрала – Ариэль и время отправления – и показала мне. И всё так и оказалось.

В автобусе водитель взял с меня всего 12 шекелей. Я удивился, что так мало. Оказывается, для жителей поселений, расположенных среди враждебно настроенных арабских территорий, введена льгота на проезд. А автобусные компании, обслуживающие эти маршруты, получают дотацию от государства.

Автобус долго кружил, заезжая по пути во многие поселения с обязательными КПП на въездах, но, в конце концов, приехали в Ариэль. Ещё в автобусе, услышав русскую речь, я попросил у этого человека телефон, чтобы сообщить Леониду, что я приехал. Этот человек не только помог мне связаться с Леонидом, но ещё позвонил своей жене, чтобы она узнала, где мне лучше сойти, на нужной мне улице.

И вот, не успел я, выйдя из автобуса, пройти 150 метров, как увидел остановившийся у обочины автомобиль и Лёню, идущего мне навстречу. Хотя мы никогда не виделись раньше, но сразу узнали друг друга.

                Глава 14.
                На скалах.

На следующий день мы отправились на скалы. Сначала заехали на КПП, чтобы взять ключи от калитки, ведущей в нейтральную зону, где эти скалы и находились.

Хочу пояснить, что город Ариэль, самое крупное поселение на арабских территориях в Самарии, был полностью окружён забором с колючей проволокой поверху. И конечно, с камерами слежения и прожекторами, нужными в ночное время. Патрульный джип периодически проезжает вдоль забора,  проверяя его сохранность.

Арабам, с прилегающих территорий, въезд в город был разрешён по специальным пропускам, если они здесь работали, и только на время работы. Хотя, в последние дни не было инцидентов – благодаря хорошей работе спецслужб, вербующей агентов среди самих же арабов – но, расслабляться было нельзя. 

И вот, мы в нейтральной зоне. А чуть дальше, за вторым забором, начинаются арабские территории, с такими же оливковыми рощами, как и на еврейской стороне. Здесь, в Самарии, в основном выращивают оливки, которым хватает влаги и в летнее время, когда начинается сильная жара. Хотя, Самария раскинулась на невысоких горах и здесь летом прохладней, чем в южных районах Израиля, где выращивают другие культуры, финики, например.

Нам нужно спуститься вниз, к подножию скального массива, откуда, собственно, и начинаются скалолазные маршруты. Для этого мы пропускаем верёвку через кольцо базы одного из маршрутов, и дюльфером, по сдвоенной верёвке, спускаемся по очереди вниз.

Скалы в некоторых местах ещё сочатся водой, после недавних обильных дождей. А на арабской территории течёт речка, которая скоро, с наступлением жарких дней, пересохнет.

Вода привлекает людей. Сначала мы слышим рёв мотоциклов, преодолевающих водную преграду, а потом видим джип, застрявший в песке. Арабы развлекаются, пока есть вода и не жарко. И всё это рядом, в двухстах-трёхстах метрах от нас. Только, гораздо ниже.

Везде, куда только не глянь, буйная зелень, много цветов. Наверху, у забора, я видел цветущие алые маки. Самое время для вегетации растений, пока много влаги и нет испепеляющей жары.

Леонид толкает меня локтем и показывает чуть вниз, где на большом камне возятся какие-то зверьки, чем-то напоминающие наших кавказских енотов.

Готовимся к прохождению первого скалолазного маршрута. Для меня эти скалы непривычны. По таким лазить ещё не приходилось. Структура камня другая.

Решили начать лазание с верхней страховкой, так как одна верёвка уже продета в базу маршрута. Проверяем обвязку друг друга, в этом деле нет мелочей, всё важно.

Лёня пошёл первым, я на страховке. Вес у нас примерно одинаковый, удержу, если что.
Шаг за шагом, он уверенно поднимается вверх. Я выбираю верёвку, стараюсь не упустить момент срыва, который всегда неожиданный. Впереди, на самом выходе к базе, нависание.

Леонид шарит рукой вверху, ищет зацепы. С криком делает рывок и повисает на одной руке. Подбирает под себя ноги, подтягивается и вцепляется в это же место другой рукой. Сразу же, пока не устали руки, выходит вверх, к базе.

Молодец!

А я пройти это место не смог, не хватило сил сделать рывок. Потом, в следующий раз обошёл это место стороной, отклонившись к соседнему маршруту.

Потом ещё маршрут в другом месте прошли, теперь уж с нижней страховкой. Лёня, как более опытный, пошёл первым, протягивая верёвку. Не всё было гладко, два раза он срывался. Но, я был начеку, и всё обошлось без травм.

Когда я полез после него, то понял причину срывов, в местах зацепов для рук набило грязи после дождей.

Стоим внизу, отдыхаем. Вдруг сверху, со скал свешивается голова араба, что-то говорит. Лёня отвечает ему на иврите. Голова исчезает. Мы беспокоимся за оставленную на другом маршруте верёвку, по которой спустились вниз. И ещё там стропы за камень привязаны, к ним Лёня пристёгивался для страховки, когда спускался к базе, продевать верёвку.

Всё обошлось. Потом, на этом месте мы ещё полазили по соседним маршрутам, пока наши руки не устали окончательно и день начал клониться к вечеру. Вверх поднялись по щели, другой путь искать не стали. Было немного опасно, но справились.

                Глава 15.
                В гостях.

Следующий день у всех был занят, и я один отправился бродить по городу. Юля, жена Лёни, приготовила мне пакет с бутербродами и фруктами, который я взял с собой.

С удовольствием прошёл по улице, где они жили. Здесь стояли небольшие коттеджи и по несколько автомашин на площадках у каждого. Обычная практика, у каждого супруга свой автомобиль.
Дальше, когда я поднялся в гору, мне встретились многоквартирные дома, но, конечно не трущобы. Домики были аккуратные, красивые, с двориками и палисадниками. Нигде я не встречал людей, бесцельно шатающихся по улицам. Даже наоборот, улицы казались пустынными и лишь на остановках автобуса встречались люди, в основном студенты, если судить по возрасту и по сумкам, в которых наверняка были учебники и тетради.

К слову сказать, в городе свой университет и другие учебные заведения, не считая обычных школ. Ещё на остановках сидели солдаты, возвращающиеся в части. Как всегда, с личным оружием в руках.

А на детских площадках, которых в городе великое множество, и многие из которых построены на деньги американских спонсоров, о чём вещали установленные здесь таблички, было достаточно играющих детей и наблюдающих за ними взрослых. И везде лужайки с изумрудной травкой. Вот только собачки, бегающие по газонам, мне не понравились. Хоть и хозяева были рядом, но всё же, не все за ними убирали. Вот и приходилось смотреть под ноги, чтобы случайно не напороться на нечто нехорошее.

Но, более всего меня поразили открытые спортивные площадки с различными тренажёрами. Я целый час занимался на них, пока не прокачал все группы мышц. Такое встретил впервые.

Здесь же пообщался с репатриантом из России, гуляющим с внучкой. Если бы я встретил его у себя в городе, то никак не признал бы в нём израильтянина. Ну, типичный русский человек. И разговаривает так же.

Долго я бродил по городу, где в основном невысокие, двухэтажные дома. А сколько экзотической зелени вокруг! Пальмы, различные цитрусовые и ещё, огромные кактусы, образующие целые заросли в некоторых местах.

Вышел к центру. Здесь не удержался, встретив ещё одну площадку с тренажёрами, покачал мышцы. Группа мальчишек играла рядом, набирали воду в бутылки из расположенного здесь же бассейна и поливали друг друга.
Вау, сколько визгу и криков. Мальчишки, они везде мальчишки.

На лавочке, у бассейна, сидели две девушки, одна брюнетка, другая блондинка, мило беседовали. Я не удержался, подошёл, познакомился. Говорят по-русски, обе из России.

Живут в Израиле уже несколько месяцев, в молодёжном лагере. Хотят остаться здесь навсегда, отслужить в армии. Чудесные девчонки, мне было приятно пообщаться с ними.

Но, самая интересная встреча ждала меня в супермаркете, куда я зашёл, чтобы, что-нибудь купить из продуктов. Разгуливая по отделам, я обратил внимание на пожилую даму, которая выбирала сыр в соответствующем отделе. Разговор с продавщицей шёл на русском языке, и я прислушался, подойдя поближе.

- Хотя мой муж меня постоянно ругает за это, - говорила дама, пробуя ломтик сыра, поданный ей продавщицей, - но не могу я удержаться, так хочется хорошего сыра, Ирочка.

Продавщица, которую она назвала – Ирочка, и с которой они были, видимо, дружны, предлагала ей попробовать ещё, объясняя наличие каких-то особых вкусовых качеств у определённого вида сыра.

Я не удержался, извинился и спросил, а в чём же разница у этих сыров, выставленных на витрине, и у тех, что были расфасованы в пакетики.

Ирина, продавщица, объяснила мне, что на витрине выставлены элитные сорта, которые обычно пробуют, чтобы подобрать по вкусу. А простые сыры, ординарные, уже расфасованы в пакетики, примерно по 250 грамм, и стоимость их гораздо ниже.

Она подала ещё пластиночку элитного сыра, который дама перенаправила мне, со словами:
- Вот, попробуйте.

Я попробовал.  Да, неплохо, но, и те сыры, что дешевле, мне тоже нравились. Наверное, не такой уж я гастроном и, тем более, знаток сыров.

Поблагодарив, пошёл искать чай. Поскольку на пачках не было надписей на русском языке, я всё никак не мог разобраться, что и как, и подошёл к той самой продавщице, Ирине, которая уже обслужила даму и была свободна, и попросил помощи, пояснив, что я здесь в гостях и иврита не знаю.

А та самая дама, стоявшая недалеко, услышав наш разговор, подошла и приняла живейшее участие в поисках нужного мне чая.

Вскоре, нужный мне чай, простой, чёрный, без всяких ароматических добавок, был найден. Я поблагодарил милых женщин, намереваясь идти к кассе, чтобы оплатить товар.

Но, не тут-то было! Пожилая дама, которая назвалась Алей, когда я спросил её имя, заявила, что я гость их города и страны, а значит, она хочет сделать мне подарок, оплатить своей карточкой пачку чая. Мало того, повела меня в отдел фасованных сыров и выбрала мне ещё и пакетик сыра, вдобавок к тому, что я взял сам ранее, заявляя, что и за него она тоже заплатит сама.

Мой протест не имел решающей силы, а Ирина, отозвав меня в сторону, сказала:
- Не обижайте её, она любит делать подарки.

Не знаю, в какой ещё стране мира такое могло произойти, но со мной произошло впервые и, именно здесь, в Израиле. Пожилая женщина, пенсионерка, сделала мне подарок на сумму в 30 шекелей, несмотря на все мои протесты. И по внешнему виду, как я думаю, не было заметно, что я испытываю материальные затруднения. Одет я был весьма прилично.

Вечером, когда все вернулись домой, мы пошли в синагогу, слушать чтение свитка Эстер. Точнее, Леонид уже находился там, ибо мужчины собираются раньше, чтобы, наложив тфилин, помолиться, а я пришёл с женщинами и детьми как раз к началу чтения.

А вечером, за большим столом в гостиной, уселась вся семья вкушать пиццу, заказанную заранее. Точнее, пиццы было две, одна с тунцом, вторая с грибами. Второй кусок я осилил с трудом, хотя на аппетит никогда не жаловался, просто куски были поданы большие. В еврейских семьях, как я успел хорошо заметить, гостя всегда стараются накормить до отвала.

Кроме четверых детей, была ещё и бабушка, Любовь Моисеевна, приехавшая в гости из Тель-Авива. Когда самая младшенькая девочка, которой не исполнилось ещё двух лет, случайно опрокинула свой стаканчик с напитком, Лёня, сидевший с краю, спокойно сходил за тряпкой и протёр стол. Сколько любви и, как следствие, такта и выдержки, а ведь прошедший день был весьма напряжённый.

Потом, когда дети ушли спать, на столе появилось несколько бутылок пива и солёные орешки. В преддверии Пурима. Лехаим!

На следующий день, в праздник Пурим я покинул полюбившуюся мне страну, её чудесных людей. Лёня отвёз меня в аэропорт, где я, с трудом сдерживая нахлынувшие чувства, простился с ним.
 


Рецензии
Александр, с каким теплом вы написали о нашей маленькой гостеприимной стране - спасибо! Я дам вам ссылку на то, как объясняют раввины , почему Бог превратил жену Лота в соляной столб. Как человеку любознательному, это Вам тоже может показаться интересным.
http://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q1658.htm

И еще. Возможно, раввин, с которым вы встретились, действительно был одет в шутовской халат для Пурима, а может это был раввин одной из групп ортодоксальных евреев, которые встречаются в основном в религиозных кварталах Иерусалима. Они ходят в предпраздничные дни именно в полосатых (или коричневатых с набивным рисунком) шелковых халатах и высоких меховых шапках. Не каждый из раввинов имеет право так одеваться - это надо заслужить.

Да, дарить и угощать тут любят - хоть что! Хоть цветок подарить незнакомой даме, хоть угостить незнакомого человека на остановке бубликами, купленными в "русском магазине" - так однажды меня угощал парнишка- коренной израильтянин, акцентируя, что это же привычное мне русское качество.
Удачи Вам и интересных путешествий по всему миру!
С уважением. Татьяна.

Татьяна Хожан   06.06.2012 01:16     Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо большое! Узнаю израильтянку. Тот раввин из Арада, уговаривал меня на гиюр. В Израиле меня принимали за своего и очень удивлялись, когда узнавали, что я турист.

Александр Показаньев   06.06.2012 10:18   Заявить о нарушении