Закон тайга

1971 год. В этом году я впервые попал в тайгу, а точнее в Западную Сибирь, а ещё точнее, в самый центр Западной Сибири, который называется «Сибирские Увалы» - это водораздел, где находятся истоки многих рек, одни из которых текут  на север, к Северному ледовитому океану, другие на юг, к Оби. Я был студентом третьего курса Геологического факультета Московского государственного университета. Перед этим у нас была учебная практика в Крыму. И вот я из солнечного Крыма прямиком в солнечную Западную Сибирь на первую производственную практику.

Когда наш гидросамолёт приводнился на озеро  Нум То и подрулил к берегу, на берег выбежали ненцы с окровавленными лицами, они махали руками и что-то кричали.  Бредя по колено в воде, к гидросамолёту подходили участники нашей экспедиции: у одного страшно заплыл один  глаз и он смотрел другим глазом, у второго раздута щека и перекошено лицо, у третьего ухо висело огромным бананом – вот такие были красавцы. Они погрузили меня с вещами в резиновую лодку и отвезли на берег. На берегу ко мне подошла уродливая ненка, лицо которой было покрыто толстой коричневой коркой, и сказала:
- Вить, здравствуй.
- ???
- Ты меня не узнаёшь?
- ???
- Я Тома.
Я пригляделся внимательнее и в уродливой ненке разглядел одну из первых красавиц нашего курса. Видя моё немое изумление, она виновато улыбнулась и тихо заплакала.

Лица ребят были хмурыми, и только один, с фингалом, похлопал меня по плечу и весело сказал:
- Комары!
Нас окружили окровавленные ненцы и стали требовать мазь от комаров.  С Большой земли я привёз с собой целый ящик ужасной дряни, которая называлась Диметилфтолат. Мы отдали часть ее обрадованным ненцам.
Вот так состоялось моё первое знакомство с Западной Сибирью. Дальше было много приключений, каждое из которых заслуживает отдельного рассказа.  Здесь я хочу рассказать о двух вещах.
Западно-Сибирская экспедиция МГУ, куда я был прикомандирован, проводила гидро-геологическое картирование центра Западной  Сибири с использованием гидросамолётов, которые через один-два дня перевозили отряды с озера  на озеро. Так малыми силами был обследован обширный район Западной Сибири.
Наша экспедиция состояла из двух отрядов. Я попал в отряд, в котором были начальник отряда и трое студентов: я – третьекурсник и два пятикурсника – все мы были уже достаточно взрослыми, отслужили армию, начальник отряда, Вадим Долгополов, был на несколько лет старше, ребёнком он испытал все тяготы войны и, особенно, голод 1946 года. В своём отряде он установил режим экономии, близкий к фронтовому: отряд жил на подножном корму: мяса, рыбы, грибов, ягод – сколько хочешь. Но ведь это надо ещё убить, поймать, собрать. Зато никаких деликатесов: два куска хлеба и четыре куска сахара в день на человека, немного крупы и растительного масла. Один рубль в день на всех четверых. Вадим ознакомил меня с этими условиями и сказал, что, если я не согласен, то могу перейти в другой отряд, где была Тома, и где ни в чём себе не отказывали: заказывали с «большой земли» печенье, конфеты и прочие «деликатесы». У Вадима с этим было строго: ни-зя-я!!

Я сказал: «Согласный!»
О том, как мы питались у Вадима – это отдельная песня, а вот, как мы одевались, тоже интересно.

В первый же день меня так покусали комары, что живого места не было, и заставили одеваться правильно.
Представьте себе: жара 30 градусов. На мне толстый лыжный костюм, сверху геологический костюм (роба) поверх сетка «Павловского», на ногах портянки, болотные сапоги, раскатанные до самого верха, на голове лыжная шапочка, капюшон и накомарник. Всё это снаружи и внутри обильно смазано Диметилфтолатом, который смешивался с потом, разъедал кожу и, особенно, глаза, но не мешал комарам делать своё чёрное дело. Если бы только комарам: кроме них  вовсю орудовала мошка нескольких видов, огромные пауты, которые, как пули летели в голову со всех сторон, но особенно лютовали треугольные жёлтые мухи.

К этой амуниции надо добавить стрелочный индикатор КС-1, прибор, весом 24 кг. в правой руке, за спиной рюкзак с батареями и кольями весом 30 кг, в левой руке катушка с проводом. С этим снаряжением надо было пройти 1.5 – 2 км. по болоту, провести измерения. И так почти каждый день.
Надо было делать работу и добывать себе корм.
Вот это была Школа!
Когда я вернулся из экспедиции, на меня не налезали пиджаки и не застёгивались брюки. Во мне появилась огромная сила.
Потом было много экспедиций и на Крайний Север и на Крайний Юг, много приключений, связанных с риском для жизни, но это первое знакомство с тайгой осталось в памяти на всю жизнь, потому что это была настоящая Школа Мужества.
И ещё немаловажная деталь: наши два маленьких отряда были, наверное, последними из могикан, которые  видели эти места в первозданном виде.
Много лет спустя, уже будучи техруком большой геофизической партии, я вернулся в эти места, где на месте нехоженой тайги и непроходимых болот возник город Новый Уренгой, который был для нас перевалочной базой, ибо путь наш лежал дальше на Север, туда, где не было цивилизации и где было место таким «отмороженным» людям, как я.


Рецензии
Да, Виктор, рассказ очень интересный. Читать всегда интересней, чем испытыват всё это на себе. Знаю, приходилось в стройбате на втором и третьем году. В лесу, южнее Перми. Тоже самое: жара, комары, грязь, дождь, холод, палатки.

Виктор Козлов-Волжанин   12.04.2012 23:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.