Гл. 13. Еврейские мудрецы

Рассеяние евреев по всему миру

Эмиграция евреев происходила уже в эпоху эллинизма. Во многих городах Римской империи сложились большие еврейские общины. Однако почти двухтысячелетний период еврейского рассеяния отсчитывают от поражения Великого восстания и разрушения Второго Храма (начало диаспоры – “рассеяние” - в переводе с греческого).

В рассеянии евреи обычно поселялись компактно, и центром их религиозной и общественной жизни становилась синагога (“место собрания” - в переводе с греческого). Никакие храмы не строились, так как, согласно канонам иудаизма, храм Яхве может быть только один — в Иерусалиме. Жертвоприношения в храме были заменены молитвой в синагоге.

Иерусалим и храм были разрушены в 70 году, и теперь центром еврейской учености стал город Явна в 30 милях западнее  Иерусалима. Примерно 90 году там собрались еврейские мудрецы (масореты) (масорет – древнееврейское слово, означающее «традиция»). Они рассмотрели все книги, входящие в еврейскую Библию, и создали ее окончательную редакцию, очистив от поздних наслоений. Библия на иврите и сегодня дает именно этот «Масоретский текст». 

Создание Мишны (конец II – начало III века)

Талмуд состоит из двух частей – Мишны и Гемары.
«Отцом Мишны» называют Рабби Акиву. Он сыграл ключевую роль в систематизации галахических постановлений и сведении их в сборники. Он же выдвинул идею о том, что законы, выведенные путём толкования Торы, имеют такую же силу, как заповеди, содержащиеся в самой Торе, так как и то, и другое было сообщено Моисею Богом.

Тексты Мишны первоначально существовали только в устной форме и передавались от учителя к ученику. Самые древние из них относятся к периоду правления хасмонеев. Источниками этих текстов Мишны служили, во-первых, воспоминания очевидцев. Они содержались в основном в трактатах, посвящённых богослужению в Иерусалимском Храме. Во-вторых, толкования заповедей Торы, которые содержались, в основном, в галахических мидрашах. В третьих, решения раввинских судов, кеоторые рассматривались в качестве прецедентов.

В I—II вв. н. э. всё это стали сводить в сборники галахических постановлений, особую роль в их систематизации сыграл Рабби Акива, которого называют «отцом Мишны». Он же выдвинул идею о том, что законы, выведенные путём толкования Торы, имеют такую же силу, как заповеди, содержащиеся в самой Торе, так как и то, и другое было сообщено Моисею Богом.

Создание Иерусалимского Талмуда в Палестине (200—425 гг.)

Национальная трагедия побудила еврейских религиозных деятелей перестроить правила жизни еврейского народа, чтобы сохранить от исчезновения как его самого, так и уникальную иудейскую религию.
Сначала мудрецы в еврейском центре в Явне под руководством рабби Иоханана бен-Заккая, а затем и рабби Иехуда ха-Наси в Тверии создали новые формы духовной жизни еврейских общин в их жизни на чужбине, в рассеянии. Именно они обеспечили национальную неповторимость и сохранность еврейского народа в отсутствие собственного государства и храма. Ими, в частности, были учреждены автономные судебная и образовательная системы, введенные до времен, пока не возникнут условия для возрождения еврейского государства на земле Израиля. Весь этот гигантский труд нашел свое отражёние в Мишне и созданных на её основе Иерусалимском и Вавилонском Талмуде.

Талму;д (ивр.;, «учение, учёба») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.

Центральным положением ортодоксального иудаизма является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай. Содержание ее передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейской Библии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон).

В конце II — начале III века Мишна была собрана и отредактирована раввином Иехудой ха-Наси, который известен как просто «Рабби». Почти весь текст написан на иврите, за исключением нескольких стихов на арамейском языке. Он составил окончательный, канонический вариант Мишны. Причем в ряде случаев он подвёл итог спорам законоучителей, выведя окончательные постановления.

Все прочие высказывания и комментарии раввинов (I в. до н. э. — II в. н. э.) являются неканоническими, «внешними». Они были собраны в Сборники. Один из первых таких сборников — Тосефта — сохранился до нашего времени и включается в стандартное издание Талмуда.

Записью Мишны закончилась эпоха «танаим» - мудрецов эпохи составления Мишны), и началась эпоха «амораим» — толкователей Мишны. Дальнейшее развитие раввинского законодательства шло уже по пути составления комментариев к Мишне. Эти комментарии за следующие три столетия были записаны главным образом на арамейском языке и известны как Гемара, вторая часть Талмуда.

В связи с жестоким преследованием евреев оккупационными властями к середине 4-го века н.э. редактирование Талмуда в Эрец Исраэль прекратилось. То, что удалось сделать до этого времени, и называется Иерусалимским Талмудом.

Создание Вавилонского Талмуда (200—500 гг.)

После разрушения Храма и особенно разгрома восстания Бар-Кохбы главная масса евреев ушла в Месопотамию, где в течение 8-и веков находился духовный и интеллектуальный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: эксилархи и гаоны (этот период еврейской истории называется эксилархатом и гаонатом).
Эксиларх – титул светских лидеров вавилонских евреев. Пост эксиларха просуществовал до XII в. По еврейской традиции человек, занимающий пост, должен был быть прямым потомком царя Давида. Община почитала эксиларха и как своего руководителя, и как высшего представителя официальной власти.

Гаоны — духовные лидеры еврейского народа в Вавилоне, бывшие высшим авторитетом в толковании Талмуда и применении его принципов при решении галахических вопросов (конец VI в. — середина XI в.).

Талмуд в Вавилоне был закончен в VI веке, т.е работа над Талмудом продолжалась еще два столетия. Поэтому в Вавилонском Талмуде приведен более подробный анализ многих аспектов Устной Торы и дана более «взвешенная» редакция текстов. С другой стороны, в Вавилонском Талмуде отсутствуют отдельно собранные комментарии ко многим трактатам Мишны, имеющиеся в Иерусалимском.

Письменная и устная Тора сохранили еврейский народ, предотвратили его исчезновение

Сегодня, анализируя все известные нам события, которые произошли в мировой истории на протяжении последних двух тысяч лет, мы отчетливо видим, что еврейский народ сохранился благодаря тому, что выполнял все законы, записанные в Торе, все заповеди, сохраненные еврейскими мудрецами в Пятикнижии и Талмуде.

Это не значит, что никто из евреев не принимал христианство или мусульманство. Принимали и то, и другое. Когда заставляли это делать под угрозой смерти, а когда крестились и добровольно. Я не искал в истории евреев выкрестов, – они были практически всегда. Известно, например, что папа Григорий VII Гильдебранд (1073 - 1085 гг.), заставивший в 1077 г. Генриха IV,  германского императора, явиться с покаянием в 1077 г. в  Каноссу, был крещеным евреем. Известно также, что в жилах великого инквизитора Торквемады, на совести которого тысячи жизней евреев, текла еврейская кровь.

Множество евреев было ассимилировано, множество изгнано с мест проживания, огромное число убито, но еврейские общины с их традиционным образом жизни сохранились, и только в новейшее время стали размываться.

Мой дед

Мой дед (отец моей матери), Иосиф Исаакович Гинзбург, родившийся в Могилеве(тогда Россия, сейчас Белоруссия), примерно в 1870 г. и умерший в Ленинграде в 1953-ем, был талмудистом, и об этом с огромным почтением говорили приходившие в наш дом люди. До революции с середины 90-х годов XIX века он жил в Петербурге и работал в издательстве Брокгауза и Ефрона, который готовил к изданию и издал в 1906-1913 гг. в Санкт-Петербурге Еврейскую Энциклопедию Брокгауза и Ефрона. Вероятно, мой дед имел к этому отношение.

Кстати, Гинзбург – весьма древняя раввинская фамилия, давшая на протяжении веков многих выдающихся ученых и мыслителей.

Вознесение лулава (примечание)

Я, как правило, не расшифровываю встречающиеся в тексте детали обрядов или названия их, но в данном случае все же объясню, что такое лулав и почему его «возносят».

Лулавом называют набор из 4-х растений, над которыми произносится благословение во все дни праздника уборки урожая Суккот. Соединяя их и произнося благословение, произносят слова о том, что сила народа Израиля в единстве разных людей. Эти четыре растения:
– Этрог (цитрон) – плод со вкусом и запахом; он  подобен еврею, который учит Тору и исполняет ее заповеди;
– Лулав (побег финиковой пальмы) — со вкусом, но без запаха; он подобен человеку, изучающему Тору, но не выполняющему ее заповеди. По имени этого побега и назван набор растений;
– Хадас (мирт) — с запахом, но без вкуса; он напоминает евреев, соблюдающих заповеди, но не сведущих в Торе;
– Арава (ива) — без вкуса и запаха; она напоминает тех, кто не занят изучением Торы и не соблюдает ее заповедей.


Рецензии