Неопубликованное интервью

Екатерина Мосина

Заметки на книжных полях

Очерки о воронежской литературе

 Мосина Е.И. Заметки на книжных полях: Очерки о воронежской литературе. – Воронеж:  Река Времени, 2008.


Автор книги Е.И. Мосина – литературный редактор, выпустившая в свет более сотни томов: от А.С. Пушкина до современных авторов. Книги воронежских поэтов и прозаиков,  изданные в Воронеже за последние два года, рассматривает как внимательный читатель; ей  есть что сказать и об авторах, и об их произведениях. Отдельные очерки были опубликованы в центральной и местной прессе.



Неопубликованное интервью

(Беседа с  поэтом Владимиром Гордейчевым)


Двадцать лет назад, в конце июля 1988 года я приехала в Воронеж из Алма-Аты, блестящей, жаркой и прекрасной столицы Казахстана, обменяв ту жизнь на эту. Так пришлось поступить: неожиданно, не планово, не мечтаемо – по семейным обстоятельствам. Это было время, когда уже начались рушиться все устои социалистического государства. Именно с этого момента я веду свой личный отсчёт, когда моё поколение стало потерянным.
 
Я безуспешно искала работу в столице Черноземья. Как-то пришла в редакцию газеты «Коммуна» и предложила свои услуги корреспондента. Но это никому не было нужно. Только редактор Владимир Яковлевич Евтушенко поддержал и дал добро. Но через неделю он уже ушёл на пенсию, и его одобрение моих замыслов ушло вместе с ним. Материалы, которые я сделала для этой газеты, исчезали бесследно где-то на уровне секретариата, словно в бермудском треугольнике – без объяснений и комментариев. Но остались мои личные копии, ведь тогда статьи подавались в отпечатанном на машинке виде, и ничего не стоило заложить под копирку пару лишних экземпляров.
 
Они-то и сохранились в моих архивах. Кое-что безнадёжно устарело, кое-что потеряло свою актуальность, а вот живое интервью с тогда ещё живым поэтом Владимиром Гордейчевым оказалось почти раритетным. Это интервью также поглотила бездонная «корзина» ответсека, который не счёл удобным публиковать нашу беседу с председателем Правления Воронежского отделения Союза писателей СССР.

Получилась неплохая беседа. Но вопрос ставился ребром: а что было сделано и что делается для молодёжи в Союзе писателей в Воронеже. И уважаемому Владимиру Григорьевичу особенно и нечего было сказать.
 
Он подарил мне свою книгу стихов «Весна-общественница» с такой дарственной надписью:

«Екатерине Ивановне Мосиной – на счастье  в новом году и в новом для неё городе – душевно. В. Гордейчев. 29/XI.88 г., г. Воронеж».

Интервью с известным поэтом называется «Не самый удачный день». Думаю, лучше привести полностью, чтобы не отступать от истины. И тот факт, что интервью никогда не было опубликовано, теперь делает его уникальным, я его рассматриваю, как продолжение дарственной надписи мне от поэта Владимира Гордейчева на его книге «Весна-общественница». К месту сказать, что сам поэт Гордейчев прочёл это интервью, я же должна была автору показать материал. Он только пожал плечами:

– Вы так дословно нашу беседу воспроизвели – ни прибавить, ни убавить.

Я ещё, помнится, погордилась при этом:

– Так я ж радиожурналист, привыкла на слух всё запоминать…

Итак, наша беседа…


«Проблема «самоопределения» молодого поэта, прозаика, критика всегда стояла достаточно остро. В наше интересное время  перемен – перестройки общества – вопрос о трудности творческого пути начинающих авторов с повестки дня не снимается. Наш корреспондент встретился с руководителем воронежской писательской организации Владимиром Гордейчевым по этому поводу.

КОРР.: – Владимир Григорьевич, что можно сказать о сегодняшнем дне молодых воронежских писателей?

ГОРДЕЙЧЕВ: – Этот день для них не самый радостный, потому что я могу назвать таких «молодых», которые, явно, засиделись в девках, то есть им уже давно за тридцать, за сорок, ближе к пятидесяти, а мы вынуждены причислять их к молодым.

КОРР.: – Не имеете ли Вы в виду то, что им очень трудно пробиться к читателю?

В.Г.: – Именно это и есть больной вопрос не только нашей писательской организации, но и всесоюзной. Говорили об этом очень много и продолжают говорить, но давно уже пора действовать.

КОРР.: – Что Вы, как руководитель областной писательской организации – хозяин положения – можете предложить?

В.Г.: – Я – условный хозяин положения, потому, что у нас ещё сильны застойные традиции. Если мы, например, даём рекомендацию условно молодому писателю для вступления в Союз писателей, то тут существует негласное правило: этому автору надо иметь как минимум три книги, чтобы его приняли.

КОРР.: – А сами Вы, Владимир Григорьевич, тоже убеждены, что в Союз должны вступать люди, издавшие необходимый минимум книг?

В.Г.: – Ни в коем случае. Талантливый человек может выложиться в одной книге, но это будет истинный талант. У него своя тема, своя манера.

КОРР.: – Можете ли Вы назвать таких молодых воронежцев, которых уже по одной книге следовало бы принять в Союз писателей?

В.Г.: – Анатолий Кобзев, Лев Коськов, Александр Нестругин. Я называю молодых поэтов, поскольку мне это ближе. О прозаиках, публицистах, критиках я судить не берусь не потому, что их нет, а потому что более ответственно о них могут сказать руководители соответствующих секций нашей организации. У нас действует Совет по работе с молодыми, который разделён на секции. Это уже определено самим существованием нашим. Так сказать наша структура. И нельзя сказать, что работа идёт плохо. Я уверен, что и здесь предостаточно имён, достойных быть в нашем творческом союзе.

Но давайте всё же проведём грань между членством и творческим становлением. Членство – это только решение судьбы писателя. Пока это на уровне, если хотите, везения. Вот не повезло этому молодому поколению родиться раньше, когда в Союз принимали, не соблюдая формальностей, а тонко и гибко подходя к каждому конкретному случаю.
Другое дело – становление. Это выход к читателю.

КОРР.: – Не считаете ли Вы, Владимир Григорьевич, что этого легко достичь?

В.Г.: – Проще, нежели вступление в Союз писателей, но, конечно же, не легко. Ведь и в редакциях наших газет, нашего журнала «Подъём», в издательстве тоже много рогаток ждут молодых авторов.

КОРР.: – Например?

В.Г.: – Вам ещё и примеры нужны? Что ж, начнём с «Коммуны». Крайне редко печатается и проза и поэзия, особенно поэмы. А ведь со стихами куда проще: много газетной площади они не займут, однако же, контакт автора с читателем хоть и маленький, но может быть. Разве плохо? Или вот «Молодой коммунар» куда-то задевал еженедельную рубрику поэзии. Раньше она была.

КОРР.: – Но есть «Поколение» – литературно-художественное приложение…

В.Г.: – Да, есть. Об этом стоит отдельно поговорить. Но периодичность этого приложения так нестабильна: пока мы имеем только два выпуска. А еженедельные публикации поэзии – это почти то же, что ежедневный контакт. Я ничего не могу оптимистического сказать по поводу издательства. Предприятие перешло на хозрасчёт, а поэзия была убыточна всегда. У нас ведь очень мало и хорошей поэзии и истинных её ценителей. Госкомиздат неохотно издаёт поэтические сборники.

КОРР.: – Но в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве каждый год выходит по коллективному сборнику поэзии. Это уже неплохо.

В.Г.: – Неплохо, если дадут в полной силе высказаться. А то ведь в один сборник втискивают до сотни имён. Что там поймёшь? Вот, когда выпускают кассету – несколько книг под одной обложкой, это уже хорошо.

КОРР.: – Наверное, у Союза писателей сложные отношения с издательством?

В.Г.: – Отношения всегда складываются сначала и, прежде всего, с людьми. Всё зависит от того, кто там работает, от их умения и готовности брать на себя ответственность и перед читателем и перед Госкомиздатом (чего не следует забывать) за каждое новое имя. А если этого нет, то и вот вам – очередь на несколько лет вперёд. А при нашей порочной практике приёма в творческий союз можно только печальные прогнозы строить: Союз не помолодеет в ближайшие годы, ибо на издание только одной книги уходит более пяти лет, а книг надо три…

КОРР.: – Да, такую формальность трудно перепрыгнуть, если члены Правления на месте тоже не проявят свой характер, свою настойчивость. Вы со мной согласны?

В.Г.: – В идеале – да. Но в том-то и дело, что нам возвращают документы из Москвы либо с пометкой «Отложить до следующей книги», что наши кандидаты встречают, как подарок судьбы, либо «В приёме отказать». И тогда надежд мало. Если бы от меня зависело, то я бы смотрел только творческую потенцию автора, на его самостоятельность, на собственный его голос.

КОРР.: – У меня в связи с этим такой вопрос: на Ваших глазах определилось несколько творческих поколений. Не замечали ли Вы приверженность к каким-то одним темам – у разных поколений?

В.Г.: – Нет. Пишут обо всём, о чём болит душа. Но вот стилевое влияние, подражательность я вижу у многих. Если около десятка лет назад увлекались подражаниями Пастернаку, Ахматовой, Мандельштаму, то теперь к ним прибавился Высоцкий. Я считаю, что час ученичества должен быть у каждого поэта, но плохо, когда этот час затягивается на годы. Ведь творчество – это как рост дерева: пока оно мало, оно на что-то опирается, корешки его за что-то цепляются, а как пошло само в рост, то все подпорки прочь и корнями в почву, в глубь!

Интервью вела Е. Мосина»

Прошло двадцать лет. И кто мне скажет с уверенностью, что это интервью утратило свою актуальность?

1988 г., ноябрь – 2008 г., январь


Рецензии