Браманте
Донато д'Аньоло ди Паскуччо, прозванный Браманте, родился в 1444 г. в Монте Асдруальдо близ Урбино. Отец его был небогатый человек, но он постарался дать сыну хорошее образование. Заметив, что Донато с увлечением рисует, отец отдал его в обучение к доминиканскому монаху-живописцу фра Карневале. Поначалу Браменте готовился стать живописцем. Однако между 1472 и 1474 гг. он отправился в Ломбардию, где сменил живопись на архитектуру. В следующие четверть века в Милане и его окрестностях им было возведено несколько крупных построек. Впрочем, по этим ранним произведениям еще трудно догадаться, на что будет способен архитектор впоследствии.
Браманте было уже за пятьдесят, когда он с рядом других крупнейших художников своего времени оказался в Риме, на службе при папском дворе. Здесь его искусство достигло подлинной зрелости, причем важную роль сыграла сама смена обстановки. Как и для Брунеллески, подлинной школой для Браманте стали древние римские руины. Вазари пишет: «Не прошло много времени, как он обмерил все, какие только были древние постройки в городе и за городом в Кампанье, и то же самое проделал он вплоть до Неаполя и повсюду, где только ему было известно, что находятся какие-нибудь древности…» Образцы старой римской архитектуры послужили тем толчком, который пробудил собственный гений Браманте. «Природа, - пишет Вазари, - не могла создать таланта более гибкого, который владел бы искусством с большей изобретательностью, с таким же чувством меры и с такой же основательностью, как он… В самом деле, если изобретателями архитектуры были греки, а римляне – их подражателями, то Браманте поучителен для нас не только потому, что он, подражая им, изобретал новое, но и потому, что безмерно преумножил красоту и трудности этого искусства, которое благодаря ему мы и узрели ныне во всей его красе». Идея «величественности» – основа всего зодчества Высокого Ренессанса, впервые проявилась и получила свое развитие у Браманте (http://proza.ru/2012/03/31/574).
Одной из первых построек Браманте в Риме стал двор Санта Мария делла Паче (1500-1504). Эта работа принесла ему широкую известность, ибо, по словам Вазари, мало было в Риме архитекторов, работавших с такой любовью и старанием. Зародившуюся славу Браманте подтвердил и преумножил участием в строительстве палаццо Канчеллерия ((http://proza.ru/2012/03/31/600)) и другого палаццо, принадлежащего позже графу Жиро и князю Торлония. В 1506-1509 г. он руководил строительством апсиды церкви Санта Мария дель Пополо. Одновременно архитектор возвел палаццо ди Сан Бьяджо (1506) и апсиду церкви Санта Мария дель Пополо (1506-1509). Этими работами Браманте завоевал в Риме такую известность, что был признан первым архитектором за быстроту решений и исключительную изобретательность (http://proza.ru/2012/03/31/610).
В дальнейшем архитектор работал главным образом на папу Юлия II, который поручил ему заниматься строительством собора св. Петра и перестройкой ватиканских дворцов. «Было удачей и для Браманте и для нас, - пишет Вазари, - что он обрел такого князя – а это редко удается большим талантам, - на средства которого он получил возможность проявить всю силу своего таланта и показать те трудности, которые он столь искусно мог преодолевать в архитектуре». В течение сравнительно короткого срока, в последние пятнадцать лет своей жизни Браманте создал несколько грандиозных памятников, определивших архитектурный стиль всего Высокого Ренессанса. В 1503 г. Юлий II поручил Браманте составить проект реконструкции Ватикана, который до этого представлял из себя ряд разрозненных сооружений, не связанных единством стиля и замысла. Папе пришло в голову обустроить участок между своим дворцом и Бельведером (летней резиденцией пап), так, чтобы по двум коридорам с лоджиями можно было пройти из Бельведера во дворец, а также из дворца в Бельведер. По существу, предстояло создать совершенно новое, колоссальных размеров сооружение, умело введя в него уже существующие постройки. Задача осложнялась сильным падением рельефа местности от вилы к дворцу. Браманте с воодушевлением взялся за дело. По его замыслу ватиканский комплекс должен был представлять из себя систему дворцовых зданий и дворов, раскинувшуюся на трех террасах. Коридоры, связывающие виллу и папский дворец, а так же лестницы, соединяющие террасы двора, превращали его в единую композицию.
До конца замысел так и не был осуществлен. Сам Браманте успел построить только три двора-сада: Кортиле ди Бельведеро, Кортиле ди сан Демазо и Джардино делла Пиньа, не имеющие себе равных по размаху и эффектности композиции. Используя подъем почвы, он мастерски обыграл эффект последовательно поднимающихся террас. Широкие лестницы вели от Кортиле ди Бельведеро на среднюю террасу, разделявшую собой дворы, а оттуда через триумфальную арку к Джардино делла Пиньа, представлявший собой открытый театр. Композиция заканчивалась существующей и в наше время нишей. Благодаря ей создавался особенно острый эффект композиции, усиленный введением полукруглой колоннады, своей кривизной подчеркивающей мощный размах самой ниши (http://proza.ru/2012/03/31/631). На обеих верхних террасах были разбиты регулярные сады, связанные при помощи двух рамп. Подобные открытые лестницы и рампы, обычные для древнеримской эпохи, в пору Ренессанса были использованы впервые. В дальнейшем, с легкой руки Браманте, они получили широчайшее распространение в европейской архитектуре. Двор Бельведера стал для последующих поколений зодчих неисчерпаемой сокровищницей композиционных идей и мотивов.
Венцом деятельности Браманте в Риме стала закладка собора св. Петра. Постройка нового храма на месте обветшавшей старой базилики была задумана еще в XV веке. Первоначальный план этому величественному зданию, которое должно было превзойти своими размерами знаменитый Пантеон, был положен Браманте. Собор был задуман, как купольное сооружение, а не как базилика. Открытое и светлое подкупольное пространство должно было стать сосредоточием композиции. «Я установлю Пантеон на своды храма Мира», - говорил Браманте по поводу своего проекта.
Закладка нового собора состоялась в апреле 1506 г. «После того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. Петра, - пишет Вазари, - Браманте сломал половину старого и приступил к работе с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и украшенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе. С обычной быстротой он заложил фундаменты и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшими быстротой и искусством». Завершить строительство Браманте помешала постигшая его в 1514 г. кончина.
Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241
Свидетельство о публикации №212033100648