Записки о СССР - Цыплята по 1 руб. 5 коп

время действия 1979год.

Мясо с привеском

На улице припекает солнце, апрель, я счастлив, что дома один, уроки делать не охота, надо что то поесть купить, так в школьной форме без куртки пошел в наш гастроном на Смирняге он в 55 доме.

Иду по нашему гастроному, иду в мясной отдел, он в конце зала, две большие витрины из стекла толпится небольшая очередь, все смотрят на прилавок, а там за громадной свиной головой, два мятых лотка на одном лежит кучкой фарш, а на другом несколько кусков мяса с торчащими срезами сахарных костей.

Мясник

Подхожу, встал в очередь, мясник, дюжий дядька с брутальным лицом, на голове грязно белый колпак, сам в халате и в переднике в бурых пятнах, весь заляпанный кровью, такое ощущение что он или хирург или патологоанатом, и сам умерщвлял животных, куски которых представлены на прилавке.  Покупательница ткнула в кусок мяса пальцем говорит, покажите, мясник взял громадными сильными руками этот кусок, и вертит, показывает ей, немного смущенно прикладывая к куску мяса довесок на полкило, женщина возмущается что не мясо а одни кости, но всё равно берёт, только просит разрубить. Мясник поворачивается к деревянной колоде. Колода громадная наверное метр в диаметре, по окружности окована железной полосой, поверхность колоды вся исперещена, полосами от удара топора, как бы вся выщерблена, мясник  кидает на неё кусок мяса выдёргивает громадный плоский мясной топор из колоды, и несколькими точными ударами, с выдохом разрубает мясо. После кидает его на лист бумаги и кладёт на весы, стрелка весов ещё не успела остановится, а он уже снимает с весов покупку и достаёт из за уха огрызок карандаша, на обрывке бумаги чертит цифры цены и передаёт покупательнице, та идёт в кассу оплачивать, потом с чеком вернётся он ей отдаст покупку. А чек наколет на такую спицу на подставке, на нем уже не мало нанизано сегодняшних чеков от покупок.

Я пока стою в очереди и посматриваю на морозильный прилавок, думаю что взять, там конечно особо ни чего нет, лежат несколько картонных пачек пельменей, их то точно брать нельзя они подтаявшие слипшиеся, это по пачкам видно уже подмокшие. Пока стою в очереди, фарш наверное тоже кончится, жаль. Придётся взять готовых котлет по 12 копеек, они большие, лежат на деревянных лодках, а пожаришь часто такой запах что есть, не хочется, да и ещё ужариваются в два раза. Вот невезуха фарш как я и предполагал закончился у меня перед носом, бабуля последние полкило взяла.  Вот подошла моя очередь, только я хотел сказать дайте мне котлет шесть штук, как мясника крикнули из подсобки он туда ушёл.

Очередь сразу как то заволновалась, сейчас новые лодки с мясом вынесут, я стою первый думаю хороша что так получилось. Из подсобки доносятся звуки движения, грохот разгрузки. Потом слышится скрежет и показывается мясник, заходит он спиной вперёд, а за собой тащит по полу волоком  на железном крюке придерживая сверху рукой стопку ящиков, а в них, вот чудно, удача, а в них в этих ящиках цыплята.

Цыплята  по 1 руб. 5 коп.
 
В простонародье называли по «Рубольпять», или «цыплята табака», конечно, они не красавцы были, но недорого и много, а это самое главное. Были они часто немного с синевой, с длинными ногами и головами с гребешком на тонкой шее, по тушке даже кое где перья торчали, плохо ощипанны были, но для народа это почти деликатес, спросом пользовались повышенным в очереди до драки. Меня к при лавку чуть ли не припечатали, оглянулся,  а сзади, наверное, человек уже сто стоит, толпа страждущих, у всех в глазах светится огонёк, безумства и радости и все волнуются, напирают.
 
Мясник пришёл к прилавку и громко объявил, глядя на всех по верх голов, в одни руки не больше трёх цыплят, потом посмотрел на меня, спрашивает что тебе, я говорю  цыплят, он повернулся к ящику и взяв от туда три тушки кинул на весы, у цыплят с весов грустно свешиваются головы, пишет на бумажке цену, протягивает мне, я с ужасом сознаю что у меня денег не хватит, говорю, а можно одного по меньше, он тихонько перерисовывает цену ниже я даже обалдел и глазами показывает как бы хватит, я киваю, он улыбнулся.
И говорит следующий…..


Рецензии
Длинные очереди- счастье. За колбасой стояли? Стояли. За сахаром. За спичками. За ситцем. За клеенкой- помните у Высоцкого? За чем только не стояли! Послала старшего сына за чем-то из продуктов, но оно закончилось, и он купил стаканы, которые выбросили. Помните такое выражение? Вся жизнь прошла в очередях. Вот счастье-то! Вы, Собиратель, человек с хитринкой, пишите о том, что прошло, а то, что было, просто мило (Александр Сергеевич так писал). Врспоминания приятны не сами по себе, это наша молодость. Вернуться на несколько шагов назад? Ну уж нет.
Ставлю оценку "понравилось".

Любовь Ковалева   02.05.2013 16:25     Заявить о нарушении
Как хорошо, Олег, что Вы об этом обовсём пишите. Мне не довелось прожить всю жизнь в СССре, поэтому я знаю очнь мало, только до 22-х лет, когда жизнь воспринимается через призму юношеской философии. Потом вышла замуж и покинула родину. Вернулась, когда её (СССР) уже не стало. Буду ещё читать с интересом.

Кора Журавлёва   02.05.2013 16:41   Заявить о нарушении
воспоминания думаю надо записывать иначе как узнают чем мы жили, о чем думали, как, мечтали..

Собиратель   06.05.2013 10:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.