Похвала аспарагусу

ПОХВАЛА АСПАРАГУСУ

Только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!

Мой дед выращивал в саду спаржу. Нет, не в качестве овоща. Ветки спаржи служили непременным элементом букетов из роз. Их зеленая дымка окутывала розы, как вуаль, придавая флер таинственности царственным красавицам. В конце лета на спарже созревали оранжевые плоды, что очень разнообразило возможности ее использования в букетах.
Знала я и научное ее название: аспарагус, хотя спаржей она мне нравилась больше. Мысль о существовании различных сортов этого растения меня не посещала. Позднее мне очень не нравилось, когда спаржей, или даже аспарагусом, при мне называли какую-то комнатную траву. У спаржи не должно и не могло быть разновидностей. В начале жизни нам присуща такая категоричность. «Земную жизнь пройдя до половины», мы нередко обнаруживаем многовариантность привычных явлений, но признаем это крайне неохотно.
Конечно, мне встречались мохнатые, похожие на водоросли растения. И что их зовут аспарагусами, я тоже слышала, воспринимая это почти как оскорбление привычной садовой спаржи. Ну, что общего может быть у этой всклокоченной метелки с моей родной вуалью для роз? Нет, комнатный аспарагус решительно не имел права на существование!
Меня поймут те, кто хоть раз заводил цветы на работе. Достаточно принести на рабочее место хотя бы один цветок или просто пересадить какого-нибудь бесхозного офисного заморыша, как «черт их знает откудова и нанесут» всяких горшков и черенков под вашу опеку. Знакомо? Ага, до боли! Иной доходяга так душу порвет, что тут же и утащишь его домой, невнятно объясняя потом сослуживцам, что, ах, не выжил, страдалец! И при этом стыдливо запихиваешь мусорную корзинку поглубже под стол, дабы никому не вздумалось взглянуть на растюхины останки. А уж дома носишься с таким приобретением, легендарная писанная торба отдыхает.
А теперь сгустим краски. Представьте, что вы – не рядовой сотрудник, а руководитель, и помещений во вверенном вам подразделении… ну, этак штук несколько, и все они, разумеется, с окнами, с подоконниками, ну и так далее. Вы приносите из дома один горшочек, например, с хлорофитумом. Потому что он у вас деток наплодил столько, что ими можно целую поляну засадить. И ставите его у себя в кабинете без всякой задней мысли…
Остальное от вас уже не зависит. Хотите вы того или нет, за вами прочно закрепляется репутация знатока и любителя комнатного цветоводства, а количество, размер и разнообразие растений будут расти в геометрической прогрессии.
Эти две тетки дома держали всего по нескольку растений, но зато забирали «все ненужное» у своих многочисленных знакомых. И тащили мне все подряд, как будто соревнуясь между собой в количестве подкидышей.
Разбирая очередной мешок укорененных и свежесрезанных черенков, деленок, деток и отростков, я нашла несколько веточек пушистого аспарагуса с хорошими корешками. Получился хорошенький кустик, который хоть и не сильно напоминал спаржу, но все-таки не был похож на кусок спутанных водорослей. Горшочек я выбрала для него небольшой, и аспарагус остался у меня в кабинете. Я не решалась доверять сотрудникам уход за малышами. И была права. Пушистик оказался записным пьяницей. В других комнатах его бы непременно засушили. Так нечаянно я привязалась к растению, само существование которого не желала признавать.
Конечно, я забрала его с собой, когда пришлось сменить работу. Дома у меня аспарагусу понравилось гораздо больше. Если до сих пор его можно было упрекнуть только в алкоголизме, то на домашних харчах я уличила его в откровенном обжорстве, что привело к стремительному отрастанию зеленой гривы. Мой новый жилец начинал косить под ампельное растение, и ему потребовалась подставка. При этом его необходимо обильно поить-кормить, а дружок того и гляди выпрыгнет из горшка – корней нарастил, постарался, ну чисто корнеплод!
У меня был шарообразный сосуд, в прошлой жизни работавший заварным чайником. Не знаю, в какой переделке все пластмассовые части того чайника утратились, а стеклянная колба уцелела. Я вертела ее в руках и решила примерить, не совпадет ли размер отверстия с диаметром горшочка, в котором жил аспарагус. Они оказались созданы друг для друга. Наполненная водой ровно наполовину круглая колба красиво играла в солнечных лучах, а черный горшочек как будто стоял на поверхности воды. Получилось очень здорово, но главная задача не была решена: пушистые плети свешивались со всех сторон. Всю конструкцию необходимо было еще задрать на подставку. Как это сделать, не потеряв всей привлекательности круглой композиции? Ведь если поставить стеклянный шарик выше уровня глаз, вся красота перекроется непрозрачным основанием, и эффект плывущего по воде горшка исчезнет. Вот если бы диаметр шарика совпал с шириной венчика той вазы, которую мне недавно подарили и которой я до сих пор не нашла применения! Надо попробовать их соединить.
Ваза очень прикольная. Правильная полусфера венчает конус. Пробую поставить бывший чайник на вазу. Мистика! Размеры совпадают с аптекарской точностью. Шар входит в полусферу так, что не видно зазора, край венчика сливается с линией воды, на которой балансирует горшок, и вся стеклянная композиция смотрится как единое целое.
Пушистик тут же воспользовался обстоятельствами и сунул ноги в воду. Это тут же сказалось и на его кроне. Теперь он очень напоминает спаржу: его ветки прозрачным зеленым облаком окутывают искрящийся на солнце стеклянный шар. Аспарагус все-таки завоевал мое сердце.
Сопоставив несколько картинок, я вдруг обнаружила, что с этим растением связана еще одна история.
Хозяйка цветочного магазина чуть было не выбросила горшочек, в котором торчал какой-то росток, название которого было потеряно и прочно забыто. Я отпоила и выкормила безымянную растишку, которая в ответ превратилась в веселый зеленый кустик с длинными узкими листочками. Дочка назвала его Счастливчиком. Другого имени найти ему не удалось, да я не очень и старалась. Мы с ним так сроднились.
Водохлеб он оказался еще тот. Поэтому его одного из всей зеленой братии я забрала летом на дачу. Никогда раньше я не таскала на дачу комнатные растения. И никогда больше не буду этого делать. Живут в разных мирах, привыкают к разным условиям, нечего и менять что-либо в этом лучшем из миров.
Счастливчик поначалу очень обрадовался ветру, солнцу, дождю, теням, которые отбрасывали ветки больших деревьев. Он вырос, окреп, а потом как будто устал. Так детям в августе иногда надоедает лето, и они начинают проситься в город. Остановился в росте и Счастливчик. Потом стал сбрасывать нижние листья. Завяли некоторые веточки. Питомец мой явно захворал. Я пробовала его лечить, но он только хохлился и продолжал чахнуть. Как я ни рассматривала его стебельки и листочки, никаких вредителей найти не могла.
Тем временем я регулярно заезжала домой, чтобы полить всех тех, кто с настоящим дождем был знаком только понаслышке, и по всяким другим хозяйственным надобностям. В один такой заезд мне вспомнилось, что у деда была очень сильная лупа. Я отыскала ее и, вернувшись на дачу, рассмотрела больного под большим увеличением.
Это был конец. Все тельце растения было покрыто мельчайшей щитовкой. Я искала на нем тлю, клеща, других вредителей садовых растений, но откуда щитовка? Да еще какая-то микроскопическая ее разновидность? Обычная-то щитовка хорошо видна невооруженным глазом, а о существовании такой мелкой дряни я и не подозревала.
Спасения не было. Я опоздала.
Несколько лет спустя я увидела в одной книжке растение, напомнившее мне Счастливчика. Оно тоже относилось к семейству спаржевых. Вот кем он был! Это открытие окончательно примирило меня с остальными аспарагусами. Правда, «спутанная водоросль» мне по-прежнему не нравится, а другие – очень даже симпатичные попадаются.
Прошлым летом я купила один аспарагус, который походил на Счастливчика формой листьев и вертикальной направленностью побегов. Нет, это не то же самое растение, просто похожее, Счастливчика мне еще предстоит найти, но с этим отношения тоже пришлось выстраивать.
Выдержав паузу, необходимую для усыпления моей бдительности, новичок стал демонстрировать характер. Я очень внимательно наблюдаю за новыми растениями, особенно, за купленными, а тем более, за голландскими. Новый аспарагус ни в каких проблемных ситуациях замечен не был и беспрепятственно получил вид на жительство.
Тогда-то все и началось. Он начал портить листья. Нет, не сушить или корежить, он не расставался с листьями. Они стали как бы превращаться в вариегатные. Пестрые листья при недостатке света становятся зелеными, но чтобы наоборот?!
Поиск вредителей, слава Богу, результата не дал, и я решила питомца покормить. Не помогло. То есть не помогло избавиться от вариегатности. А прирост ботвы подтвердил наличие здорового аппетита. В питье растишку я тоже не ограничивала. А он словно выжидал, догадаюсь ли я, чего он хочет.
В том, что собаки рассказывают друг другу сплетни и делятся опытом воспитания хозяев, я не сомневаюсь, потому что накопила изрядное число тому примеров и доказательств. Но чтобы впечатлениями обменивались растения?! Да еще находящиеся в разных комнатах? Можно, я еще немного поживу, не становясь на учет в психдиспансере?
Знаете, чего не хватало новому аспарагусу? Кувшина с водой, чтобы ноги намочить. Как только я его водрузила на цилиндрический кувшин, вспомнив, как это понравилось Пушистику, так пресловутая вариегатность начала быстро исчезать, и мне кажется, что он надо мной смеется.
Теперь уже все в порядке, на дворе весна, и аспарагусы весело растут. Сверху появляются новые жирные побеги и густеют зеленые облака их кроны, а снизу стыдливо вылезают корешки, дотягиваются до воды и успокаиваются, как бы стесняясь удовольствия, которое доставляет им возможность «мочить ножки».


Рецензии