Репка. пьеса

                Ольга Журавлёва.
                Репка.
                (пьеса в 2-х действиях)
                для театра кукол

     Действующие лица:
   Дедка,
   Бабка,
   Внучка,
   Жучка,
   Кошка,
   Мышка.


                Ольга Владиславовна Журавлёва – 
                драматург, член Союза писателей  России,
                г. Казань. Контакт: zlatastef@rambler.ru,
                тел. 89178984781.
               






                Действие первое.
   Картина 1.
   Зима. Дедка, Бабка и Внучка сидят в избе. Горит лучина.  Дедка плетёт корзину, бабка прядёт, Внучка вяжет носок. Слышно, как завывает ветер в трубе. Жучка  охраняет, Кошка мурлычет, пробегает Мышка.
   Мышка. Пи-пи-пи…
   Жучка. Гав-гав-гав.
   Дедка. Чего гавкаешь, Жучка? Или почудилось что?
   Жучка. Р-р-р…
   Дедка.  Зарычала, смотри-ка...  В дверь никто не стучит, во дворе тихо…Чего рычишь, Жучка?
   Жучка. Это я злюсь. Р-р-р…
   Дедка. На кого злишься?
   Жучка. На Кошку.
   Бабка. А чего тебе кошка сделала? Лежит себе, хвостом помахивает мурлыка пушистая…
   Кошка. Му-мур-мур… Мур-мур-мур…
                Пробегает Мышка.
   Мышка. Пи-пи-пи…
   Жучка. У нас в доме самая ленивая –  Кошка. Гав!
   Кошка.  Мур-мур-мур… Я самая ленивая?
   Жучка. Ты! Гав! Дед корзину плетёт?
   Дедка. Плету, плету…
   Жучка.  Бабка пряжу прядёт?
   Бабка. Пряду, пряду.
   Жучка. Внучка носки вяжет?
   Внучка. Вяжу, вяжу…
   Жучка. А ты лентяйничаешь. Хоть бы мышку погоняла. Гав!
                Пробегает мышка.
   Мышка. Пи-пи-пи…
   Кошка. Я? Лентяйничаю?
   Жучка. Лентяйничаешь. Мышь по дому носится, как угорелая, а тебе хоть бы что.
   Кошка. Да я её запросто  поймаю.
                Мышка пробегает и пищит.
   Мышка. Пи-пи-пи…
   Жучка. Гав-гав-гав! Чего не ловишь?
    Кошка.  Жучка, ну,  как в деревенском доме, да без мышки?
   Жучка. Мы сейчас у Деда спросим. Дед!
   Дедка. Чегой-то?
   Жучка. Нужна в доме мышка?
   Дедка. С одной стороны поглядишь – не нужна.
   Жучка. Гав! Гав! Не нужна!
   Дедка. Если Мышка мешки прогрызает с зерном – не нужна.
   Жучка. Не нужна! Гав!
   Дедка. С другой стороны поглядишь – нужна.
   Кошка. Нужна, нужна. Мур-мур-мур…
   Дедка. Если Мышка смирная, в мешках дырки не делает – пусть живёт.
   Кошка. Пусть живёт. Мур-мур-мур… Это ты, Жучка, лентяйка.
   Жучка. Я? Лентяйка?
   Кошка. Я мурлыкаю, уют создаю. А ты вообще ничего не делаешь.
   Жучка. Я дом охраняю! Гав-гав-гав!
   Дедка. Ну вот, все при деле.
                Песня Бабки.
                Я пряду, пряду кудель,
                За окном метёт метель.
                Нитка на веретено
                Вьётся мне давным-давно.
                Шерсти будет три клубка,
                Не устань, моя рука.
                Внучка свяжет нам носочки,
                Чтоб тепло гулять в лесочке.
                Внучка свяжет варежки…
                Аю-аю-аюшки.
   Бабка. Внучка!
   Внучка. Аюшки!
    Бабка. Покажи свою работу.
   Внучка. Вот, Бабка, смотри.
   Бабка. Ай, молодец! Вязка плотная.  Знаешь, как в народе говорят? Чего смолоду не научишься, того под старость не будешь знать.
   Внучка. Ты уж меня всему, Бабка, научи, пока я молодая.
   Бабка. Прясть я тебя научила, вязать научила. Весна придёт, научу огород садить.
   Внучка. Скорей бы весна. Зима надоела – мочи нет.
   Жучка. Весну ей подавай… Это ей вязать не хочется.  А мне зимой хорошо – лежу в избе у печки. А весной Дед на охоту пойдёт, меня с собой возьмёт. Бегай с ним по лесам да по болотам.
   Кошка. Лентяйка ты, Жучка.
   Жучка. Я? Лентяйка?
   Кошка. На охоту-то идти не хочешь!
                Пробегает Мышка.
   Мышка. Пи-пи-пи…
   Жучка. Гав-гав-гав!
   Дедка. Ну-ка, тихо! Внучка, балалайку неси. Я петь буду.
                Внучка подаёт Деду балалайку.
                Песня Дедки.
                Есть хозяйка у меня,
                Есть и дружная семья.
                Вместе будем зимовать,
                Вместе будем лета ждать.
                Подпевайте!
   Жучка. Гав! Гав!
   Кошка. Мяу! Мяу!
                Летом будет огород,
                Он нас кормит круглый год.
   Жучка. Гав! Гав!
   Кошка. Мяу, мяу!
                Уродится репка
                И кругла и крепка.
      Бабка и Внучка. Уродится репка
                И кругла и крепка.
                Прибегает Мышка.
  Жучка. Гав! Гав!
  Кошка. Мяу, мяу!
  Мышка. Пи-пи-пи!
   Жучка. Гав!
   Кошка. Мяу!
   Мышка. Пи-и!
   Дедка, Бабка и Внучка. Уродится репка и кругла и крепка!
   Дедка. Ух, хорошо! Старую кровь разогнал. Аж жарко стало! Эй, Бабка!
   Бабка. Аюшки?
   Дедка. Эй, репу давай, да получше выбирай! Сам сеял, сам растил, хочу репы нету сил!
                Дробь на балалайке.
   Бабка. Я мигом, Дед, а ты, Внучка вяжи, вяжи…
                Бабка уходит.
   Внучка. Вяжу, вяжу…
   Дедка. Нынче, вишь, репка-то больно мелка уродилась.
   Внучка. Почему это, Дедка?
   Дедка. Репа-то мелка?
   Внучка. Ага, мелка.
   Дедка. Лето сухое было, дождей мало. Какой уж тут урожай?
   Внучка. О-хо-хо… А это лето каким будет?
   Дедка. По всем приметам щедрое лето должно быть.
   Внучка. Хоть одну примету расскажи, Дедка.
   Найти примету.
   Дедка. Вяжешь?
   Внучка. Вяжу, Дед, вяжу.
   Дедка. А ну-ка, показывай. Буду работу принимать!
   Внучка. Большие носки – для тебя.
   Дедка. И, правда, большие. Подойдут.
   Внучка. Подойдут, подойдут. Поменьше – для Бабки.
   Дедка. И,  правда – поменьше. Прочные?
   Внучка. Не сомневайся, дед, прочные. А самые маленькие – для меня.
    Дедка. Смотри-ка… А для Жучки?
    Внучка. Для Жучки?
    Дедка. Мы с ней на охоту пойдём, ей лапы беречь надо.
   Жучка. Не нужны мне носки. У меня лапы лохматые. Гав!
   Кошка. А у меня лохматее. Мур-мур-мур…
   Жучка. Нет! У меня! Гав!
   Кошка. У меня! Фыр!
   Жучка. Гав-гав-гав!
   Кошка. Фыр-фыр-фыр!
   Дедка. Кыш под лавку!
               Жучка и Кошка затихают. Прибегает Мышка.
   Мышка. Для меня, Внучка, носочки свяжи.
   Внучка. Больно лапки у тебя малы – не смогу.
   Кошка. Ещё чего – для Мышки носки вязать! Брысь отсюда!
   Дедка. Не обижай, Кошка, Мышку. Вдруг она нам пригодится?
   Кошка. На обед она мне пригодится!
   Жучка. Вот это правильно!
   Кошка. А, может, не пригодится… Я молоко ела. Не пригодится…
   Дедка. И от Мышки может быть польза.
   Мышка. Слыхали? Пи-пи-пи.
   Кошка. Чего слыхали? Чего слыхали? Брысь отсюда! Это тебе я – Кошка говорю!
   Мышка. А чего мне кошка? Дед главнее!
   Кошка. Он для Бабки главнее, для Внучки. А для тебя, Мышка, я главнее!
   Жучка. Ну-ка, ну-ка, кто тут главнее?
   Мышка. Ты, Жучка, главнее!
   Кошка. Ах, так? Брысь отсюда! Кому говорю!
                Приходит Бабка. Приносит небольшую репку.
   Бабка. Ишь, развоевались. Садитесь репку есть.
   Кошка. Я репу не ем, я молочко ем.
   Жучка. И я репу не ем. Я косточку грызу.
   Мышка. А я репку люблю! Она на меня похожа.
   Кошка. Ой, не могу! Репка на Мышку похожа!
   Мышка. Загадка такая есть – кругла, а не месяц, желта, а не масло. С хвостом, а не мышь.
   Внучка. Это репка?
   Мышка. Репка!
   Внучка. И правда – хвостик у неё есть. Тоненький. Как у тебя, Мышка.
          Бабка, Дед, Внучка и Мышка сидят за столом, едят репку.
   Дедка. А вот, что было, не слыхали?
   Внучка. Чего было, Дед? Чего?
   Бабка. Сейчас он тебе сказок-то наговорит!
   Дедка. Вот, что было… Похвалялась репа: Я с мёдом хороша! «Поди прочь, - отвечал ей мёд, - я и без тебя хорош!».
   Внучка. Ха-ха-ха! Мёд и без репы хорош! И репка тоже хороша. Сладкая, сочная!
   Жучка. Ровно репы не видали…
   Кошка. Ровно репы не едали…
   Бабка. Я про репу много загадок знаю.
   Внучка. Ты говори, Бабка, я запоминать буду. Потом ребятам загадаю.
   Бабка. Кругла, да не деньга, желта, да не луна. С хвостом, да не мышь.
   Мышка. С хвостом, да не мышь! Пи-пи-пи! Ха-ха-ха!
   Бабка. Круглая, как месяц, листья, как ель. Хвост, как у мыши.
   Мышка. Хвост, как у мыши! Ха-ха-ха! Дай, бабка, Я хвостик у репы погрызу!
   Бабка. Грызи, Мышка, не жалко.
   Внучка. Дед, а ты про репу загадки знаешь?
   Дедка. Знаю, как не знать.
   Внучка. Говори, я запоминать буду.
   Дедка. Ну, запоминай, запоминай…  Сверху зелено, посерёдке толсто, к концу востро.
   Внучка. Ух,  ты! Точно – репка! Как думаешь, ребята на улице разгадают?
   Дедка. Если репу едят – разгадают.
   Внучка. Они все репу едят.
   Кошка. Пусть лучше молоко едят, как я.
   Жучка. Нет, пусть лучше косточку грызут, как я.
   Внучка. А мне репка нравится. И молоко я люблю.
   Жучка. А косточку?
   Внучка. И косточку, Жучка,  и косточку. Дед, ещё про репку расскажи.
   Дедка. Была репа важная, дивилась баба каждая: одним днём кругом не обойдёшь.
   Внучка. Да ну?
   Дедка. Точно тебе говорю! У той репы половину мы с семьёй целую неделю ели. А другую половину – другую неделю.
   Внучка. И где ты такую репу видал?
   Дедка. Во сне видал.
   Внучка. Вот бы такой сон посмотреть.
   Бабка. Вот бы такую репу вырастить…
   Дедка. Размечтались…
   Бабка. Уж и помечтать нельзя?
   Дедка. Голова без ума, что фонарь без свечи. А умная голова, сто голов кормит. А худая и себя не прокормит.
   Бабка. У тебя-то умная голова на плечах?
   Дедка. А как же? И всё благодаря тебе.
   Внучка. Бабке?
   Дедка. Бабке. Я когда женился, ума-то у меня мало было.
   Бабка. А сейчас прибыло?
   Дедка. Прибыло. Ведь как бывает?
   Внучка. Как?
   Дедка. Один женился – свет увидел. Другой женился – с головой пропал.
   Бабка. А ты, значит, свет увидел?
   Дедка. Увидел, бабка. И доселе вижу.
   Бабка. И что за свет?
   Дед. Ты мой свет. Солнце.
   Бабка. Да и ты для меня солнце ясное.
   Дедка. Весна скоро.  Солнце на лето, зима на мороз.  Слышь, Внучка?
   Внучка. Аюшки?
   Дедка.  Говорят, солнце с этого дня будто бы наряжается в праздничный сарафан и кокошник.
   Внучка. Знаю! Знаю! Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко, в дорогу выезжай!
   Дедка. Это тебя бабка, никак,  научила?
   Внучка. Бабка научила. Кто же ещё?
   Дедка. А бабку кто научил?
   Внучка. Бабка, кто тебя научил?
   Бабка. А меня моя бабка научила.
   Внучка. Ух ты! И у тебя бабка была?
   Бабка. Была…
   Дедка. А вот мы все вместе солнце покличем. (Хором) Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко, в дорогу выезжай!
                Изба освещается солнцем.
   Кошка. Мяу!
   Жучка. Гав!
   Мышка. Пи-пи-пи!
   Внучка. Весна!
                Затемнение.
               

                Действие 2.

   Огород около дома. В огороде Внучка, Жучка, Кошка.  Слышен щебет птиц. Кукует кукушка.
   Внучка. Весна-красна, что ты нам принесла?               
                Прибегает Мышка.
    Жучка. Соху, борону.
   Кошка. И кобылку ворону!
   Мышка. Солнца клочок, соломки пучок!
   Внучка. Хлебушка краюшечку и водицы кружечку!
                Приходят Дедка и Бабка. 
   Дедка. Раз-два, раз-два! Горе – не беда! Канареечка жалобно поёт!
   Все хором. Раз поёт, два поёт,  три поёт! Помолчит и снова запоёт!
                Прислушиваются – поёт птичка.
   Дедка. Весенний день весь год кормит.
   Бабка. Вот и надо нам потрудиться.
   Внучка. Мы уж всё посадили. Что ещё-то?
   Дедка. Айда огород городить! Старый-то тын упал.
   Бабка. Репу садить.
   Внучка. Репу?! Зимой слаще репы ничего нету.
   Кошка. А я молочко люблю. Мур-мур-мур…
   Бабка. Будет тебе молочко, мурлыка.
   Жучка. А я косточку люблю. Сахарную.
   Дедка. Будет тебе косточка.
   Жучка. Сахарная?
   Дедка. Сахарная, сахарная…
                Бабка несёт колышки для огорода.
     Бабка. А я колышки тешу,
                огород я горожу…
                Внучка садит семена репы.
   Внучка. Я репку сажу,
                сажу жёлтенькую,
                развесёленькую!
   Дедка. Ты родись, моя репка,
             и желта и ровна,
             больше тына голова!
   Все хором. Больше тына голова!
   Дедка. Кину кидком, вырастет клубком.
             Под зелёным под садком! С хвостиком!
   Бабка. Под зелёным под садком! С хвостиком!
   Внучка.  С хвостиком!
   Жучка. Гав!
   Внучка. Ох, устала!  Хорошо Жучке.
   Жучка. Чего это мне хорошо?
   Внучка. Лежишь себе, хвостом помахиваешь.
   Жучка. Я огород охраняю. Гав! Это Кошке хорошо.
   Кошка. Чего это мне вдруг хорошо?
   Жучка. Лежишь, ничего не делаешь. Гав!
   Кошка. Это я-то ничего не делаю?
   Жучка. Ты! Гав!
   Кошка. Да, я ничего не делаю. Мур-мур-мур… А чего мне делать-то?
   Внучка. Возьми лопатку, вскопай грядку.
   Кошка. Я? Грядку? (недовольно) Фыр-фыр-фыр…
   Бабка. Ну, теперь, всё посадили – красота!
   Дедка. И то,  правда – красота!
   Внучка. Красотища!
   Жучка. Где красота?
   Кошка. Где красотища?
   Мышка. Ничего красивого. Пи-пи-пи… Голая земля! Где репа?
   Дедка. Семена взойдут, тогда увидите! Брысь отсюда!
   Кошка. Уйду, уйду… Вон дождь начинается, чего под дождём сидеть?
   Жучка. И я уйду, чего зря шкурку мочить?
   Мышка. Пи-пи-пи… Чего зря шкурку мочить?
                Жучка, Кошка и Мышка уходят.
   Внучка. А я дождик люблю!
   Бабка. Детишки под дождиком быстрее растут.
   Дедка. Огород у нас быстрее вырастет, вот это дело!
   Бабка. И Внучка пусть под дождиком подрастает.
   Дедка. Пусть подрастает, чего уж там.
   Дед и Бабка (хором). Дождик, дождик, пуще!
                Дам тебе гущи!
   Внучка. Выйду на крылечко
                Дам огуречика!
                Дам и хлеба каравай,
                Дождик, пуще поливай!
   Дедка и Бабка (хором). Дождик, дождик, посильней,
                Чтобы было веселей!
   Внучка. Дождик, дождик, лей, лей
                На меня и на людей!
                Под эту закличку огород растёт, как на дрожжах. Дед и Бабка уходят.
   Внучка.  Ой! Божия коровка!
                Божья коровка,
                Улети вверх ловко.
                Принеси нам с неба
                Мёда и хлеба!
                Грибам перемену,
                Огороду рост,
                Репе длинный хвост!
                Затемнение.
                Действие 2.
              Огород. Посредине большущая репа размером с дом.. Приходит Дедка.
    Дедка. Раз-два, раз-два! Горе – не беда! Раз-два, раз-два!  Летом дома сидеть – зимой репы не иметь.
                Дед упирается лбом в репку.
  Дедка. Это ещё что?
                Разбегается,  пытается протаранить репку.
   Дедка. Раз-два, раз-два!
                Отходит в сторону.
   Дедка. Вчера ещё тут ничего не было. Может, я не в свой огород зашёл?
                Осматривается.
      Дедка. Огород мой. А это что? Может, солнце с неба упало? Нет, солнце на месте. Может, луна с неба скатилась и прямиком в мой огород? Нет, луна тоже на месте. А вот я на зуб попробую! Ам-ам-ам…  Репа, кажись? Репа! Круглая, как месяц, листья, как ель, хвост, как у мыши… Надо бы до хвоста добраться – посмотреть на хвостик…
          Дед пытается вытащить репку. Кряхтит, отдувается.
   Дедка. Не получается в одиночку-то. Бабка!
                Приходит Бабка.
   Бабка. Иду, иду!
                Упирается в репу.
    Бабка. Дедка! Что тут у тебя?
   Дедка. Не видишь, луна с неба скатилась, да прямиком в наш огород.
   Бабка. Луна? Дай-ка погляжу. Луна на месте.
   Дедка. Думай, Бабка, думай.
   Бабка. А вот я на зуб попробую! Ам-ам-ам… Репка?… 
    Дедка. Репка.
                Бабка  обходит репку кругом.
   Бабка. Круглая, да не деньга, красная, да не девка, с хвостом, да не мышь… Надо, дед, до хвоста у репки добраться.
   Дедка. Вот я и думаю – как до хвоста у репки добраться? Помогай-ка, Бабка!
                Дедка за репку, Бабка за Дедку.
   Дедка. Раз-два! Раз-два!
   Тянут-потянут, вытянуть не могут. Падают,  отдуваются.
   Бабка. Внучка! Внучка!
                Приходить внучка. Упирается носом в репу.
   Внучка. Ой! Что это?
   Дедка и Бабка (хором). Репка!
   Внучка. Репка?
                Обходит вокруг репки.
   Внучка. Сверху зелено, посерёдке толсто, к концу востро… Это репище, а не репка.
   Дедка. Нечего тут рассусоливать. Становись за бабкой, помогай репку тащить.
   Внучка. Ага!
   Дедка. Раз-два! Раз-два!
                Тянут-потянут, вытянуть не могут.
   Внучка. Жучка!
                Прибегает Жучка, упирается носом в репку.
   Жучка. Гав! Что за чудо такое?
   Внучка. Репка. Помоги вытащить!
   Жучка. Не, я репу не ем!
   Дедка. Жучка!
   Жучка. Гав!
   Дедка. Помогай!
    Жучка. Сейчас бы косточку погрызть, веселее бы было!
   Дедка. Разговорчики! Будет тебе косточка, когда репку вытянем! Помогай! Раз-два! Раз-два!
                Тянут-потянут, вытянуть не могут.
   Бабка. Кошка!
                Приходит Кошка, упирается носом в репку.
   Кошка.  Фыр! Это ещё что такое?
   Бабка. Это репка. Помогай тащить!
   Кошка. Я репу не ем!
   Бабка (ласково). Вытянем репку, молочком угощу.
   Кошка. Мур…
   Дедка. Раз-два! Раз-два!
                Тянут-потянут, вытянуть не могут.
   Кошка. Эй, Мышка!
                Прибегает Мышка.
   Мышка. Пи-пи-пи… Чего тебе? Если съесть меня хочешь – не дамся!
   Кошка. Не до тебя сейчас.
   Мышка. А чего звала?
   Кошка. Мур-мур-мур…  Мышка, помоги репку вытащить.
   Мышка. И что мне за это будет?
   Все хором. Хвостик от репки погрызть дадим.
   Мышка. Ого! Хвостик от репки! Пи-пи-пи!
         Стоят все в ряд – Дедка за репку и так далее.
   Дедка. Раз-два! Раз-два!
   Бабка. Ну-ка, взяли!
   Внучка. Ну-ка! Дружно!
   Все хором. Тянем-потянем, тянем-потянем, тянем-потянем! Вытянули репку!
   Мышка. Пи-пи-пи!



                Заключительная песня.
                Проще пареной репы,
                Ничего на свете нету.
                А мы репу полюбили,
                полюбили.
                А мы репу посадили,
                посадили.
                Выросла репка
                и кругла и крепка.
                Жёлтая, как денежка.
                Красивая, как девушка.
                Жучка скажет: Гав-гав-гав!
                Кошка скажет: Мяу!
                Эту сказку приходи
                Посмотреть сначала!
   Мышка. Пи-пи-пи!!!
                КОНЕЦ.



   



   

   
   



   


Рецензии