Снегурочка. пьеса

                Ольга Журавлёва.


                СНЕГУРОЧКА
                (весенняя сказка
                в 2-х действиях)

   

           Действующие лица:

Снегурочка,
Старик,
Старуха,
Лель,
Ждана,
Любава,
Метелица.



                Ольга Владиславовна Журавлёва – поэт, прозаик, 
                драматург, член Союза писателей России, г. Казань.
                E-meil: zlatastef@rambler.ru. Т. 89178984781,
                89127270679.

               



                Действие 1.

   Картина 1.
   Зима. Избушка старика и старухи.  Около избушки играют  в салочки Ждана, Любава и Лель. Старик и старуха стоят в сторонке, смотрят на детей.
   Старик. В салки играют…
   Старуха. Гляди, Старик, какой Лель  шустрый!
   Старик. А Ждана с Любавой! Огонь-девчонки!
   Старуха. Подросли! А давно ли пешком под стол ходили…
   Старик. Чужие дети быстро растут.
   Старуха. Тоскливо, когда своих-то нет…
   Старик. Что станешь делать? Нет и нет,  и взять негде…
   Лель. Не догонишь! Не догонишь!
   Любава. Вот я сейчас!
   Лель. Не поймаешь! Не поймаешь!
   Ждана.  Любава, помогай!
   Любава. Ждана! Быстрее!
   Лель. Эх, вы!  Догонялки!
   Любава. Надоело в салочки играть!
   Лель. Чего так? 
   Ждана. Надоело, и всё!
   Любава. Давайте бабу лепить!
   Лель. Давайте!
   Дети катают снежные шары, делают снежную бабу. Старик со старухой пританцовывают.
   
   Старик. Ой,  ты, зимушка-зима! Зима снежная пришла!
   Старуха. Ой,  ты, дедушка мороз! Заморозил щёки, нос!
   Старик со Старухой берут мётлы, стоящие у избушки, прометают тропинку.
   Старик. Зима-зимушка, зима,
                Зима лютая была:
                Завияло, замело
                Все дорожки, все пути,
                Нельзя к домику пройти.
                Я дорожки промету,
                Сам и к домику пройду.
   Налетает Метелица. Разгоняет детей, разрушает снежную бабу.
   Метелица.  Ну-ка! Все по домам! Расшумелись тут! Разыгралися! У-ух!
 Дети со смехом  убегают. Старик и старуха стоят,  обнявшись – защищаются от Метелицы.
   Метелица. Вот я вас!
   Старик. Развоевалась! Не боимся  тебя!
             Старик грозит метлой.  Метелица улетает. Старик и старуха приходят в себя.
   Старик. Охо-хо, охохонюшки…
   Старуха. Пойдём-ка,  домой,  Старик. Морозно!
   Старик. Нет, Старуха, погоди.
   Старуха. Чего годить-то? Пойдём.
   Старик. Слепим-ка мы девочку из снега.
   Старуха. Зачем это?
   Старик. Будет она у нас под окном стоять, всё веселее!
   Старуха. Ты, Старик, выдумщик известный! Ну, давай лепить! Хоть согреемся! С милым мужем зимой не стужа.
               Старик и Старуха лепят девочку, поют песню.
                Песня.
                Ой, ты, зимушка-зима,
                Холодна очень была.
                Ой,  люли, ой люли,
                Холодна очень была.
                Холодна очень была –
                Все дорожки замела.
                Ой,  люли, ой люли,
                Все дорожки замела.
   Старик. Ладная девочка получилась! Снегурочкой назовем.
   Старуха. И косичка у неё! И ручки! И ножки! Как живая!
   Старик. А что я тебе говорил?
   Старуха. И,  правда, веселее на душе стало!
   Старик. Сейчас можно и домой. Пироги-то не все съели?
   Старуха. Есть, есть, пироги, старый. С мясом и с капустой, с картошкой, с грибами.
   Старик. Самовар поставим.
   Старуха. Вот бы и девочку нашу угостить! Снегурочку.
   Старик. И правда, стоит, как живая!
        Старик и Старуха  уходят домой, из трубы вьётся дымок. Снегурочка несмело шевелится.
      Снегурочка. Что они там говорили? Как живая? А я живая и есть.
                Снегурочка шевелит руками, крутит головой.
   Из правой кулисы выбегают дети, за ними летит Метелица. Дети быстро пробегают.
   Снегурочка. Как им весело. Я тоже хочу бегать, играть.
                Опять прибегают дети.
   Любава. Убежали! Убежали!
   Ждана. Даже жарко стало!
   Лель. Это я Метелицу обманул! Я сначала туда побежал, а потом – сюда!
   Любава. А мы за тобой! Сначала туда, потом – сюда!
   Ждана. Вот Метелица и запуталась!
   Лель. Метелица запуталась! Ха-ха-ха!
                Дети,  наконец,  видят Снегурочку.
   Любава. Это ещё кто?
   Ждана. Это  откуда?
   Лель. Её тут не было…
   Любава. Ледяная девочка. Снегурочка!
   Ждана. Вот бы такую подружку!
   Лель. И косичка у неё, и ручки, и ножки…
   Любава. Давайте в «каравай»  с ней поиграем!
   Лель. Давайте!
   Ждана. Беритесь за руки.
   Лель. Ну-ка, дружно!
                Дети встают в хоровод вокруг Снегурочки (поют).
                Песня.
                Как на Снегуркины именины
                Испекли мы каравай!
                Каравай, каравай,
                Кого хочешь,  выбирай!
   Ждана. Никого она не выберет. Она ледяная!
   Снегурочка. Я живая! Я выбираю… Леля.
   Лель. Меня?
   Снегурочка. Тебя.
   Любава. Надо так говорить: я люблю, конечно, всех, а вот Леля – больше всех. Поняла?
   Снегурочка. Поняла. Я люблю, конечно, всех, а вот Леля – больше всех!
   Любава. И поцеловаться.
   Снегурочка. Поцеловаться?
   Ждана. Это игра такая. Это не взаправду.
   Любава. Понарошку. Ну!
  Снегурочка подходит к Лелю, они целуются. Снегурочка высвечивается тёплым светом. Проступают краски на её лице, на  одежде.
   Снегурочка. Вот я и совсем ожила…
                И тут налетает Метелица.
   Метелица. Ага! Попались! Ну-ка! Быстро по домам!
   Лель.  Ждана, Любава! Бежим!
   Ждана. Побежали! Побежали!
                Дети убегают. Снегурочка стоит на месте.
   Снегурочка. Зачем ты их прогнала, тётушка?
   Метелица. Да ты никак ожила?
   Снегурочка. Ожила, тётушка.
   Метелица. Зря.
   Снегурочка. Зря?
   Метелица. Люди – твоя погибель, моя бедная Снегурочка.
   Снегурочка. Моя погибель? Но я хочу к ним.
   Метелица.  Пойдём со мной, Снегурочка.
   Снегурочка. Нет, тётушка. С ними весело.
    Метелица. Ну, как знаешь, Снегурочка!
   Метелица улетает. Из избушки выходят Старик со Старухой.
    Старик. Опять  Метелица дорожку запорошила.
   Старуха. Как там наша девочка Снегурочка? Стоит? Не порушили её детишки?
   Старик. Вроде, стоит.
                Старик со Старухой подходят к Снегурочке.
   Снегурочка. Здравствуй, дедушка. Здравствуй, бабушка.
   Старуха. Охти! Никак ожила? Старик, Снегурочка наша ожила!
   Старик. А что я тебе говорил?
   Старуха. Снегурочка, внучка наша!
   Старик. Не тарахти, Старуха. Вот радость, так радость. Снегурочка!
   Старуха. Пойдём домой, внученька. Чего на улице-то стоять?
   Снегурочка. Пойдёмте.
   Старик. И голосочек, как ручеёк,  звонкий.
   Снегурочка. Я вам во всём помогать буду. Слушаться буду…
   Старик. Вот и славно!
   Старуха. Детей у нас не было, Старик,  а внучка есть!
   Старик. А я тебе что говорил?
                Песня старика и Старухи.
                Внученька Снегурочка,
                Сдобная, как булочка.
                Мы тебя станем поить,
                Мы тебя станем кормить,
                В платья новые рядить,
                Уму-разуму учить!
                Уходят в дом.
 


    Картина 2.
             Изба, в которой живут Старик со Старухой и Снегурочка.  Старуха вяжет носки,  Снегурочка прядёт пряжу. Старик  сидит на лавке,  плетёт лапти. На столе стоит самовар.
   Старик.     Эх, лапти мои,
                Лапти липовые!
                Гуляй, Матвей!
                Не жалей лаптей!
                До субботы доживём,
                Новы лапти наживём!
                Эх, лапти мои,
                Лапоточки мои!   
   Старуха. Дед-то у нас – мОлодец, хоть куда!
   Снегурочка (смеется). Сидит дед, в сто шуб одет!
   Старуха. Пряди, внучка, пряди. Я  деду носки  свяжу.
   Снегурочка. Я пряду, бабушка, пряду.  А ты меня  вязать научишь?
   Старуха. Научу, Снегурочка.  Научу, моя умница.
   Старик. Чего вы там шушукаетесь? Хоть песню спойте. Всё веселее! А то всё я да я.
   Старуха. Чего нам спеть-то, Снегурочка?
   Снегурочка. Про конька, бабушка?
   Старуха. Давай про конька.
                Песня Снегурочки и Старухи.
                Купи, дедушка,  конька,
                Золотые ножки,
                Буду мальчиков катать
                По большой дорожке.
                Неужели это сбудется
                Во нынешнем году?
                Золотой венец наденут
                На головушку мою?
                Я коровушку доила,
                Чёрную рогатую.
                Меня милый не сменяет
                Бедну на богатую.
                Стук в окошко. 
   Крики с улицы: Масленица! Масленица пришла! Зиме конец!
   Снегурочка. Масленица? Что это, дедушка?
   Старик. Масленица… это масленица.  Пеки, Старуха, блины!
   Снегурочка. Почему – блины, дедушка?
   Старик. Блин, он как солнце – круглый, горячий да  румяный!
   Снегурочка. Я не хочу горячий. Я хочу холодный.
   Старик. Можно и холодный. Но по мне - горячий  лучше! Блин – не клин, живот не продырявит!
               Старуха несёт от печки  гору блинов. Ставит их на стол.
   Снегурочка.  Бабушка, как это – зиме конец?
   Старуха. Зиму блинами да кострами прогоним. Солнце засияет. Весна придёт.
   Снегурочка. Костры? Солнце? Весна?
   Старик. Матушка Весна – всем красна!  Эх, солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко, в дорогу выезжай!
                Стук в окно.
   Лель (с улицы).  Снегурочка! Выходи весну встречать!
   Любава. Снегурочка! Выходи зиму провожать!
   Ждана. Снегурочка! Выходи!
   Старик. Иди, Снегурочка, повеселись.
   Старуха. Иди, внученька, погуляй.
   
   Картина 3.
   Улица около избушки Старика и Старухи.  Стоит чучело Масленицы. Вдалеке горят костры.  Дети запускают колесо, которое катится по сцене, при этом дети кричат.
   Дети.  Колесо, гори, катись! С весною красною вернись!
   Снегурочка (указывает на Масленицу). Это ещё кто?
   Лель. Это Масленица.
   Любава. У Масленицы вместо лица – блин. Ха-ха-ха!
    Лель. Снегурочка, будем весну закликать. Давай со мной.
Снегурочка подходит к Лелю. Любава и Ждана  - это одна команда, Лель и Снегурочка – другая. Стоят напротив друг друга.
   Любава и Ждана (хором). Весна, где была?
   Лель и Снегурочка (хором). В лесу зимовала. Огород городила, капусту садила, цветы заводила.
                Меняются местами.
   Лель и Снегурочка (хором). Весна красная, долгожданная! Где ж ты долго так бродила?
      Любава и Ждана (хором). С зимою лютою повстречалася, растопила её сердце хладное, напоила землю-матушку.
                Неожиданно налетает Метелица.
   Метелица. Весну они закликают! Ну-ка, кыш по домам!
Лель, Ждана и Любава со смехом разбегаются. Снегурочка остаётся на месте.
   Метелица. Идём со мной, Снегурочка. Я ещё могу тебя спасти.
   Снегурочка. От чего меня спасать, тётушка?
   Метелица. От любви, Снегурочка.
   Снегурочка. Я не знаю – что такое любовь.
   Метелица. Узнаешь – да поздно будет. Идём, Снегурочка, подальше от людей.
   Снегурочка. С ними весело.  А с тобой скучно. Уходи!
      Из дома выходят Старик со Старухой. Прогоняют Метелицу.
   Старик. Весна на подходе, а тут Метелица разгулялась. Лети отсюда!
   Старуха. Лети подальше! А мы весну закликать станем!
                Метелица улетает.
   Метелица (издалека). Бедная Снегурочка-а…
   Старуха. Начинай, Старик!
   Старик. Жаворонки, прилетите!
                Студёну зиму унесите,
                Тёплу весну принесите:
                Зима нам надоела,
                Весь хлеб у нас поела!
       Снегурочка смеётся, хлопает в ладоши.
   Снегурочка. Зима нам надоела,
                Весь хлеб у нас поела!
   Старуха. Приди к нам,  весна,
                Со радостью!
                Со великою к нам
                Со милостью!
                Со рожью зернистою,
                Со пшеничкой золотистою.
   Старик. С овсом кучерявым,
                С ячменём усатым.
                Со просом, со гречею.
   Снегурочка. С калиною-малиною,
                С чёрной смородиною.
                С грушами, со яблочками.
   Старуха. Со всякой садовинкой,
                С цветами лазоревыми.
                С травушкой-муравушкой.
Из правой кулисы выбегают Лель, Любава и Ждана, они катят колесо.
   Дети (хором). Колесо катилося, с весною воротилося!
   На сцене все признаки весны – зелёная трава, цветущие деревья. Пение птиц. Все расходятся, повторяя свои заклички : «Колесо катилося, с весною воротилося! Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят».  Остаётся одна Снегурочка.
   Снегурочка. Весна пришла…

               

Действие 2.
 
   Картина 1.
    Снегурочка стоит на лесной полянке. Слышен щебет птиц, кукует кукушка.
   Снегурочка. Кукушка, кукушка, сколько мне жить?
   Кукушка. «Ку-ку!»
     Далее слышен только щебет птиц. Голоса кукушки больше не слышно.   
   Снегурочка. И всё?
              В ответ только щебет птиц. И голоса Любавы и Жданы.
   Любава. Ау! Снегурочка!
   Ждана. Снегурочка! Ау!
   Снегурочка. Ау! Ау! Я здесь!
                Ждана и Любава прибегают на полянку к Снегурочке.
   Любава. Снегурочка, пойдём в поле цветы собирать.
   Снегурочка. В поле не пойду. Там жарко.
   Ждана. Пойдём в лес за грибами.
   Снегурочка. Это можно, там прохлада.
                Издалека слышится звук рожка. Мычание коров.
   Снегурочка. Ой! Как хорошо!
   Любава. Это Лель играет на своём рожке.
   Ждана. Он стадо пасёт.
                Под звук рожка девочки поют песню.
                Песня.
                А ты зачем зацвёл,
                Василёк во ржи?
                А ты зачем завлёк
                Меня, мил, скажи?
                Появляется Лель, играющий на рожке.
   Ждана и Любава. Ты зачем завлёк меня, мил, скажи?
   Лель (поёт). Я затем зацвёл,
                Чтоб поля красить.
                Я затем завлёк,
                Чтоб тебя любить.
        Лель  уходит, продолжая играть на рожке. Снегурочка смотрит ему в след.
Любава и Ждана (поют). Ты затем зацвёл,
                Чтоб поля красить.
                Ты затем завлёк,
                Чтоб меня любить.
   Снегурочка. Что это?
   Любава. Это мы песню спели.
   Ждана. Или ты забыла?
   Снегурочка. Нет, не забыла: Ты затем завлёк, чтоб меня любить… В груди что-то сжалось… И тепло разлилось…
    Вдруг налетает Метелица. Любава и Ждана обнимаются, чтобы спастись от порыва ветра.
   Метелица. У кого тепло в груди?
   Снегурочка. У меня, тётушка.
   Метелица. Опоздала… Это любовь, Снегурочка. Погибель твоя… Ты изнутри таешь.
   Снегурочка. Тётушка, это так сладко…
   Метелица. Неразумное  ты дитя…
                Метелица улетает.  Из левой кулисы появляются Старик со Старухой.
   Старуха. Иван-Купала – хорошие травы.
   Старик. Да, Иван-Купала – великий праздник. Ярилин день.
   Старуха. А вот и Снегурочка наша с подружками.
   Старик. Ждана, Любава, чего перепугались?
   Ждана. Да тут метель, как налетела!
   Любава. А мы, как напугались!
   Старик. А ты, внученька?
   Снегурочка. Я не испугалась, дедушка.
   Старуха. Снегурочка у нас смелая. 
   Старик. Улетела метель? Никого не задела?
   Ждана. Улетела!
   Любава. А что это ты, бабушка, про травы говорила?
   Старуха. Сегодня Иван-Купала. Вот мы со Стариком с раннего утра травы и собираем.
   Ждана. Зачем это, бабушка?
   Старуха. Мы их зимой в самовар -  настой душистый будет.
   Старик. На Ивана-Купалу вся целебная сила в травах скопилась.
   Снегурочка. Бабушка, что за травки?
   Старуха. Вот зверобой, вот медвежье ушко, вот душица, а вот крапива.
   Любава. Крапива!
   Ждана.  Она же колючая!
   Старуха. И хорошо, что колючая. Она всю нечисть от дома отгоняет. Старик, ты это куда?
   Старик. Я Лелю обещал Марену помочь принести.
   Снегурочка. Что это – Марена?
   Старик. Это дерево купальское.
   Ждана. Волшебное?
   Старик. Для кого-то и волшебное. Скоро  увидите.
                Старик уходит. Старуха плетёт венки.
   Старуха. Как ходили девочки
                Около Мареночки.
                Около Купало
                Солнце заиграло.
   Снегурочка. Солнце заиграло… Что это у тебя, бабушка?
   Старуха. Васильки, лопухи, ромашки…  Венки вам плету.
   Любава. Мне, чур, из ромашек!
   Ждана. Мне, чур, из лопухов!
   Снегурочка. Мне, чур, из васильков! Васильки голубые, как глаза у Леля.
                Девочки надевают венки на головы.
   Старуха. Около Марены хороводы водят, песни поют, через костёр прыгают,  жениха выбирают.
   Любава. Рано нам ещё про женихов думать.
   Старуха. В самый раз, девоньки. Я своего старика тоже на Купалу выбрала.
   Ждана. Когда это было, бабушка?
   Старуха. Ой, давно! Давным-давно.
Старик несёт Марену (дерево, украшенное цветами и лентами). Следом идёт Лель, он играет на рожке. Стрик устанавливает дерево.  Ждана, Любава и Старуха поют.
                Песня.
                Как на ясного Купалу
                Солнце жарко заиграло.
                Ай, люли, ай, люли.
                Ходил Чижик по улице
                Около Мареночки.
                Погуляти со синицей,
                С развесёлою девицей.
                Ай, люли, ай, люли.
                Да ребяток на гулянье.
                А девочек – венки вить.
                А ребяток – шапки бить.
                Ай, люли, ай, люли.
                У девочек своя воля.
                У ребяток – того боле.
                Ай, люли, ай, люли.
   Любава. Лель, оставь свой рожок. Будем в горелки играть!
   Ждана. Гори, гори ясно,
                Чтобы не погасло!
   Любава. Глянь на небо-
                Птички летят,
                Колокольчики звенят!
   Лель. Диги-дон! Диги-дон!
              Убегай скорее вон!
    Любава и Ждана разбегаются в разные стороны. Лель кидается за ними. Старик налаживает костёр.
   Снегурочка. Дедушка, а это что?
   Старик. Будем  костёр жечь да прыгать.
   Старуха. Через костёр прыгают, чтобы  душу свою очистить.
   Снегурочка. Горячо!
   Старик. На то и костёр, чтобы горячо было. Да ты никак боишься, Снегурочка?
   Снегурочка. Что ты, дедушка! Не боюсь!
   Старик. У тебя душа чистая. Тебе бояться нечего.
                Прибегают Лель, Любава и Ждана.
   Любава. Костёр?
   Лель. Давайте большой костёр разожжём!
   Ждана. Большой да жаркий!
   Все хором. Разыдись, темно!
                Разгорись, добро!
                Засверкай светло
                Яри ясное,
                Солнце красное!
    Разгорается костёр. Старик со Старухой сидят под деревом, смотрят на костёр.
   Лель. Я первый прыгну.
   Ждана. Давай!
                Лель перепрыгивает через костёр.
   Любава. И я не боюсь!
   Ждана. Ух,  ты!
                Любава перепрыгивает через костёр.
   Ждана. А я – выше всех!
                Перепрыгивает через костёр.
   Любава. Что же ты, Снегурочка?
   Ждана. Прыгай!
   Снегурочка.  Огонь жаркий!
                Отшатывается от костра.
   Лель. Иди ко мне, Снегурочка!
   Снегурочка. Лель…  Я иду к тебе!
   Снегурочка разбегается и перепрыгивает через костёр. Над самым центром костра она исчезает. Пауза 10 секунд.
  Лель. Снегурочка! Ау!
 С неба слышится эхо голосом Снегурочки.  Ау! Ау! Ау!
   Из-под дерева встают Старик со Старухой. Ждана, Любава и Лель плачут.
   Любава. Снегурочка, подружка моя, ты где?
   Эхо голосом Снегурочки. Где… Где… Где…
   Ждана. Снегурочка! Куда ты пропала?
   Эхо голосом Снегурочки. Пропала… Пропала… Пропала…
   Лель. Снегурочка, как жить без тебя?
   Эхо голосом Снегурочки. Без тебя… Без тебя… Без тебя…
   Старуха. Снегурочка, внученька моя…
   Эхо голосом Снегурочки. Моя… Моя… Моя…
   Старик. Снегурочка…
   Эхо голосом Снегурочки. Снегурочка… Снегурочка… Снегурочка…
           Над костром  повисает облачко.  На нём васильковый венок Снегурочки. Старик поднимает голову к небу.
   Старик (глотая слёзы). Не плачьте, детушки. Придёт зима, и Снегурочка к нам вернётся.
   Лель. Вернётся?
   Старик. Вернётся!
   Ждана и Любава. Как вернётся?
   Старик. Белым снегом, прозрачной льдинкой.
   Старуха. Прозрачной льдинкой…
                Лель стоит, подняв голову к небу.
                Заключительная песня.
                Солнце красное
                Стани-стань доли,
                Яко Род велит.
                Стани-стань доли
                С неба до земли.
                Стани-стань доли,
                Яко Род велит.
                Стани-стань доли
                С неба до земли.
                Стани-стань доли
                С неба до земли!

                КОНЕЦ.
Примечание.  Можно использовать музыку Владимира Подгорельского к балету «Снегурочка», или музыку Петра Чайковского к одноимённому балету.
   

 


Рецензии