Солнце, Месяц и Ворон Воронович

                О. Журавлёва.
                Солнце, Месяц и Ворон Воронович.
                (пьеса в 2-х действиях по мотивам
                русской народной сказки)
               

                Действующие лица:
           Старик.
           Старуха.
           Солнце.
Месяц.
           Ворон Воронович.
Старшая дочь.
Средняя дочь.
Младшая дочь.
               

                1-е действие.
На небе Солнце и Месяц. Между  деревьями лежит жердь, на которой висит бельё, и сидит Ворон Воронович. Из дома выходит старик.
Старик. Здравствуй, Солнце!
                Солнце сверкает лучами в ответ.
Старик. Здравствуй, Месяц!
                Месяц светится в ответ.
Старик. Здравствуй, Ворон Воронович!
Ворон Воронович взмахивает крыльями и каркает. Старик садится на скамейку около дома.  Из дома выходит Старуха.  Сгоняет ворона.
Старуха. Кыш! Кыш! Лешак!
Ворон, тяжело ворохнувшись, садится на ветку дерева. Старуха  проверяет, высохло ли бельё, которое висит на жерди.
Старуха. Что-то плохо бельё сохнет… Ты, Солнце, грей. Ты, Месяц, свети. А ты, Ворон Воронович, охраняй, каркун горластый. Смотрите мне! Уж я вам задам!
         Ворон каркает в ответ. Старуха пугается, его карканья.
Старуха. Фу, ты, лешак! Сиди и молчи!
Старуха оглядывается, приставляет ладонь ко лбу, под козырёк. Осматривает двор в поисках деда. Они оба старенькие, иногда не видят и не слышат друг друга. Аукаются. 
Старуха. Старик! Ау-у! Ау-у!
Старик. Чего кричишь,  в лесу будто? Вот он – я!
Старуха. И не говори – глаза  не видят, уши не слышат! Совсем старая стала!
Старик. Чего звала-то?
Старуха. Разве я тебя звала?
Старик.  А кто звал? Ты чё, старая?  Показалось, что ли? 
Старуха. Да не звала я тебя.
  Старуха идёт к дому. Около дома стоят грабли, прислонённые к стенке. Старуха берёт грабли, осматривает их со всех сторон, кладёт  посреди дорожки, идущей от дома к амбару.  Возвращается.
Старуха. Вспомнила, старый! Звала я тебя.
Старик. Зачем?
Старуха. Зачем, зачем… Кашу сварить хочу. Тебя и дочек наших накормить. Хочется кашки-то?
Старик.  А я причём? Вари.
Старуха. Ты, старый,  в амбар пойди, крупы принеси.
Старик. А амбар наш где?
Старуха. Да вот же он… двор перейти. Совсем  ополоумел! Ничего не помнит!  Фу!
Старик. А крупа там есть?
Старуха. Есть, как не быть! Сам же осенью закладывал.  Да ты мешок возьми, как понесёшь крупу-то?
Старик. Нет, старуха,  не пойду в амбар.
Старуха. Ты чё?  Каши не хочешь?
Старик. Каши хочу. Кашу я уважаю.  Да,  как  пойду в амбар, так по лбу!  Да по лбу!   Везде грабли лежат.  Откуда  берутся? 
Старуха. И то правда - откуда?
Старик. Может, дочек пошлёшь за крупой-то?
Старуха. Что ты! Что ты! А вдруг кто увидит дочек наших?
Старик. Ну, увидит, и чего тогда?
Старуха. Да как? Дочки у нас на выданье. Надо женихов хороших искать. Не первому же встречному отдавать!
Старик. Э, ладно…  Сам пойду в амбар.  Авось, мимо лба пронесёт.
Старик шаркается по двору в сторону амбара. Старуха семенит за ним, передразнивая его походку. Вдруг Старик  наступает на грабли, черенок бьёт его по лбу – бум! Старуха хихикает, прикрывая рот ладошкой. Старик оборачивается на смех  и -  снова наступает на грабли. Черенок снова  бьёт его по лбу.  От удара Старик садится на зад, чешет лоб.
Старик (не очень понимая, что происходит). Видала, а? Видала?
Старуха. А ты под ноги, под ноги-то себе гляди! Как гусь ходишь, голову задрал, старый дурень. (Стучит старика по лбу - бум-бум) Она у тебя деревянная, что ли?.. Не жалко?
Старик. Вроде не деревянная… (сам стучит себя по лбу – бум-бум) Старуха, где амбар, говоришь?
Старуха. Дак во дворе. Где ещё-то?  Иди, стемнеет скоро!
           Старик. Проклятые грабли! (Отбрасывает в сторону.)
 Старуха суёт мешок в руки Старику. Пока старик поправляет рубаху и картуз,  Старуха обгоняет старика,  украдкой бросает грабли под дверь к амбару и уходит в дом.
Старик. Вот старуха сейчас кашки сварит, всю семью накормит.
                Возле амбара опять наступает на грабли: Бум!
Старик. Едрёна-матрёна! Опять эти грабли проклятущие. Откуда они тут взялись?
             Стоит, трёт лоб. Задумался. В этот момент Солнце подходит ближе  к Старику.
Солнце. А велика ли семья у тебя, старичок?
                Старик озирается.
Старик.  Кто это со мной разговаривает?
Солнце. Это я  - Солнце.
                Старик смотрит в небо.
Старик. А, это ты,  Солнце Красное? (Кланяется  в пояс.) Семья у меня большая, это правда.
                На небе появляется Месяц.
Месяц. Большая  семья, говоришь?
           Старик (снова кланяется). Да, Месяц Ясный. Большая семья, всех кормить надо. А кормилец  один я.
Направляется к амбару. На крыше амбара сидит Ворон Воронович.
Ворон Воронович. А много ли народу в твоей семье?
Старик (снова кланяется). А!  Ворон Воронович! Друг любезный! Народу в семье много. Раз, два, три?..  Пять человек. Пятеро! Всех кормить надо. Так-то вот. (Уходит в амбар.)
Солнце. Не знаешь ли, брат Месяц, есть у Старика дочка? Мне жена нужна.
Месяц. Да и мне жениться пора. Ты, Ворон Воронович, не видал, есть ли дочка у  Старика?
Ворон Воронович. Слухи такие давно ходят. Да  и сам я жених – хоть куда, мне тоже добрая жена нужна. Вот его старуху зловредную каждый день вижу. А где дочки-то?.. (Появляется Старуха. Подкладывает грабли.) Ух, ты, глянь! Опять грабли старику на дороге оставила. Карр!
Старуха. Тьфу, лешачина… эдак горло драть! (Машет на Ворона рукой, уходит.)
Солнце. Вот злющая старуха!
Месяц. Старик тоже хорош – убери грабли куда подальше, всё лучше было бы.
Старик выходит из амбара, идёт к дому и, конечно, наступает на грабли. Бум! От  неожиданности он падает и роняет мешок.
Старик. Ах ты! Вся крупа просыпалась!
 Пытается собрать крупу в мешок, ползает по земле, у него ничего не получается.
Старик: Вот Старуха мне задаст! Едрёна-матрёна!
              Старуха выходит на крыльцо. 
Старуха. Эй, старый, ты,  куда это провалился?
Старик. Кхе-кхе! Вроде, и не провалился. Вот, опять на грабли наступил. (Чешет лоб.)
Старуха. У меня вода в печи три раза вскипела. Да молоко три раза сбежало, а тебя всё нет и нет. За смертью только и посылать!
Старик. Ну? Вот он – я. Вот!
Старуха. Дело к ночи уже. Ты где пропадал?
Старик. Дак,  как? В амбаре.
Старуха.  И чего там делал?
Старик. Крупу в мешок набирал.
Старуха. А кто тебя туда посылал?
Старик. Да ты и посылала, старая.
Старуха. Я?  Зачем?
Старик. За крупой! Кашу сварить хотела.
Старуха. А-а…  И где эта крупа?
                Подаёт старухе пустой мешок.
Старуха. Да, ты чего, старый! Тут же пусто!
Старик. Стало быть, вся крупа  просыпалась?
Старуха. Иди, старый, собирай, чего просыпал! Я тебе разбазарить наше добро не дам!
           Старик. Ну, разошлась!
Старуха. Иди, иди… Скоро ужин, а мы ещё не завтракали!
Старуха отдаёт  мешок,  подталкивает Старика.  Сама  уходит в дом. Старик остаётся один.
Старик. Эх, если бы Солнце меня обогрело, Месяц бы  посветил, а Ворон Воронович помог зерно собрать…
                Появляются Солнце, Месяц и Ворон Воронович.
Солнце. Помогу я тебе, Старик,  обогрею, а ты мне,  что взамен?
Старик. Я за тебя, Солнце, старшую дочку замуж отдам.
Солнце. Вот радость-то для меня!
Месяц. И я помогу,  посвечу.  А мне чем отплатишь?
Старик: Я тебе, Месяц, среднюю дочку в жёны отдам.
Месяц: Вот это дело!
Ворон Воронович. Старик, и я! Я тоже  помогу, соберу крупу! Чем ты со мной рассчитаешься?
Старик: Я за тебя, Ворон Воронович, младшую дочку отдам.
Ворон Воронович. Кар-кар! Вот Старик, так Старик! Кар! Кар!
Старик собирает крупу, Солнце греет, Месяц светит, Ворон Воронович помогает собирать.
                Песня старика.
                Как у старшей дочки –
                Розовые щёчки.
                Как у средней дочи –
                Голубые очи.
                Как у младшей доченьки –
                Голосочек звончатый.
                Старшую – за Солнышко
                Коло-колоколнышко.
                Пусть живут не бедствуют,
                С Месяцем соседствуют.
                А за Месяц – среднюю,
                Девушку не вредную.
                Младшую – за Ворона,
                То-то будет здорово!
Солнце. Подходит мне твоя старшая дочка – и у меня розовые щёки.
Месяц. Подходит мне твоя средняя дочка – у меня тоже очи голубые.
Ворон Воронович. А мне твоя младшая дочка подходит – у меня тоже звончатый голос. Кар-кар!
Солнце, Месяц и Ворон Воронович (хором): По рукам, старик!
                Поют.          
Солнце. Как у старшей дочки розовые щёчки!               
Месяц. Как у средней дочи голубые очи!               
Ворон Воронович. Как у младшей доченьки голосочек звончатый! Карр! Карр!
Ворон Воронович. Старик, а, старик, почему мы твоих дочерей ни разу не видели? И я, и Солнце, и Месяц – всё время на небе. А дочек твоих не видали…
Старик. Они у меня красавицы. Старуха их никому не показывает. Они всё время за работой – прядут, ткут, вяжут…
Ворон Воронович. И на улице не гуляют?
Старик: Только в безлунную ночь их старуха выпускает на волю. А так – всё дома сидят. Работают.
Ворон Воронович. Трудолюбивая жена у меня будет…
Старик. Ага! Шибко трудолюбивая.
Солнце. Добрая жена…
Старик. Ой, добрая!
Месяц. Верная да послушная жена…
Старик. Повезло вам, братцы!
 Вот мешок уже полон. Старик тащит мешок к дому. Ворон Воронович убирает с дороги грабли, и старик без приключений добирается до дома. Старик садится на мешок напротив крыльца. Солнце, Месяц - в небе. Ворон Воронович примостился на ветке. Ждут.
Старик.  Дочка моя старшая, выйди на крыльцо!
               Вместо дочери на крыльцо выбегает Старуха.
Старуха. Это ещё зачем? Она делом занята – пряжу прядёт.
Старик. Ну-ка, старуха – кыш отсюдова. Дочка, старшая! Выйди, кому говорю!
                Дочка выходит на крыльцо. Кланяется в пояс.
Старшая дочка. Зачем я тебе, батюшка, понадобилась?
Старик. Дочка моя старшая, пройдись, песню спой, Солнышку покажись. Я тебя замуж за него отдаю.
Дочка кланяется отцу в пояс. Поёт песню, Солнце, Месяц и Ворон Воронович смотрят на неё сверху.
                Песня.
                Пойду ль я, выйду ль я да,
                Пойду ль я, выйду ль я да.
                Во даль во долинушку,
                Во даль, во широкую!
                Сорву ль я, вырву ль я да,
                Сорву ль я, вырву ль я да,
                С винограда ягоду,
                С винограда винную!
  Солнце подхватывает её и уносит. Старик чешет затылок.
Старик. Эх… Улетели…  А я с Солнцем поговорить хотел, узнать – как жить с моей дочкой будет? Что ж, делать нечего, придётся к Солнцу в гости пойти – посмотреть, как дочка там устроилась.
Месяц. Старик, держи слово, среднюю дочку за меня обещал выдать.
Старик. Дочка моя средняя, выйди на крыльцо!
               Вместо дочери на крыльцо выбегает старуха.
Старуха. Чего ты, старый, привязался сегодня? Дочка наша средняя делом занята. Она полотно ткёт.
Старик. Кыш отсюдова! Дочку зови!
          На крыльцо выходит средняя дочка, кланяется в пояс отцу.
Дочка. Что прикажешь, батюшка?
Старик. Я, дочка, замуж тебя выдаю за Месяц. Ты ему покажись, да песню спой.
                Дочка поёт песню.
                Песня.
                То ли мне не ягодка,  да,
                То ли мне не винная,  да
                Я цветочек сорвала, да,
                Я веночек совила.
                Кинуся, брошуся,  да,
                Кинуся, брошуся да,
                Ко молодцу на колени,
                Ко молодцу на колени… 
                Месяц её подхватывает и уносит.
Старик. И этого не успел спросить, как с дочкой моей жить будет… И к ним надо будет в гости пойти.
                К старику подходит Ворон Воронович.
Ворон Воронович. Старик, зови дочку младшую. Я уж заждался.
Старик. Дочка моя младшая, выйди на крыльцо!
                Старуха появляется на крыльце.
Старуха. Да что ж это такое! Она носки вяжет! Вот прилип, как банный лист!
Старик. Кыш отсюдова, старуха! Дочку зови!
На крыльцо выходит младшая дочка, кланяется в пояс отцу.
Дочка. Звал меня, батюшка?
Старик. Звал, дочка. Я замуж тебя выдаю за Ворона Вороновича. Ты ему покажись, да песню спой.
                Дочка пляшет и поёт песню.
                Песня.
                Я у молодца спрошу, да,
                Я у молодца спрошу, да,
                Скажи, душа, скажи, свет,
                Скажи, любишь, али нет?
                Скажи, душа, скажи, свет,
                Скажи, душа, скажи, свет!
                «Я любить-то не люблю, да,
                Наглядеться не могу!»
 Ворон Воронович подхватывает её и уносит. Старуха выходит на крыльцо.
Старуха. Старик! Дочки где?
Старик. Замуж выдал.
Старуха. Как замуж? За кого?
Старик. Старшую – за  само Солнце Красное!
Старуха.  За Солнце!
Старик.  Среднюю – за  Месяц Ясный!
Старуху. За Месяц!
Старик. Младшую – за самого Ворона Вороновича!
Старуха. За Ворона Вороновича! Что же ты натворил-то, старик?
Старик. Ты меня за крупой посылала?
Старуха. Посылала.
Старик. Крупа просыпалась?
Старуха. Просыпалась.
Старик.  А  как я её собирал?
Старуха. Как?
Старик. Я Солнце попросил, чтобы оно меня обогрело…
Старуха. Обогрело?
Старик. Ага! Месяц попросил, чтобы он мне посветил…
Старуха. Посветил?
 Старик. А как же! А Ворона Вороновича,  - чтобы он помог мне крупу собрать.
Старуха. Помог?
Старик. Ещё бы! Вот им и благодарность!
Старуха. Эх ты! Старый дурень!  Сейчас мы одни с тобой остались. Как с хозяйством справляться будем? Я ничего не вижу, не слышу. Ты совсем из ума выжил…
Старик. Ничего не поделаешь, старуха, что сделано, то сделано. Вот тебе крупа для каши, а я пойду дочек проведаю.
Старуха.  Охо-хо, охохонюшки. Ну, иди.  Дорогу-то хоть знаешь?
Старик.  Знаю! На небо надо идти.

Старуха. Иди, старый, иди. Проведай дочку старшую, как ей с Солнцем живётся?
Старик со старухой обнимаются на прощанье, и старик уходит.
               

                Второе действие.
Старик (идёт, поёт): А я к Солнышку иду,
                Уж я Солнышко найду!
                Старшей дочке повезло,
                Её Солнце унесло.
                Солнце красное
                Будет счастливо.
                Со старухою вдвоём
                Мы отлично заживём.
                Нас погреет Солнышко
                Колоколнышко!
Горница в тереме, здесь живёт Солнце. Старика встречают старшая дочка и Солнце.
Старшая дочь. Здравствуй, батюшка. Спасибо, что замуж меня за Солнце выдал. Мы живём – беды не знаем.
Старик. Чем потчевать меня будете?
Солнце.  Твори, жена, блины, будем  дорогого гостя угощать.
Дочка. Да ты, батюшка, за стол садись.
                Старшая дочь гремит горшками.
Старик. А печку не пора топить?
Старшая дочь. Это нам не надобно, батюшка. У нас вовсе печки нет.
Старик. Как  так? Нет печки?
Старшая дочь. А вот так, батюшка. Муж мой – Солнце, мне с ним в любое время года тепло, даже самой лютой зимой.
Солнце садится посреди избы, Старшая дочь ставит ему на голову сковороду и выпекает блин за блином. Масло на сковородке громко шкварчит.
Старшая дочь (поёт песню):
                Я  пеку, пеку блины
                Ароматны и круглы.
                Все блины, как солнышко
                Коло-колоколнышко.
                Ой, блины отличные!
                Румяные пшеничные!
                Угощу я тятеньку
                Ой, блиночки, сладеньки!
Старик. Вот уж диво, так  диво! И впрямь вкусны! Ой, вкусны!
              Старик съел блины,  и собрался  домой.
Старшая дочь. Куда же ты, батюшка, что мало погостил?
Старик. Спасибо, дочка, спасибо, Солнце Красное! Живите и дальше в тепле и достатке! Это надо же – без печки блины пекут! И во сне такое не привидится! Расскажу старухе – не поверит!
          Старик идёт домой, его сопровождает Солнце.
Старик (поёт скрипучим голосом):
                Все блины, как солнышко –
                Коло-колоколнышко – о- о!
                Старик заходит в свой дом.
Старик. Старуха! Я пришёл! Твори блины! Есть хочу.
Старуха. Так ведь печку надо топить, старый,  чтобы блины-то  испечь.
Старик. Не надо печку.
Старуха. Как так? Печь не топить? Где такое видано?
Старик. А вот так. Я посреди избы сяду, ты мне сковороду на голову ставь и пеки блины.
Старуха. Ну, ладно, я – глупая баба. Но ты-то, старый?.. Совсем  мозги отшибло граблями.
Старик садится на пол посреди избы. Старуха ставит ему на голову сковородку, наливает тесто в сковороду.
Старик. Ну что, старуха, блин готов?
Старуха. Нет! Никак не испеку! Откуда жару-то взяться?!
Старик.  А у Солнца получалось.
Старуха. На то оно и Солнце. А ты, старый, с чужого ума живёшь. Сам ничегошеньки не соображаешь.
Старик. Так и не дождусь я блинов? Пеки, старуха!
Старуха. Не дождёшься. Ты не Солнце. Ты - дурень старый!
Старик.  Пеки блины, кому говорю!
Старух. Опомнись, ничего у тебя не выйдет! Своего ума нет, так меня слушай.
Старик. И так всю жизнь тебя слушаю! Совсем подкаблучником  сделала!
Старуха. Да тьфу на тебя!   Пойди лучше среднюю нашу дочку проведай. Как она за Месяцем живёт? А блины печь на своей лысине отступись!
Старик. И то правда, пойду. Ах, лысинка ты моя! Чего ж блины-то не испекла? Обидно, блин!
Старик гладит рукой свою лысину, надевает картуз, отправляется в новый поход.
           Старик (идёт, поёт).  А я к Месяцу шагаю,
                Уж я Месяц уважаю!
                Средней дочке счастье,
                С Месяцем прекрасным.
                Со старухою моей
                Проживём мы много дней.
                Месяц нам посветит,
                Мы его приветим.
                Звёзды хороводами
                Да над огородами.
                Будет небо синее
                По ночам красивое.
Пока старик идёт, наступает ночь. Во дворе дома его встречают средняя дочь и Месяц. Кланяются отцу в пояс. 
Средняя дочь. Здравствуй, батюшка. Спасибо тебе, что замуж меня за Месяц Ясный выдал. Мы живём – беды не знаем!
Старик. Вот и хорошо. Был я у старшей дочки в гостях. Она меня блинами потчевала.
Месяц. А мы вас, батюшка, в бане попарим да помоем. Топи, жена, баню.
           Средняя дочь уходит топить баню. При этом поёт.
                Песня.
                Уж мы с Месяцем вдвоём
                Баньку топим и поём.
                Светит месяц мне в ненастье,
                Я живу с ним, словно в сказке.
                Месяц синеокий мой
                Дарит счастье и покой.
                В баньке батюшку попарим
                Пару жаркого подбавим.
           Старик и Месяц сидят на лавочке около бани.
           Старик. Так ведь ночь на дворе, как я мыться буду? Темно в бане-то, поди? А, Месяц?
Месяц. Не тужи, батюшка, светло в бане будет, как днём.
Старик.  Как днём, говоришь? Как так?
Месяц. Я палец свой в щель в баньку просуну,  и посвечу тебе.
Средняя дочь. Иди, батюшка, баня готова.
Старик заходит в баню. Месяц  засовывает палец в щель, изо всех щёлок брызжет свет,  и окошко бани тоже светится. Слышно, как старик плещется, поливает себя водой, парится,  отфыркивается. Средняя дочь и Месяц сидят возле баньки, поджидают отца.
Старик. Ой, хороша банька! А светло-то, как днем! Диво-дивное! Чудо-чудное!
                Старик выходит из бани.
Старик. Спасибо тебе, Месяц и тебе, дочка моя средняя! Уважили старика. Хорошо я свои косточки пропарил. Можно и домой пойти!
Месяц. Оставайся, батюшка у нас ночевать.
Старик. Нет уж, пойду домой.
Месяц. Иди, батюшка, я тебе дорогу освещать буду.
             Старик идёт домой, месяц освещает ему дорогу.
Старик (поёт): Месяц светит мне в ненастье,
                Я живу с ним, словно в сказке – е - е.
              На скамейке около дома сидит старуха.
Старуха. Ну, вернулся, наконец.
Старик. Вернулся. Дочка наша средняя хорошо живёт. А ты, старуха, иди топить баню. Живо!
Старуха. Ой-ой! Чего это ты?
Старик. Мыться будешь.  Я-то чистый из гостей пришёл. Скриплю аж!
Старуха. Ночью?  Мыться?  В бане? Не видно же ничего!
Старик. Топи баню, кому говорю, глупая баба!
Старуха. Ну, ну… пойду топить. Старик-то, похоже, совсем из ума выжился.
Старик. Иди, иди уже! А я тебе светить буду, как Месяц.
                В темноте слышно, как старуха топит баню.
Старуха. Ну? Истопила кое- как! Что дальше-то?
Старик. Мойся теперь!
Старуха. Не вижу ничего!
Старик. Я сейчас тебе посвечу. Палец в щёлку вставлю, тебе светло будет!
Старуха. Не дури, старый! Опять ведь с чужого ума живёшь! Своего-то не нажил!
Старик. Да неуж? Голова на плечах, вроде. Сейчас и света прибавится…
 Старуха. Надо хоть лучину запалить, что ли?
Старик. Да я уже два пальца к щёлке приставил. Как так? А у Месяца светло было.
Старуха. Ты-то, старик, не Месяц! Ты дурень старый. 
Старуха запаляет лучину. В банном окне едва теплится свет. Слышно, как старуха плещется в бане. Старик стоит около бани, поджидает старуху. Старуха выходит из бани.
Старик. С лёгким паром!
Старуха. С тяжёлым угаром! Что б тебя черти забодали! Чего удумал – чтоб я ночью, в кромешной тьме,  в бане мылась да парилась. Как такое в башку твою лысую взбрело?
Старик. Я думал – смогу, как Месяц светить…
Старуха. Думал он… Как раз не думал. С моего ума живи.
Старик. Ты и так мной всю жизнь мою горемычную вертишь… Не надоело ещё?
 Старуха. Пойди-ка, младшую дочку проведай. Как она там за Вороном Вороновичем живёт?
Старик. И то,  правда, пойду.
Старик (идёт, поёт): Ворон Воронович – друг.
                Ворон видит всё вокруг.
                Младшей доченьке красавице
                Много счастья с ним прибавится.
                Со Старухой будем мы
                Внуков ждать и ждать весны.
                Ворон будет помогать
                В огороде нам сажать
                Гречку и капусту,
                Там не будет пусто.
                Репу и пшеницу,
                Принесёт водицы.
                Будем с Вороном дружить,
                Будем долго-долго жить.
   Младшая дочка и Ворон Воронович встречают старика в своём дворе. Кланяются ему в пояс.
Младшая дочка. Здравствуй, батюшка. Спасибо тебе, что за Ворона Вороновича замуж выдал. Мы живём – беды не знаем.  Он меня всему научил, даже на жёрдочке с ним вместе спать.
Старик. На жёрдочке?
Младшая дочка: На жёрдочке!
Старик. У старшей дочки я блинами угощался, у средней -  в бане мылся да парился. А у тебя, Ворон Воронович,  ночевать останусь Устал шибко.
Ворон Воронович. Пошли, батюшка.
Между ветвями деревьев  лежит жёрдочка, украшенная лентами.  К жёрдочке приставлена лестница.  Ворон Воронович, взмахнув крыльями, садится на жёрдочку.  Младшая дочка забирается по лестнице на жёрдочку, устраивается рядом с Вороном Вороновичем. Старик тоже лезет на жёрдочку. Ворон Воронович расставляет крылья, поддерживая жену и старика. Качает их на крыльях, как в люльках.
Ворон Воронович (поёт): Спи, наш батюшка родной,
                Спи ты, гость наш дорогой.
                Сладкий сон увидишь ты,
                Пусть сбываются мечты.
                Пусть старуха подобреет,
                Солнце пусть на небе греет,
                Месяц светит пусть всегда…
                Тихо катятся года.
                Спи, наш батюшка родной,
                Спи ты, гость наш дорогой.
     Наступает утро. Старик просыпается, потягивается. Слезает с жёрдочки, Ворон Воронович ему помогает.
Старик. Спасибо тебе, Ворон Воронович, спасибо тебе, дочка моя младшая. Так сладко я никогда не спал. Пойду домой.
Ворон Воронович. Оставайся, батюшка, у нас.
Дочка. Оставайся, батюшка, куда тебе спешить?
Старик. Нет уж, пойду домой. Как там старуха-то без меня? Грустно ей, поди?
Ворон Воронович. Иди, батюшка, а я грабли с дороги уберу.
Старик. А ты почём про грабли знаешь?
Ворон Воронович. Тебе старуха их каждый день подкладывает. Мне сверху всё видно, когда я свои владения облетаю.
Старик. Моя старуха?  Грабли? Каждый день? Они же мне по лбу – бум! Бум!
Ворон Воронович.  Чего она на тебя взъелась, батюшка?
Старик. Да за кого она меня держит?! Уж вот я ей!
Ворон Воронович. Карр! Карр!
                Старик уходит.
Старик (идёт, поёт): Сладкий сон увидишь ты,
                Пусть сбываются мечты – ы-ы.
Ворон Воронович убирает грабли с дороги, прощается со стариком. Улетает в сторону своего дома. Старик подходит к собственному крыльцу. На скамейке сидит старуха.
Старуха. Жду тебя, старик, поджидаю. Как там наша дочка младшая живёт?
Старик. Хорошо живёт. Ворон Воронович её любит, на крыльях носит.  Качает, как в люльке. И мы, старуха, спать пойдём.
Старуха. Пойдём, старик.
Старик берёт лестницу и подставляет её к жерди, на которой сушится бельё.
Старуха. Да ты что, старик, в своём ли уме?
Старик. В своём уме, старуха, в своём. Тут спать и будем. Я у Ворона Вороновича так спал. Ох, и сладко! (потягивается)
Старуха (отталкивает Старика от лестницы). Отступись, старик! Пойдём дома спать, на кровати, как люди.
Старик. Лезь, кому говорю!
Старуха.  Тьфу, старый дурень!
Старик. А вот ты пошто, зловредная баба, грабли мне всё время подкладывала?
Старуха. Уф! А ты как догадался, что это я  подкладывала?
Старик. Мне Ворон Воронович рассказал. Ему сверху всё видно.
Старуха. Вот как…   Ворон Воронович, значит?
Старик. Он, родимый. Говори, зачем подкладывала?
Старуха. Да всё смотрела – сколь разов ты можешь на одни и те же грабли наступать?
Старик. Ну, и сколько?
Старуха. Со счёту сбилась! Видно,ничему тебя жизнь не учит. 
Старик. Ладно, старуха, если ты не со зла это делала, обижаться не стану.
Старуха. Не со зла. А так – от скуки. Пошли, старик,  домой. Будем на кровати спать.  Мы же не птицы. Мы люди. Свалились бы,  того гляди,  да убились бы ещё. А я каши наварила, тебя поджидаючи, блинов напекла, баню истопила. И всё по-человечески, всё, как надо. Нравится нашим дочкам с их мужьями жить – пускай живут. Молодые они, им всё нипочём.
Старик. Ты иди, старуха, а я счас... следом.
Старуха уходит в дом. Старик смотрит на небо, где разместились Солнце, Месяц и Ворон Воронович на жерди, где сушится бельё.
Старик. Солнце Красное!
                Солнце сверкает лучами в ответ.
Старик.  Месяц Ясный!
                Месяц зажигается в ответ.
Старик.  Ворон Воронович!
                Ворон Воронович каркает в ответ.
 Старик. Спасибо вам за науку! Буду своим умом жить. И внукам накажу – свою голову на плечах иметь!
                Финальная песня.
                Наша сказка древняя,
                Древняя, но верная!
                Вы живите в радости,
                Не творите гадости.
                Пусть рассвет алеет,
                Пусть вас солнце греет,
                Пусть вам месяц светит,
                Дорогие дети.
                Ворон Воронович пусть
                Крыльями разгонит грусть.
                Наша сказка древняя,
                Древняя, но верная!
                Кар-кар! Кар-кар!
                КОНЕЦ.
 


Рецензии