Фартук для Белочки. пьеса

                Оля Журавлёва
                Фартук для белочки.
                (Пьеса для любознательных детей
                дошкольного и младшего школьного возраста)


Действующие лица:
             Белочка-мама,
             Сорока,
             Две белочки-дочки,
             Цапля,
             Ёж,
             Пауки-ткачи,
             Рак.





                Ольга Владиславовна Журавлёва, г.  Казань,
                E-meil: zlatastef@rambler.ru. Тел.89178984781,
                Дом. 238-13-70.

                Действие 1.

     Картина 1.
    Опушка в лесу. Время года – весна. Полянка, на которой растут деревья. Щебечут птицы. На одном из деревьев дупло. В нём живёт мама-белка и две её дочки. С раннего утра у мамы-белки много дел. Она собирает шишки, чтобы кормить своих деток.  Белки-дочки пытаются помогать, но у них мало что получается. Но они балуются – скачут по веткам.  Белочка в очередной раз спускается вниз за шишками. Белки-дочки сидят наверху.
   Белка-мама. Жаль, что у меня всего две лапы!
   1-я дочка. Почему, мама?
   2-я дочка. Почему, мамочка?
   1-я дочка. Я первая спросила!
   2-я дочка. Нет, я!
   Белка-мама. Не ссорьтесь!
   Белочки (хором). Мы не ссоримся! Тебе нужна ещё одна лапа?
   Белка-мама. Ой, нужна. Я бы сейчас не две шишки несла, а три. Или четыре.
   1-я дочка. А давай, хвостом попробуем?
   2-я дочка. Хвостом можно шишки собирать, мамочка?
   Белка-мама. Нельзя.
   1-я дочка. Давай попробуем!
   Белка-мама. Я уже пробовала, не получается.
   1-я дочка. А зачем нам хвостик, мама?
   2-я дочка. Я знаю! Для красоты!
   Белка-мама.  Хм… Для красоты… Для того, чтобы с ветки на ветку скакать.
                Скачет с ветки на ветку. 
   Белка-мама. Раз, два! Раз, два!
                Бельчата скачут за ней.
   Бельчата (хором). Раз, два! Раз, два!
   Белка-мама. Заигралась я с вами. А мне работать надо – шишки собирать. К зиме готовиться.
   1-я дочка. Мама, а что такое зима?
   2-я дочка. Что такое зима, мамочка?
   Белка-мама. Долго объяснять. Доживём - увидим.
   Бельчата (хором). Доживём – увидим! Доживём – увидим!
         На полянку прилетает Сорока. На ней красивый вышитый фартук с карманом.  Сорока садится на ветку.
   Сорока. Здравствуй, Белочка!
   Белка-мама. И тебе не хворать, Сорока.
   Бельчата (хором). Не хворать! Не хворать!
   Белка-мама. Тихо, вы! Дайте взрослым поговорить! Какие новости у тебя?
   Сорока. Я кашу варила. Деток кормила. Этому – дала, этому – дала. А этому – не дала.
   Белка-мама. Почему?
   Сорока. Он дрова не рубил, воду не носил, печь не топил… Ему и нет ничего!
   Белка-мама. Хорошая ты хозяйка, Сорока!
   Сорока. Ещё бы! Я кашу варила, деток кормила…
   Белка-мама. Ай, молодец! А фартучек у тебя какой красивый!
   Сорока. Нравится?
   Белка-мама. Очень! Самое главное – на нём карман есть. Я бы туда грибы складывала. А у тебя там что лежит?
   Сорока. В кармане?
   Белка-мама. Ага. В кармане?
   Сорока. У меня в кармане семена лежат. Я  их в деревне подобрала. Хочешь, тебе подарю? Мне они ни к чему.
   Белка-мама. А я что с ними буду делать?
   Бельчата (хором). Что с ними делать? Что с ними делать?
   Сорока. Слыхала я, что это семена льна.
   Белка-мама. Лён?  Для чего он нужен?
    Сорока. Фартучек мой, между прочим, изо льна сшит.
   Белка-мама. И кто тебе его сшил?
   Сорока. Кто-кто? Сосед твой - ёж. Он портной известный.
   Белка-мама. Не возьму я в толк – как из этих маленьких семечек получился                фартучек?
   Бельчата (хором). Фартучек! Фартучек!
   Белка-мама. Тихо вы! Расшумелись! 
   Сорока. Ты, Белка, эти семена для начала посади. У тебя полянка солнечная, места много. А я тем временем узнаю, как изо льна фартучек вырастить.
   Белка-мама. Узнай, Сорока. Будь  добра.
   Сорока. Узнаю-узнаю! У меня работа такая – всё узнавать и всем рассказывать. Не зря про меня говорят, что я новости на хвосте ношу.
   Бельчата (хором). Новости! Новости! На хвосте! На хвосте!
                Сорока улетает.
    Белка-мама. Ну-ка! Бельчатки мои! Дружно маме помогайте! Посадим семена, польём их и посмотрим, что дальше будет?
   Бельчата (хором). Что дальше? Что дальше?
                Песенка Белки-мамы.
                Посажу я зёрнышки,
                Их согреет солнышко.
                Мы польём водою
                Ох,  да ключевою.
                Вырастут росточки
                Ровненько по строчке.
                Высоко растите
                К солнышку в зените.
                Крепкие да статные.
                Аку-аккуратные!
                Всё как раз для фартучка
                С беленьким карманчиком.
Лен растёт прямо на глазах. У него длинные стебли и голубые цветы.

   Картина 2.
   Время года – лето. Полянка, на которой растёт лён. Мама-белка и её дочки сидят на ветке дерева. На дереве напротив сидит Сорока.
   Мама-белка. Ну что, Сорока, узнала, как  лён вырастить?
   Сорока. Конечно! Поливать надо! Жуков  гнать! Опять поливать! Гусениц гнать! Поливать! Гнать! Поливать! Гнать!
   Бельчата (хором). Поливать-гнать! Поливать-гнать!
   Сорока. Полоть, Белочка. Полоть! Иначе – всё погибнет. И не видать тебе фартучка.
   Белка-мама (грустно). Поливать? Гнать? Полоть?  У меня и так дел полно… Грибы собирать надо. Да  дети ещё малы и неразумны. Ты не поможешь, Сорока?
   Сорока. Нет. Некогда мне. У самой семья – мал, мала, меньше. Надо воду носить, печку топить, кашу варить, деток кормить. Давай уж, сама справляйся.
   1-я дочка. Я тебе помогу,  мама!
   2-я дочка. Нет, я тебе помогу, мамочка!
   1-я дочка. Нет! Я!
   2-я дочка. Нет! Я! Я!
   Белка-мама. Нашли о чём спорить. Обе помогайте, незнайки мои милые.
   1-я дочка.  Я- знайка!
   2-я дочка. И я  - знайка!
   Белка-мама. Вы только в этом году родились.  Ни знаний у вас, ни опыта. Незнайки и есть. Но я – ваша мамочка. Я вас всему научу!
   1-я дочка. Мама нас научит!
   2-я дочка. Мамочка нас научит!
   1-я дочка. Будем поливать!
   2-я дочка. Будем гнать жуков!
   Бельчата (хором). Полоть будем.
   Сорока. Вот и славно! А я полетела – воду носить, дрова рубить, печку топить, кашу варить, деток кормить…
Семейство белок поливает лён, пропалывает, выгоняет жуков и гусениц.
                Песенка бельчат.
                На полянке лён, лён.
                Подрастает он, он.
                Вы,  жуки,  – кыш, кыш!
                Сорняки  – брысь, брысь!
                Лён водицу пьёт, пьёт.
                И растёт, растёт, растёт.
                Мы семья согласная,
                Мамочка прекрасная
                Нас научит жить, жить,
                Будем фартук шить, шить!
   Белка-мама. Уф! Вырос ленок!
   1-я дочка. Высокий!
   2-я дочка. Красивый!
   1-я дочка. Нет! Высокий!
   2-я дочка. Нет! Красивый!
   1-я дочка. Высокий!
   2-я дочка. Красивый!
   Белка-мама. Что спорите без толку? И высокий у нас лён и красивый. Вот, только не знаю, что с ним дальше делать?
   Сорока. Не знает она! Зато я всё знаю! Я всё знаю!
   Белка-мама. Говори, что делать?
   Сорока. Жать! Жать!
   Бльчата (хором). Жать! Жать!
   Белка-мама. Жать?
   Сорока.  Жать! Сейчас рака позову, у него клешни как раз для того, чтобы жать. Рак! Рак! Вылезай  из озера!
   Бельчата (хором). Рак! Рак!
   Рак (высовывается  из озера).  Вот раскричались! Кому я понадобился?
   Белка-мама. Мне понадобился.
   Сорока. Белке, белке ты понадобился.
   Бельчата (хором). Мамочке нашей понадобился.
   Рак. Если для дела какого, тогда ладно. А, если без дела, ни за что на берег не пойду.
   Сорока. Есть дело! Есть дело к тебе, Рак!
   Рак. Не трещи. Говори – какое дело. Я всё знать должен. Я «абы как» жить не люблю. У меня всё по плану.
   1-я дочка. Мы лён вырастили!
   2-я дочка. Нашей мамочке фартук нужен!
   Рак. А вы, малявки, вообще молчите. Говори, Сорока, но помедленнее и погромче. Я старый, слышу плохо.
   Сорока (кричит по слогам). Бе-лоч-ка лён вы-рас-тила. По-нят-но?
   Рак. Понятно.
   Сорока. Лён нуж-но жать! Жать! Жать!
   Рак. Опять затараторила.  Сжать лён. Задача понятна.
 Рак вылезает  из озера.  Ползёт к полянке со льном. Начинает жать клешнями лён. Стебли льна падают на землю.
                Песенка рака.
                Пусть я медленно хожу,
                Пусть я с рыбами дружу,
                Но  я,  зато,  работник.
                Я – жнец, я столяр, плотник.
                Я ещё кроить умею,
                Все работы разумею.
                Лён  для Белки будет сжат.
                Есть работа для бельчат.
                Быстро подбегайте,
                Стебли забирайте,
                В воду их кладите,
                Тщательно мочите.
                Будет Белке фартучек
                С беленьким карманчиком.
              Белка-мама и бельчата складывают лён в воду озера. Рак ползёт за      ними, уходит в воду.
   Сорока. Эй, Рак!
   Рак. Ну, чего тебе ещё?
   Сорока. Камнем лён придави! Камнем!
   Рак. Чего?
   Сорока. Кам-нем лён при-да-ви! Понял?
   Рак. Вот теперь понял. Задача ясна. Придавлю. Пусть мокнет. Будь спокойна.
   Сорока. А мне пора деток кормить. Этому  - дам, этому – дам, этому – дам. А этому – не дам. Он воду не носил, дрова не рубил, печку не топил, ему и нет ничего!
   Рак. Опять затараторила. Ничего я не понял… Сорока! Вернись, кому говорю!
   Сорока. Чего ещё? Некогда мне! Не-ког-да!
   Рак. Задержись.
   Сорока. Мне деток кормить.
   Рак. Подождут твои детки. Говори, что дальше-то делать?
   Сорока. Потом лён сушить надо. Су-шить!
   Рак. Задача ясна – сушить. Это я не смогу. Это пусть Белка сама делает.
   Белка-мама. Сделаю, сделаю. Мне солнце красное поможет, ветерок летний ласковый.
   1-я дочка. И я тебе помогу, мама.
   2-я дочка. И я тебе помогу, мамочка!
   Сорока. А после – мять и трепать. Мять и трепать! Мять и трепать!
   Рак. Понял. Задача ясна – мять и трепать.  Я это не смогу. Придётся Цаплю звать.
   Сорока. Время придёт – позовём. Всё! Полетела я деток кормить!
                Второе действие.
   Картина 1.
   Всё ещё лето. Белка-мама и бельчата сушат грибы, которые связками висят на дереве.
   Белка- мама. Хороший нынче урожай. Грибов много, шишек много. Переживём зиму!
   1-я дочка. Мама, что такое – зима?
   2-я дочка. Мамочка, ты обещала рассказать, что такое зима?
   1-я дочка. Я первая спросила.
   2-я дочка. Нет! Я первая!
   1-я дочка. Нет! Я!
   Белка-мама. Да не ссорьтесь вы по пустякам. А зима – это когда всё будет снегом покрыто. Белым-бело. И есть нечего. Грибов нет, ягод нет, травки нет.
   1-я дочка (плачет). Как же мы будем жить, мама-а-а-а…
   2-я дочка (плачет). Как? Мамочка-а-а-а?..
                Прилетает Сорока.
   Сорока. Чего это дети у тебя плачут, Белочка? Есть хотят? Я своих деток накормила. Этому дала, этому дала, этому дала и даже этому дала, который воду не носил, дрова не рубил, печку не топил. У меня никто не ревёт! А вы чего?
   Белка-мама. Это я их напугала. Про зиму рассказала.
   Сорока. Вот оно что. Да вы, бельчата, не бойтесь. Мама вас не бросит, в обиду не даст. Зима – штука страшная, но терпимая.
   Рак (высовывается из пруда). Белка! Белка! Сорока! Сорока!
   Белка-мама и Сорока (хором). Мы здесь!
   Рак. Белка! Сорока!
   Белка-мама, Сорока и бельчата (хором). Мы здесь!
   Рак. А, вы здесь? Лён вымок. Что дальше?
   Сорока. А дальше – расстилать да сушить. Расстилать да сушить!
   Бельчата (хором). Расстилать да сушить! Расстилать да сушить!
   Сорока. Рак, для тебя повторяю: Рас-сти-лать да су-шить.
   Рак. Задача ясна. Расстилайте и сушите. А я спать пошёл. Замаялся ваш лён мочить.
   Сорока. Вот старый ворчун! Замаялся он лён мочить. Его вода мочила. Ты-то тут причём?
   Рак. Вот трещотка это сорока. Ничего не понял – чего трещит?
  Сорока. И-ди, от-ды-хай. Мы са-ми спра-вим-ся.
  Рак. Задача ясна. Пошёл отдыхать.
  Сорока. Эй вы, беличье семейство! Нечего тут нюни распускать! До зимы далеко. А сейчас беритесь дружно лён расстилать да сушить!
   Белка-мама. И то,  правда, детки.
   1-я дочка. Я буду расстилать.
   2-я дочка. Нет! Я буду расстилать!
   1-я дочка. Нет! Я!
   Белка мама. Всем работы хватит. Не надо ссориться.
   Сорока. Вот именно! Не надо ссориться!
   Белка-мама. Сорока, мы лён высушим, а кто мять и трепать будет.
   Сорока. Цаплю позовите. Она справится. А я домой полетела. Дел у меня выше головы – кашу варить, деток кормить…
     Белка и бельчата расстилают лён на полянке. Солнце светит, ветер веет.      
                Песня Белки-мамы.
                Ветерочек,   вей, вей.
                Солнце,  силы не жалей.
                Хорошо просушим лён,
                Отобьём земной поклон.
                Цапля, в гости приходи,
                Лён помни, помни, помни.
                Хорошенько потрепли,
                Лён-милочек, потерпи.
                Станешь  мягким, шелковистым.
                Станешь белым и пушистым.
Во время песни приходит с озера Цапля. В клюве мнёт и треплет лён.
   Белка-мама. Спасибо тебе, Цапля.
   1-я дочка. Спасибо, Цапля!
   2-я дочка. Спасибо! Спасибо!
   Сорока. Спасибо, Цапля. А сейчас, давайте-ка дружно Ежа позовём! Ну, три-четыре!
   Все хором (в разнобой). Ёж, иди к нам! Ёж, иди к нам!
   Сорока. Ну, кто так зовёт! Кто так зовёт! Все вместе, дружно! Три-четыре!
   Все хором дружно. Ёж, иди к нам! Ёж, иди к нам!
                Появляется Ёж.
   Ёж. Уф, уф, уф! Уф, уф, уф!
   1-я дочка. Мама, кто это такой страшный? Я боюсь!
   Ёж. Уф, уф, уф!
   2-я дочка (дрожащим голосом). А я не боюсь…
   Белка-мама. И правильно. Бояться не надо. Это Ёж, наш сосед.
   1-я дочка. Так это мы его звали?
   2-я дочка. Это и есть Ёж? Зачем он нам нужен?
   Сорока. Лён чесать. Видишь, какие иголки у него?
   Ёж.  Уф, уф, уф. Звали меня?
   Сорока. Звали, звали. Здравствуй, Ёж.
   Ёж. Чего надо? Некогда мне, дел много. К зиме готовлюсь.
   Сорока. Иголки твои нужны. Белочке  надо лён расчесать. Она хочет фартук с карманом сшить.
   Ёж. Ну и трещотка ты, Сорока! Чешите свой лён. Это дело недолгое. Вы чешите, а я от дел отдохну. Уф, уф, уф…
   Сорока. Эй, бельчата! Чешите лён! А я за пауками полетела. Они лён прясть будут и ткать. Прясть и ткать.
   Белка-мама. Вот спасибо тебе, Сорока! Бельчатки мои, чешите лён, а я пойду грибов наберу. Зима-то длинная впереди.
                Песенка бельчат.
                Чешем, чешем,
                Чешем, чешем.
                Вместе, вместе,
                Вместе, вместе.
                Ссориться не станем,
                Мы поможем маме.
                Маме нужен фартучек
                С беленьким карманчиком.
                Чешем, чешем,
                Чешем, чешем.
                Вместе, вместе,
                Вместе, вместе.
Появляется Сорока и два Паука. Сорока тащит их за нитки паутины.
   Сорока. Вот, притащила помощников. Они долго упирались. Думали, я их съесть хочу.
   Пауки (хором). Думали…
   Сорока. А я им работу предлагаю.
   Пауки (хором). Ничего ты нам не предлагала. Схватила и потащила.
   Сорока. Работа для вас имеется. Прясть и ткать.
   Пауки (хором). Прясть и ткать? Это мы можем. Прясть и ткать. Это наша работа.
                Песенка Пауков.
                Пряжа шелковистая
                Белая пушистая.
                Ниточка льняная
                Быстро вытекает
                И в клубочек вьётся,
                Полотно соткётся
                Белое да гладкое.
                Мы шевелим лапками.
                Нам работать весело,
                И об этом песенка.




             Один паук прядёт нитку, второй ткёт ткань. У одного в лапках клубок, у другого – лоскуток ткани.  Лоскут ткани увеличивается на глазах. Появляется Белка-мама.
   Белка-мама. Да тут работа кипит.
   Пауки (хором). Кипит.
   Сорока. Кипит, кипит, кипит!
   1-я дочка. Кипит работа, мама!
   2-я дочка. Кипит работа, мамочка!
   Пауки (хором). Для хорошей Белки и работается хорошо и быстро.
                Пауки растягивают полотно во всю длину.
   Белка. Вот спасибо, пауки! Работа ваша на загляденье!
   Сорока. Красота! Красота! Красота!
   Бельчата (хором). Красота! Красота!
   Пауки (хором). Принимаете работу?
   Все (хором). Принимаем.
   Пауки (хором). Ну, мы пошли. Нас Сорока от важного дела оторвала, мы для Дюймовочки приданое ткали. Доделать надо.
   Сорока. Ну, надо, так надо. Ступайте! А нам, Белочка, надо Рака звать – фартук кроить.
   1-я дочка. Мы умеем дружно звать.
   2-я дочка. Умеем, умеем. Давай, сестричка, дружно!
   Бельчата (хором). Рак, иди к нам! Рак! Иди к нам!
   Рак. Кому я понадобился?
   1-я дочка. Маме нашей надо фартучек скроить.
   2-я дочка. Мамочке фартучек. Ты говорил, что умеешь.
   Сорока.  Говорил -  делай! Говорил – делай.
   Рак. Тьфу ты! Опять тараторишь. Чего делать-то?
   Бельчата (хором). Фар-ту-чек для ма-мы на-до кро-ить!
   Рак. Ах, фартучек? Это я запросто! И ткань у вас имеется?
   Бельчата (хором). Имеется! Имеется!
   Сорока. Вот, Рак, ползи сюда, смотри во все глаза.
                Рак ползёт к растянутой ткани.
   Рак. От такой красоты глаза на лоб лезут.
   Сорока. Крои, не разговаривай.
   Рак. Торопиться в этом деле нельзя. Семь раз отмерь, один – отрежь.
   Сорока. Отмеряй и режь! Отмеряй и режь!
   Рак. Тут всё рассчитать надо. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
   Бельчата (хором). Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! 
   Рак клешнями разрезает ткань. Из которой чудесным образом получается много лоскутков.
   Сорока. Эй, Рак, ты чего тут нарезал?
   Рак. Ты, Сорока, не трещи. Я всё рассчитал.
   Сорока. Чего ты рассчитал? Чего рассчитал?
   Рак. Всё дело в том, что я три фартучка скроил.
   Сорока. Три фартучка?
   Белка-мама. Три фартучка?
   Бельчата (хором). Три?
   Рак. Три. Тебе, Белка, один, и вам, бельчата, по фартучку. Всего три.
   Бельчата. И нам? Мамочка, и нам!
   Сорока. Вот и хорошо. Все с обновками будете!
   Белка-мама. Спасибо тебе, Рак.
   Рак. Не за что. Для хорошей Белки всё с удовольствием делается.
   Сорока. Сейчас моя работа. Я швея знаменитая. Шью быстро, как машина.
   Белка-мама. Сейчас и сошьёшь?
   Сорока. Сейчас и сошью. А после домой полечу – воду носить, дрова рубить, печку топить, кашу варить, деток кормит.
Сорока склоняется над льняными лоскутками, стучит клювом, как швейная машинка. Три фартучка готовы в одно мгновение.
   1-я дочка. Сорока, ты кармашек не забудь пришить.
   2-я дочка. И мне кармашек! И мне!
            Готовые фартучки висят на ветке дерева, как на выставке.
   Белка-мама. Красота!
   Бельчата (хором). Красота! Красота!
   Сорока. Примеряйте обновки! Не на ёлке же им висеть.
   Белка-мама. Спасибо, Сорока! Вот удружила, так удружила!
   Бельчата (хором). Спасибо, Сорока!
   Сорока. Пожалуйста, чего уж там. Коли взялась помогать, надо дело до конца доводить. Вот я и довела. А сейчас мне пора.  Не забыть бы – этому дать, этому дать, этому дать, а этому – не дать. Он воды не носил, печку не топил…
   Белка-мама. Сорока, ты прилетай на моё угощенье! А вы, бельчата, бегите, всех зовите, кто нам помогал. Надо всех поблагодарить.
   Бельчата. Поблагодарить! Поблагодарить! Эй, звери лесные и озёрные, приходите к нам в гости на пир осенний!
   На полянке собираются все участники действа: Рак, Цапля, Ёж, Пауки.  Белка-мама и бельчата в новых фартучках. Нет только Сороки.
   Белка-мама. Угощайтесь, гости дорогие. Тебе Ёж, беленький грибок, тебе Рак, - красненький. Тебе, Цапля, беленький грибок. Вам, пауки – красненький.
                Прилетает Сорока.
Сорока. А мне? Про меня забыла?
Белка. Тебе, Сорока и беленький грибок, и красненький.
Бельчата (хором). Беленький и красненький! Беленький и красненький!
                Финальная песня.
                За работу нужно
                Браться очень дружно.
                Коли начал дело,
                То работай смело.
                Не гордись грибами,
                А гордись друзьями.



                КОНЕЦ.








   

 


Рецензии