Шапка

  Это было, когда отовсюду неслась песня "Ландыши", а мне предстояла командировка в Москву. Зимой. В Ташкенте в  тот год зима была мягкая и меня вполне устраивала темно-синяя фетровая шляпа с широкими полями. Но в Москве были морозы, повторить случай в учебке под Горьким в Гороховецких лагерях, в Мулино, мне не хотелось. Туда меня направили  из Ашхабада учиться на топогеодезиста.  Зимой в лютый мороз воскресным утром, весь дивизион вывели на плац, чтобы получить команду,  чем заниматься в течения дня. В одинаковой форме в шапках с завязанными наверху тесемками, (дать команду опустить уши ушанок в мороз -  никто не догадался), мы стояли минут двадцать по стойке "вольно", переговаривались, когда я почувствовал сзади толчок в спину и услышал: "Слышь, парень, когда придешь в казарму, положи уши на полку".  А ведь за несколько минут до этого я услышал в одном ухе, а потом в другом, как что-то цокнуло. Отморозил уши! Тут послышалась команда:  "Равняйсь! Смирно!" и на трибуну взошли офицеры, которые здоровались друг с другом, пожимая ладони, улыбались и о чем-то разговаривали, радуясь погожему солнечному и морозному утру, тишиной и красивым видом из солдат в обрамлении соснового леса. Старший офицер подошел к микрофону, поздоровался с личным составом, напомнил, что сегодня воскресенье и разрешил всем отдыхать.

(Мулино - я бы вряд ли запомнил название этой деревни, если бы не одно обстоятельство. Когда уезжали из учебки нас, почти взвод солдат из ТУРКВО, посадили в открытую машину, и при выезде из деревни, вдруг кто-то заорал: "Мулинооооо!", остальные будто только этого и ждали, и точно уже давно отрепетировали, громко и слаженно рявкнули: "Пииии--ец!" Это так всем понравилось, что еще долго это "красивое" слово разносилось по всем окрестностям).

  В казарме я долго оттирал уши,  они горели, болели и… потихоньку я о них все-таки забыл. Но теперь-то вспомнил. Нужно было раздобыть шапку. Где ее купить в Ташкенте?  Одолжил у дяди.  У него была новая суконная шапка с искусственными завитушками под каракуль. Позорная конечно для Москвы, но выхода не было. В Москве в первый же выходной день отправился в ГУМ.  Это была пора всеобщего дефицита, (а когда в то время его не было), но я надеялся все-таки купить хотя бы кроличью. На втором этаже увидел приличную очередь и пристроился за какой-то красивой девушкой.  Теперь надо было узнать, зачем же очередь.  Оказалось, стояли за… бюстгальтерами. Только тут я обратил внимание, что в очереди стояли женщины, но несколько мужиков тоже было. Жене все равно надо было привезти из Москвы какой-то подарок, поэтому, подумал, что уж если стоит такая очередь, очевидно бюстгальтеры неплохие. 

 Но в этот момент я вдруг понял, что меня ждет тяжелая задача: а какой размер купить-то. Первый – второй я тут же отбросил. Стал мысленно прикидывать другой. Видно на моем лице отражалась какая-то мука, потому что девушка, стоявшая впереди, на меня тревожно посмотрела, и я ей тут же выпалил: "Вы не скажете, какой размер нужно купить для жены?"  Она прыснула и сказала: "Ну, я же не знаю Вашу жену". Это была правда. Я привычно сказал женщине, стоявшей за мной, придерживаться в очереди девушки пока отлучусь и ушел охлаждать свой пыл. Охлаждал минут пятнадцать, и вернулся вовремя. 
Впоследствии оказалось, что размер я угадал, но сколько же мне еще пришлось поволноваться, пока не привез и жена не примерила, и с удивлением и, смеясь, говорила, как же я решился на такую покупку, и еще больше смеялась, когда ей рассказал про обстоятельства, при которых все это произошло.
А сейчас вместо шапки у меня в сумке лежал бюстгальтер. Время в очереди я не терял и там узнал, что шапку можно купить на базаре.

На базар я приехал к... шапочному разбору. Вокруг парня, который продавал кроличьи шапки, вытаскивая по одной из мешка, стояла целая толпа. Я подошел к нему, когда он остался один с пустым мешком, и стал пытать, как все-таки у него приобрести шапку. Он сказал, что их шьют недалеко под Москвой и когда будет следующая партия, точно не знает. Потом вдруг расчувствовался, снял со своей головы шапку, сказал, что он сам отобрал из этой кучи самую лучшую и... продал ее мне. Я рассыпался в благодарности и предложил ему хотя бы временно одеть мою, а я сам приеду к нему домой по указанному им адресу. Он с большим сомнением посмотрел на мою шапку, но мороз не оставлял выбора.  Так я уехал в кроличьей шапке, а он в моей.

Дальше началось самое интересное. Адрес, который указал… Володя? по счастливой случайности оказался на Щелково рядом с домом, где я остановился у родственников, поэтому зайти к нему с работы домой не было проблем. На следующий день вечером я поднялся на третий этаж и нажал кнопку звонка нужной квартиры. Никто не отвечал. После третьего раза я просто толкнул дверь,  и…. она стала медленно открываться. Я просунул в щель голову и крикнул:  "Есть кто-нибудь?" Тишина.  Стал осторожно входить с ощущением, что если кто-нибудь увидит, то точно примет за вора. Но ответственность перед дядей и желание вернуть свою шапку пересилило.  Медленно двигаясь по коридору, справа увидел пустую кухню. Дальше – закрытая дверь комнаты, а еще дальше в следующей - увидел мужика, пьющего водку.  Он мне не удивился, только поманил к себе и предложил с ним выпить.  Решил - ничего не узнаю про шапку, если с ним не выпью.  Он сказал, что Володи нет дома и "сегодня его не жди".  Повторил заход через неделю: была суббота, шел к станции метро, все равно путь вел мимо этого дома. Опять на звонки никто не отвечал, но в квартире слышались голоса, даже много голосов. Только открыл дверь, как увидел женщину, которая с улыбкой немедленно взяла меня за руку, привела в общую комнату, где шло какое-то явно по составу людей, семейное торжество.  Увидел и Володю далековато от меня.  Он приветливо помахал рукой и увлекся девушкой, сидящей рядом.  Все хором запели "Ландыши".

Сосед мой справа оказался с орденами, сказал -  воевал и произнес тост. Потом он о чем-то спросил меня и сказал, что я хочу тоже произнести тост. Я ломаться не стал и предложил выпить за виновника торжества, (хотя кто это пока не разобрался). Но главное было выпить, поэтому все дружно меня поддержали, как будто этот тост мне первому и принадлежал. К Володе я подойти так и не смог и тихо по-английски улизнул. В следующий раз все повторилось сначала. В этот раз меня в коридоре своей квартиры встретила та же женщина. Трудно сказать – узнала ли она меня, только сказала, что Володи дома нет, а насчет шапки она не в курсе.

Пора было возвращаться из командировки домой. Оставалось единственное воскресенье до отлета, и… я зашел-таки в последний раз к ним. На звонки никто не ответил. Толкнул дверь – открывается, медленно зашел. Далеко идти не пришлось: на кухне сидел Володя, а у него на коленях сидела та самая девушка... с огромным почти черным фингалом под глазом. Они друг другу улыбались. Володя увидел меня и подмигнул, не проявляя при этом никаких телодвижений. Я помахал в ответ рукой и ушел.
Когда вернулся в Ташкент, там вовсю разошлась весна, цвели белыми елочками каштаны, пахло цветущими садами, все благоухало.
Дядя на мои извинения улыбнулся, но ничего не ответил.

                ЭДШ 18.03.12

P.S. У меня создалось впечатление, что мой ЛГ еще не все рассказал....
               


Рецензии