Файзи Гаскаров-многоликий творец. Часть 2

           Танец  «Проказницы».  Солистка – Фая Гареева.

В  1957-1958 г. Файзи  Адгамович  Гаскаров  руководил  балетной  труппой  Башкирского  Театра  Оперы  и  Балета. 

По  словам  дочери  Гаскарова,   «отец  дружил  с  первой  балетной  парой  республики – Халяфом Сафиуллиным  и  Зайтуной  Насретдиновой,  которых  опекал  всю  жизнь.  Свой первый  балет  «Журавлиная  Песнь» (автор  либретто)  он посвятил  этой  замечательной  паре»,  нашёл  композитора  Л. Степанова,  и  получился  шедевр – эмблема  башкирского  искусства.  Журавль – символ  свободолюбия и патриотизма  у башкир.  В  балетном  спектакле  «Зюгра» (1947 г.) Гаскаров - автор либретто  и  хореографии. Балет  «Северные  амуры» композитора  Ахметова М.Х. также  сделан  по  либретто  Гаскарова. 

«Отец  притягивал  к  себе  неординарных  людей, будучи  сам  человеком  талантливым.
С  композитором  Александром  Ключарёвым  их  связывала  долгая  дружба.
Танцы  получались  гениальные,  так  как  хореография  и  музыка  идеально  совпадали».
В каждом танце – образ, трагический, комический, бытовой. Таким образом, танец вырастает до уровня поэмы.

Профессор  кафедры  режиссуры  факультета  культуры и  искусства  Омского гос.университета  имени Ф. М. Достоевского   Борис  Яковлевич  Торик – бас  и  художник Башкирского театра оперы и балета,  а  в  1993-1995 г.г. – главный  художник,  многие  годы друживший с  Гаскаровым,   вспоминает:

«Ансамбль  свой  он  вообще  по  крупицам  собирал,  из  народных  самородков,  никаких  училищ  они  не  кончали, и,  когда  им  на  смену  пришли  обученные  танцоры  с  позициями  в  ногах  и  поставленными  руками,  что-то  неповторимо  самобытное  улетучилось.

Гаскарова  просто  боготворили  в  Казани,  где  ему  случалось  работать,  его  именем  там  делалось  всё,  беспрепятственно.  В  те  времена  сняли  фильм  о  Файзи  и  его  ансамбле – «Крылья  души»,  где  сам  И.Моисеев  говорит  о  нём  замечательные  слова».

Гаскаров  впервые  увидел  Торика  в  «Фаусте»  в  роли  Мефистофеля.  Оказалось,  что  так  заинтересовавший  его костюм  придумал  сам  певец.  А  Файзи  как  раз  вынашивал  замысел  «Северных  амуров». Он  предложил  Торику  одеть  башкирские  танцы. Знаменитые  шапки  с  красным  конусом!  Долго  спорили  о  ткани,  цвете,  пока  Торик  не  придумал  продёрнуть  чёрные  шнуры  по  красному  фону.
«Я  обрадовался.  Таких  шапок  никогда  не  было,  но  они  прижились,  потому  что  в  них  есть  и  стиль,  и реалистичность», - говорил  Гаскаров.

Торик:  «Над  «Северными  амурами»  мы  работали  целый  год,  искали  этот силуэт, который  теперь  стал  христоматийным: летящая  мужская  фигура,  увенчанная  пышными  мехами, с ярким  развевающимся  зеляном  за  плечами.

Известный  художник  Мухаммед  Арсланов  возмущался: «Не  было  у  башкир  таких  шапок  с  хвостами!».  Но  искусство – это  не  краеведческий  музей,  главное – создать  национальный  характер.  Ведь  неспроста  этот  условный  тип  джигита  так  всем  полюбился,  что  с  тех  пор  кураисты, певцы,  не  говоря  уже  о  танцорах,  выходят  на  сцену  в  этих  шапках и зелянах,  накинутых  на  плечи,  как  чапаевская  бурка,  по-гаскаровски».
Заслуженный  деятель  Башкортостана  Борис Торик  более 20 лет  создавал  костюмы  для  ансамбля.

Поставленные  Гаскаровым  танцы  вошли  в  золотой  фонд  репертуара  ансамбля.

Это:   «Гульназира», «Зарифа», «Загида»  (которые  принесли  коллективу  первые  победы  на  Всесоюзных  и  международных конкурсах  и  фестивалях,  золотые  и  серебряные  медали),
 лирический  танцевальный дуэт «Дружба» (солист  Хисбулла  Зубайдуллин, солистки – Равиля  Хазиева, Лидия  Нагаева ),

 «Три брата» (старший - Закир Исмагилов,  средний - Мухамет Идрисов,  младший - Анвар Фахрутдинов) – о преемственности  поколений,

 «Баик» (Мухамет  Идрисов),  (Баик – мужское имя, танцор изображает  то ловкого юношу, то  наездника, то старика),

«Свидание  у  ручья», «Проказницы» (с  зажигательной  Фаей  Гареевой) – юмористическая  композиция,

старинный  «Танец  охотника» - в народе  «Перовский» (Хисбулла  Зубайдуллин),

танец-легенда  «Семь  девушек» ( в старинном предании рассказывается о 7 башкирских красавицах, которые не отличаются друг от друга, так схожи они лицом, станом, характером. Танцуют плавно, сдержанно, с гордо поднятой головой и опущенным взором.
Они  спасают  свою  подругу  от  старика-жениха  и  готовы  утопиться),
 «Подарок» (А. Фахрутдинов, Л.Нагаева), 

«Жених» (жених - Х. Зубайдуллин ,  гармонист – Рим  Бакиров, невеста  - Зилара Аюпова, Лидия  Нагаева),

пакистанский танец  «Три  грации» (Зилара  Аюпова, Лидия  Нагаева, Эльза Урманова).

Индийский  «Танец  в стиле  манипури», африканский, вьетнамский, лаосский, корейский  исполняла  Лидия  Нагаева.

Специально  для  блистательной  Екатерины  Варламовой  был создан танец  «Влюблённые строители»,  она  исполняла  незабываемый  «Танец павлина»,  индийский танец.

Как  человек  весёлый,  Файзи  Адгамович  создал  ряд  танцев,  брызжущих  юмором:
«Укротители» - об  укротителях  необъезженных  коней  и  лукавых  девушках,  укрощающих  этих  укротителей;  «Весенний  поток» - о жизни  татарской  деревни  начала  ХХ  века;  «Через улицу» - оригинальная  народная  игра.

Он  внёс  неоценимый  вклад  в  развитие  башкирской  народной  хореографии.   Созданные им танцы  вошли  в историю  Башкирии  живой  летописью.

В  группу  выдающихся  баянистов,  создававших  ощущение  праздника,  входили
Альфарит Султанов,
Николай Голов,
Владимир Масленников,
Юрий Осипов,
Ридик Фасхетдинов

И  первоклассные  кураисты:
Дильмухаметов И.,
Буляканов Р.,
Вахитов Я.,
Ишбердин А.,
Габитов Р.

Файзи Адгамович  написал  единственную  уникальную  в  своём  роде  книгу  «Башкирские  танцы» (Уфа,1958г.)
Собирал и систематизировал танцы, бытовавшие в народе.

Гаскаров  удостоен  республиканской  премии  им. Салавата  Юлаева  - 67 год, награждён орденом Знак  Почёта – 67 год,  Заслуженный  Деятель  Искусств  Башкирии.


Рецензии
Вчера были на концерте "Наследие Файзи Гаскарова".

Потрясена! В танце "Семь девушек" мне увиделся глубочайший смысл, для Души...
Да и - во всех. Высокое, Духовное искусство танца! Даже не сомневаюсь. Именно поэтому настолько пластичны и отточены движения танцоров и - точны линии самого танца. Сакральная геометрия, не иначе.

http://www.youtube.com/watch?v=0NC2Yq-1DCE

Вдохновлён был творец танцев Самим Творцом!

Очень порадовало, что открылась новая веха в развитии этой академической танцевальной группы: продолжилось изучение творчества и деятельности Файзи Гаскарова, и обнаруживаются неизвестные ранее... танцы, которые он поставил.
Рада, что встретила материал о Ф.Гаскарове здесь!

Благодарю

Ира Мир   29.12.2013 02:40     Заявить о нарушении
Дорогая Ирочка! Очень рада, что Вас заинтересовал этот замечательный ансамбль и что Вы отдаёте должное его создателю. Огромное Вам спасибо!
Пусть в Новом году у Вас всё ладится!

Лада Пихта   28.12.2013 20:47   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Лада. Мир - Вам да Любовь нескончаемая!

Ира Мир   29.12.2013 02:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.