Файзи Гаскаров-многоликий творец. Часть 3

                Танец  «Семь  девушек».

Вспоминают  ветераны  ансамбля:
 
Мухамет  Идрисов, Народный  артист  России  и  Башкортостана  рассказывал, как  показал  Гаскарову  свой  любимый  танец  «Баик» из  самодеятельности,  на  отборе  Гаскаров  его слегка  подправил.
«Ансамбль  для  меня,  как  и  для  многих  моих  коллег,  стал  большой  школой,  ведь мы пришли  без  специального  образования».  Гаскаров  говорил: «Мухамет, танцуй  только так, как  танцуешь  сейчас, и  только под  курай». Более  60 лет я танцевал этот танец, но всегда  помнил  его  советы.

Талгат  Урманов,  заслуженный  артист  Республики  Башкортостан,  ветеран ансамбля: «Сила  нашего  ансамбля  в подлинной  фольклорности. Мы  все  были  из самодеятельности и брали самобытностью.  В танце «Три  брата» - три  этапа  жизни человека: от молодости  до старости показаны в неразрывном единстве. Тут и юношеская воинственность, удаль, молодечество,  и мужская степенность, сдержанная сила, и лукавая мудрость старика».

Мансур Тимергазеев:  «Хисбулла  Зубайдуллин,  Анвар  Фахрутдинов,  Рим  Бакиров, Закир  Исмагилов – это были  истинные  звёзды, каждый  из них  был индивидуальностью.
Гаскаров  умел  подбирать  солистов, чтоб  в  глазах  была  искра, душа пела.
Он  всегда  горел  в работе, всегда  был подтянут, уверен  в себе».

Эльза  Урманова, Заслуженная  артистка  РБ, ветеран ансамбля: «Он говорил, что темы для танцев  есть повсюду. Во время  гастролей  в Учалинском  районе  он был в одном  деревенском  доме. Его усадили за стол, разговорились о танце. Хозяйка с самоваром в руках  стала  приплясывать. Файзи  Адгамович тут же стал выстукивать ритм  ложкой по чашке. Он спросил: «А можешь  поставить самовар на голову?»  Женщина тут же поставила самовар на голову и стала плавно кружиться под дробь. Его восторгу не было конца. Так  родился  танец «Проказницы».
А «Танец с ведром» - это ведь  тоже сценка из народной жизни. Женщины  в башкирских  аулах  надевали  напёрстки на пальцы и  выстукивали  дробь, кто на  подносах, кто на вёдрах. Так и танцевали».

Равиля  Хазиева,  заслуженная  артистка  РФ, народная  артистка  РБ: «Гаскаров наказывал артистам  во  время  гастролей  наблюдать, как танцует деревенская  молодёжь,  и записывать  движения, манеру  ходить, бегать, даже  сидеть.
Дуэт «Дружба»  Файзи  Адгамович  поставил  для  меня и Х. Зубайдуллина, самого высокого и стройного нашего танцора. Смысл танца в том, что это не любовный дуэт, в нём  удивительная чистота дружбы юноши и девушки. В глазах – восхищение, радость юности, но и определённая  дистанция, целомудрие. С этим танцем  мы стали  лауреатами Всемирного фестиваля молодёжи  и  студентов в 1959 г.».

Газим  Шафиков,  писатель  и  друг  Гаскарова,  в  романе-воспоминании  «Прыжок  в  неведомое»,  рассказывает  о  выпускниках  Баш. Гос.университета,  которые,  кроме  любви к избранной  специальности,  наделены  гением  в  каких-то видах  искусства:

«Студентке филологического факультета  Лидии  Нагаевой  тоже понадобилось отдать учебе те же годы, чтобы потом податься в знаменитый ансамбль народного танца Файзи Гаскарова, который находился тогда на вершине славы. Нагаева в короткий срок стала солисткой прославленного коллектива и любимицей Файзи Адгамовича. Мне никогда не забыть, как прекрасно смотрелся танец «Дружба» в исполнении Лидии Нагаевой и неповторимого Хисбуллы Зубайдуллина. Позднее Лидия даже какое-то время руководила танцевальным коллективом, поставила несколько сочиненных ею самой танцев. Вот ей-то университетский диплом пришелся более чем кстати: по завершении карьеры в танцевальном коллективе она «ушла» в науку, стала кандидатом филологических наук»


Рашида Туйсина, заслуженная  артистка РФ и  народная артистка РБ, лауреат гос. премии им. С. Юлаева.:  «Идти к нему на репетицию мы должны были, подготовив какое-то движение, набросок танца.  И, если он  соглашался с тем, что придуманное  подходит твоему  внешнему  облику, а главное – внутреннему миру, это использовалось.  «Загиду»  я танцевала  в  самодеятельности.  Мой  первый  выход  на сцену  случился  в  Кремлёвском  Дворце  в  1961 году. Я  работала  в ансамбле  только год. «Загиду»  должна была  танцевать  другая  танцовщица.  Неожиданно  во время  концерта  Файзи  Адгамович  подбегает  ко мне  и приказывает: «Туйсина,  одевайся  на  «Загиду»,  готовься к  выходу!»  Я  стою ни жива, ни мертва. Надела  чужой  костюм (значительно  больше моего  размера), баянист Альфарит  Султанов  заиграл  вступление, я  вышла  на сцену. Как  могла, станцевала,  ушла  со сцены,  а за мной – тишина. Ну, думаю, это провал…И вдруг  слышу  шквал  аплодисментов, Файзи  Адгамович  буквально  выталкивает  меня на бис.
После  концерта  вижу – Гаскаров  идёт  ко мне  с охапкой цветов, говорит: «Туйсина, у меня  нет  привычки  дарить  своим  артистам  цветы, но ты заслужила»».

Во время  гастролей в Швеции одна  газета  писала: «В этом танце  первозданная  чистота. Хочется  съездить и посмотреть, что это за страна, в которой выросло такое  искусство».   
В  1968 г. на Всемирном  фестивале  молодёжи и студентов в Софии  Рашида Туйсина получила   Золотую  медаль.

Файзи  Адгамович  чётко  осознавал  своё  предназначение  в  искусстве  и  в  достижении  цели  был  бескомпромиссен.  По  словам  Яруллина,  народного  артиста  РБ  и заслуженного  артиста  РФ,  Гаскаров  добивался  выхода  из  состава  Филармонии,  создания  оркестра  для  ансамбля,  требовал  отдельного  помещения  для  своего  детища.
Эти  постоянные  требования  раздражали  чиновников  министерства  культуры  и  обкома  партии.  К  тому  же  Гаскаров  не  признавал  никаких  авторитетов.

ОН  был  в  расцвете  таланта,  славы,  ансамбль  его  гремел  по  Башкирии  и  России,  разъезжал  по  заграницам,  что  при  социализме  было  чрезвычайной  редкостью. А  власти  держали  этого  бунтаря  на  коротком  поводке.

Сам  он  выкладывался  на  работе,  такие  же  жестокие  требования  предъявлял  коллективу,  зачастую  был  несдержан.

Из  воспоминаний  дочери  Гаскарова:
«Да,  у  него  был  очень непростой  характер,  в  творческих  делах  он  был  принципиален, несгибаем,  мог  быть  даже  резок,  но  со  мной  и  моим  братом  он  был  очень  мягок.   Он  сделал  себя  сам.  Мама  в  молодости  тоже  танцевала, но после  рождения  моего  брата  прекратила  работу - отцу  хотелось полноценного  дома.  Он  трепетно  относился  к  родителям  мамы,  потому  что своей семьи  не  имел».

Когда   Микеланжело  Буанаротти  творил  своего  Давида,  он  терял  понятие  времени  и  работал  до  изнеможения,  пока  держался  на  ногах,  и  валился   на  кровать  в  обуви  и  одежде,  покрытой  мраморной  пылью.  Такие  гении,  одержимые  своей  идеей,  шли  к  цели,  сметая  все  преграды  на  пути.

Гаскаров  поставил  перед  собой  такую  неподъёмную  простому  смертному  задачу,  что  приходилось  добиваться  её  выполнения  самыми  жёсткими  средствами. Не  мог  он  везти  коллектив  зарубеж,  не  будучи  в  нём  на  100 % уверенным. Танец  должен  был  выглядеть  прекрасным,  лёгким,  завораживающим  зрителя.  А  каким  тяжёлым  трудом  это  давалось,  зритель  и  не  должен  знать.

Эти  чудовищные  нагрузки  были,  конечно,  не  всем  членам  коллектива  по  силам.
Часть  недовольных  жаловалась,  что  было  на  руку  властям,  и  Файзи  Адгамовича  уволили  в  1969  году.  Это  была  катастрофа  для  мастера. 
Но даже в таком состоянии он заботился о своём преемнике: руководство ансамблем он доверил только Хашиму Мустаеву.

Нашёлся  замечательный  человек – директор  совхоза  в  Учалинском  районе – Адгам  Ганиевич  Шарафутдинов,  пригласивший  Файзи  Адгамовича  к  себе. Гаскаров  организовал из  сельской  молодёжи танцевальный  коллектив,  который  легко  побеждал  на  престижных  конкурсах  и  фестивалях.  Директор  поплатился  своей  работой  за  смелость,  его  перевели  на  другое  место  работы.

Гаскаров  уехал  в  Уфу  в  надежде,  что  ему  вернут  ансамбль.  Но  этого  не  случилось,  и  он  снова,  теперь  в  Абзелилово,   поднимает  танцевальный  коллектив, которому  по  силам  конкурсы  и  правительственные  концерты.

При  следующем  возвращении  в Уфу  ему  позволили  работать  по  договорам  во  Дворцах  культуры  и  во  Дворце  спорта.  К  любимому  детищу  его  не  допускали.

Конечно,  переживания  не  прошли  даром.  Таяли  силы,  терялось  зрение,  наступила  слепота.  Прямо,  как  по-Габдулле  Тукаю:  Кончились  силы,
                Сломался  меч…

Борис  Торик   пишет:  «Великий  человек,  перед  которым  робели  и  трепетали,  имел  чувствительное  сердце  и  умер  в  глубоком  одиночестве.  Он  был  личностью, - созидающей,  незаменимой,  способной  раствориться  в  своём  народе.  Имя  его  уже  никогда  не  сотрётся  из  народной  памяти, - история  об  этом  позаботилась».

18 июня 1984  года  Файзи  Адгамовича  не  стало. Похоронен  он  в Уфе.

 В 1989 году  ансамблю  присвоено  имя  Гаскарова.

Ансамбль – лауреат  4, 5, 7, 11 Всемирных фестивалей молодёжи и студентов,  Всесоюзных  и  международных  конкурсов,  лауреат  Государственной премии Республики  Башкортостан  им.  Салавата Юлаева.

Это  второй  после  ансамбля  Моисеева  ансамбль,  исполняющий  большое  количество  оригинальных  танцев  народов  мира.

19 декабря 1996 года Ансамбль  был  удостоен  высокого  звания  «Академический».

В  2009 году  в Уфе  создан  музей  Ансамбля  имени  Файзи  Гаскарова.
Заведующая  музеем  Елена  Александровна  Гизатуллина,  человек  интересный  и  влюблённый  в  своё  дело,  говорит,  что  работа  над  музейным   проектом   шла  три  года.  За  это  время  создана  картотека  со  сведениями  обо  всех  артистах  ансамбля,  его  сотрудниках. Собран  и  представлен  богатый  материал:  фотографии,  рисунки,  книги,  вырезки  из  газет.  Когда  я  осматривала   экспонаты  музея,  как-то  сразу  подкралась  мысль - хорошо бы  ещё  представить  тут  хотя  бы  часть  подарков,  полученных  когда-то  ансамблем.

 Реализованы  интересные  идеи  в  оформлении  зала  музея.  Поражает  оригинальностью  многоярусная  люстра,  собранная  из  прозрачных  медалек  с  именами  солистов  ансамбля. За  стеклом  на  вращающейся  платформе  установлена  композиция -  девушка  исполняет  танец  «Загида», а  кураист  ей  аккомпанирует.

А. А.  Докучаева  пишет:
«В  музее есть  статья  из газеты «Ленинец», где Зиларе Аюповой посвящены самые восхищенные слова: «Веселая улыбка, счастливый блеск глаз, вся ее сильная красивая фигура дышит счастьем и молодостью…». Зилара Гайсиновна улыбается: «Да, было, было...» А потом неожиданно признается: «Знаете, что не дает мне покоя по сей день, что мучит мою совесть поздним раскаянием? В тот далекий день, когда пришли высокие начальники снимать Файзи Гаскарова и все мы  подавленно молчали, почему я не встала и не защитила его от неправедных слов?».

В год своего 70–тилетия,  в 2010 г., прославленный ансамбль представил в Москве красочную программу «Танцы народов мира»

Сегодня  в  творческом  багаже  Ансамбля  до 200  лучших образцов танцевального искусства народов России и мира, из них до сотни поставил лично Файзи Адгамович.  Коллектив выступал  в  более,  чем  50  странах.  Это  Вьетнам, Индия,  Пакистан, Марокко, США, Канада, Франция,  Испания, Австрия, Бельгия, Коста-Рика, Гватемала, Никарагуа и другие.

Новые  таланты  несут  в  мир  красоту  и  богатство  народного  искусства,  делая  счастливыми  зрителей,  которым  повезло  встретиться  с  этим  замечательным  коллективом.   
 
Живёт  и  развивается  дело,  которому  Файзи  Адгамович  Гаскаров  отдал  всю  свою  жизнь.


PS:   
Незабываемые  концерты  ансамбля  я  посещала  в  60-е,  начале  70-х  годов  и  то,  что  вспомнила,  описала.

2012 год.


Рецензии
Как же я Вас мало знаю, Ладушка... а Вы самая настоящая интеллектуалка, Вы интеллигентка, Вы умница. И при том просты в общении и добры необычайно. Восхищаюсь!
Целую.

Лариса Малмыгина   24.12.2012 09:33     Заявить о нарушении
Жду ответа.)

Лариса Малмыгина   24.12.2012 21:32   Заявить о нарушении
Ой, моя дорогая! Довела меня до слёз! Спасибо! Наверно, всё же преувеличиваешь! Напиши, когда тебе можно позвонить, есть дело.

Лада Пихта   25.12.2012 16:51   Заявить о нарушении
Завтра к вечеру. Да я вот такая растяпа, снова твой телефон не знаю куда дела.

Лариса Малмыгина   25.12.2012 17:16   Заявить о нарушении
Придётся подарить тебе телефонную книгу!

Лада Пихта   25.12.2012 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.