Политсан. Продолжение 30

***

Лилит вернулась через неделю.
Всё это время я работал, как заведённый: кряжевал лес, цеплял шестиметровые брёвна к трактору, напилив их про запас, варил пищу для бригады, не утруждая себя какими-то кулинарными изысками. К ночи, управившись с поварскими обязанностями, ложился спать раньше всех, потому что вставать приходилось за два часа до общего подъёма, чтобы приготовить плотный завтрак. Спал я в нашей половине дома, на широких нарах, на белоснежных простынях и подушках, ещё хранивших родной запах.
Лодка с улыбающейся Лилит пристала в полдень. За мотором белозубо скалился Бирюк, что мне сразу не понравилось.

Но Лилит излучала столь искреннюю радость, что я мгновенно забыл обо всём. Она только и успела шепнуть, что наш ребёнок развивается нормально. Длинные разговоры откладывались на вечер: бригадир по-прежнему не допускал ни единой минуты расхолаживающих простоев-перекуров. Рама покорно замирала только для установки заточенных пил, а дизель молотил с раннего утра и до позднего вечера. По команде секретаря райкома, солярки в наше хозяйство завезли немеряно, а Володя Черезов считал, что лишний раз глушить да заводить агрегат – чистый вред для механизма. Наверное, так оно и было. Никто в его электромеханические тонкости не лез, своих дел хватало.

Смирнов предупредил всех, что за каждый день простоя дизель-генератора Володя будет платить из своего кармана потерю дневной зарплаты всем членам бригады. То же самое касалось и меня, если что-то произойдёт с единственной мотопилой. И себя самого Юрка «не обидел»: случись беда – поломка трактора или выход из строя пилорамы оплачивались из бригадирского заработка. Потому, наверное, всё наше казённо-механическое имущество своевременно смазывалось, подтягивалось, проверялось и работало, как хорошие часы.
Ивану с Женькой Смирнов строго наказал не ломать руки-ноги и пообещал любого покалеченного пропустить через пилораму «на лафет», чтоб уж сразу отпилить всё лишнее, а зарплату похороненного мученика разделить на всех поровну.

Я едва дождался вечера, чтобы остаться с Лилит наедине. Прошедший день был жаркий, душный и серый. Где-то в междуречье Чоны и Нижней Тунгуски с тупой бесполезностью выгорала тайга. После тяжкой работы и сытной еды всем хотелось спать. Я помог жене закончить хозяйственные дела и решил выкурить последнюю папироску, сидя у затухающего костерка. Моё приятное одиночество внезапно нарушил Бирюк. Он подсел к костру и закурил сигарету с фильтром. Видно было, что он волнуется и не знает, как начать разговор. На меня навалилась какая-то смертельная усталость и тоска, потому что я уже точно знал, о чём пойдёт речь: Лилит совсем не зря торчала в райцентре целую неделю: она выиграла наш спор. Она всё-таки сумела вскружить голову этому дураку.

И теперь придётся выслушивать его неумелые объяснения, или неловкие оправдания по поводу того, как сильно, но безответно он её любит. Или, что ещё интереснее, чистосердечные признания в том, что всё меж ними сладилось. И он, как нормальный мужик, взял на себя самую неприятную обязанность: сообщить мужу, что он, то есть – я, в их истории – лишний. Нельзя сказать, что размышления на подобные темы кому-то приятны, но всю прошедшую неделю они были обыденной частью моей жизни. Я прокручивал в голове десятки вариантов этого разговора, все вопросы и ответы, все тонкости и мельчайшие детали, все интонации в голосе, которые будут уместны в столь деликатном деле. Я давал один шанс из тысячи, что действительно могу потерять жену. Но именно он ледышкой носился по крови, и я начал первым:
- Ты хочешь сказать, что любишь Лилит?
Он выдохнул:
- Да.
- Не ты первый и, наверное, не ты – последний. Моя жена – красивая и умная женщина. Я тебе сочувствую. Спокойной ночи.


***

Лилит не спала, поджидая меня.
Я дорвался до тела жены, как дурной до богатого стола на поминках. В самый разгар законного супружеского любодейства мы услышали вой, похожий на волчий. А потом на тёмной ночной реке взревел от отчаяния «Вихрь».  Понятно, что Бирюк помчался прочь безо всякой разумной цели, хоть как-то оправдывающей риск угробить мотор на подводных камнях. Он думал лишь о том, чтобы поскорее покинуть этот берег и оказаться подальше от любимой, но чужой женщины. А я слушал удаляющийся шум лодочного мотора и, с удвоенной энергией истосковавшегося обладателя, продолжил сладостное занятие, чувствуя какое-то животное превосходство над неудачливым соперником. Он нёсся в беспросветную темень дикой реки, а мы мчались к счастью, не покидая крепких нар. И нам, в отличие от него, было хорошо. 

Потом Лилит со смехом рассказала, как жертва её забав скреблась в закрытую дверь гостиничного номера, насмотревшись бесплатного «кино», которое она показала в освещённом окне, будучи в полной уверенности, что мой товарищ умирает в кустах от вожделения.
- Я же говорила, что сведу его с ума. Пусть теперь утешается в костлявых объятиях глупой Мальвины.

Я тогда совсем не думал, что эксперимент над живым человеком изощрённо жесток. Что он вовсе не забавен, как это представлялось моей жене. Что мы сами можем попасть когда-нибудь в точно такую же волчью яму и кусать друг друга от бессилия и ревности.

Мне казалось, что великая цель очищения колонии от надоевшей лжи, в которой вольно или невольно приходилось участвовать всем нам, вполне оправдывает совершенно невинные средства. Разве кто-то кого-то заставлял подглядывать в окно, где раздевается женщина? Разве не он сам, без приглашения, захотел войти ночью к чужой жене? Разве его внезапная любовь стала для меня тайной? Нет, он честно сказал об этом сам. Я столь же честно выразил ему сочувствие, а Лилит откровенно рассказала мне о пикантных подробностях. Все участники пресловутого любовного треугольника остались при своём интересе. Так бывает. Но, по крайней мере, в наших отношениях нет разъедающей лжи и недомолвок. А его любовь или влюблённость, или обычная похоть – дело естественное в наши годы. Вопрос лишь в том, как он будет жить дальше? Разведётся или нет с Мальвиной? Или им нужно будет помочь?

Но если временное помутнение рассудка, или настоящее любовное безумие, или откровенно похотливые желания нашего товарища мгновенно затмили громкие заявления о святости чувств, якобы связывающих его с собственной женой, то, стало быть, и нет этих чувств на самом деле. А если чувств нет, то, по мнению того же Фридриха Энгельса, развод – благодеяние для всех. Всё же очень ясно и просто: если мужчина любит одну женщину, то он не имеет права обманывать другую. Для коммунистической колонии это – аморально. И если он сам, по малодушию и слабости характера, не решится сказать правду жене, то это спокойно сделает кто-то из нас. Чтобы всё, что касается нас четверых, было по-честному.   

Примерно так мы рассуждали с Лилит той тёмной августовской ночью 1978 года. Мы были молоды и жестоки. И в этой игре на простых человеческих чувствах нас тогда нимало не заботила дальнейшая судьба Мальвины и её детей. После очередного забега к вершине наслаждения, мы спокойно уснули, чтобы с утра пораньше снова впрячься в ломовую работу.

Володя Черезов ложился спать позже всех. В задушевных вечерних разговорах он почти не участвовал, занимаясь с дизель-электростанцией при аккумуляторном свете переносной лампочки. Утром именно мы втроём встречались обычно у разведённого им костра. Лилит начинала возиться с завтраком, я таскал воду с реки или колол дрова про запас, а Володя заряжался привычным с зоны чифирком, сидел на корточках и курил, пряча папироску в кулак.

И в то прохладное утро он сидел с кружкой крепчайшего чайного отвара и с наслаждением дотягивал последний яд из первой утренней «беломорины». Закурив вторую, он тихо сказал словно бы и не мне, а в свободное пространство:
- Што-то ваш начальник косяка на тебя давит, сам-то не чувствуешь? Вчера сорвался, как бешеный и укатил, на ночь глядя. Так ведь и мотор угробит, и себя. Не поделили чего?
- Нам с ним делить нечего. Наверное, по жене соскучился, - ответил я.
- Ну-ну. Видать сильно он её любит. Я и то смотрю – прямо волком воет, - ухмыльнулся Володя.   

Продолжение http://www.proza.ru/2012/04/06/1410


Рецензии
Василий!
С такой идиотской улыбкой, с какой читаю вашу прозу, позволяю себе ходить на выставках только двух художников - Владимира Любарова и нашего тверского Бориса Федорова.
Улыбка появляется сама собой - настолько колоритен язык и отточены фразы.
И так четко вспоминается и мой детский максимализм, который теперь выглядит атавизмом, который не дал вписаться в реальную жизнь, помешал увидеть что-то важное, протащил мимо...
Ольга

Ольга Бурзина-Парамонова   03.04.2012 22:40     Заявить о нарушении
...Ольга, Василий весьма старомоден по части заточки. Он по старинке отшарашивает заготовку грубым рашпилем, потом шлифует на ручном карборундовом точиле. Окончательно правит оселком.

Абразивные инструменты различаются друг от друга по геометрической форме и размерам, роду и сорту абразивного материала, зернистости или размерам абразивных зерен, связке или виду связующего вещества, твердости или сопротивляемости связки вырыванию абразивных зерен с поверхности под действием внешних сил, структуре или строению круга.
(это - о кольцевой композиции).

Но всё новомодное и электрическое - для скорописак, типа меня. Не удивлюсь, если в арсенале Мастера имеются стеариновые свечи, гусиные перья (см. "Тайну дикого гуся"), порох для промакивания бумаги ("Деформация") и предметы для тайнописи молоком в камере-одиночке ("Политсан")... Так надёжнее.

Владимир Теняев   04.04.2012 00:46   Заявить о нарушении
Эх, друзья мои... Как я вам благодарен...

"Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный".

Ну не ходят у нас троллейбусы. И трамваев нет.
А вы - есть.
"...и боль, что скворчонком стучала в виске,
стихает, стихает".

"Скворчонок" не от похмелья, слава Богу.
Просто как подумаешь, что во всей родной стране ты нужен единицам... Как-то не по себе становится.

Спасибо вам, мои дорогие.

Василий Тихоновец   04.04.2012 04:51   Заявить о нарушении
Но ведь нужен, до такой степени, что без тебя и не прожить, и не дышать невозможно!
Бывает хуже! Вспомни мой тост: "За женщин! (За нас, которых даже ближайшее окружение оценить по достоинству просто не в состоянии)".
"Дюжина основных тезисов по любому поводу"
http://www.proza.ru/2007/10/06/471
Восторженная поклонница
С весной!
Ольга

Ольга Бурзина-Парамонова   04.04.2012 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.