Та же Россия, только в кривом зеркале

Ивановская область, самый центр России, всего 300 км от Москвы.
По данным «ФОМ-медиа» (январь 2012), состояние экономики региона как «хорошее и удовлетворительное» оценивают 47% опрошенных ивановцев, как «плохое» - 39%.
В целом по России довольно экономикой своих регионов 62% населения, недовольно – 26%. Источник: ( http://fom.ru/ekonomika/10354 )

Вам цифирки ничего не напоминают? Это же практически калька с итогов «выборов г-на Путина»! Очень хорошо сделана на этом сайте «живая» карта страны: наводишь курсор, - и появляется название региона и процент довольных и недовольных в нем.

Вот соседняя Ярославская область: тоже 47 и 39%, Костромская уже 40 и 40, Нижегородская 57 и 27.

Московская область тоже не блещет, 59 и 27%, но это область, по городу Москве на этом сайте данных нет. Они есть на другом (81% довольны). Кстати, самый счастливый – Ямало-ненецкий автономный округ 93 и всего 3 (это, наверное, приезжих зацепили). Счастливых немного, это кроме названного еще Ханты-манси, Томская, Татарстан, и, как ни странно,… Бурятия. Неужели и там нефть нашли?

Но нас нынче интересует именно Ивановская область, и причина тут совершенно прозаическая: она, область эта, является кривым зеркалом России, в котором всё дико контрастировано. Ну, например, все мы знаем, что с экономикой у нас в нашей Раше все не слава богу. В Ивановке же, несмотря на большинство довольных, ее, увы, нет вовсе. Ну если не считать торгово-развлекательные центры и прочие столь же торговые заведения, где жизнь бьет ключом и все по голове.

В России великолепно живут ворье, спекулянты, жулики и прочий элитный народ. Иномарки у нас расхватываются как горячие пирожки, куда более активно, чем у себя на родине. А в Иванове, по словам одного этим весьма удивленного москвича, дорогих иномарок на душу населения больше чем в самой Москве.

Нет, официально все пристойно. В интервью порталу «Правда.Ру» (19 января 2012) ивановский губернатор Михаил Мень рассказал о проблемах и направлениях развития экономики региона. Как отметил Михаил Александрович, все мировые экономики развиваются в трех направлениях: индустриальные парки, особые экономические зоны и кластеры: «Вот мы и двигаемся по всем этим направлениям». Главной задачей для области является диверсификация экономики: «У нас половина ВВП формируется из двух отраслей - текстиля и машиностроения. И это наша проблема - одновременно и сила, и слабость. В кризис если «заваливается» чуть-чуть одна из отраслей, уже проблема, а если обе - у нас сразу идет разбалансировка бюджета». Первым шагом к диверсификации он назвал строительство кондитерской фабрики «Красная заря», которая, по словам Меня, выходит на 4% производства всего российского шоколада, и открытие комбината детского питания. Скромновато, конечно, для центрального региона, такие успехи приличествовали бы братской Ингушетии, но никак не бывшему «опорному» промышленному анклаву Советского союза. Кроме того, в регионе завершается строительство электрометаллургического комбината. О ранее обещанном химкомбинате по производству искусственных волокон почему-то ни слова. Основным объектом для инвестиций он назвал создание на территории региона индустриального парка. «Это то же самое, что построенный офис, где есть интернет, телефонная сеть. Люди заходят, снимают этот офис и начинают там работать, имея всю инфраструктуру. Но самое главное - у нас есть своя ТЭЦ, своя водоочистительная станция. Например, подключение к электроэнергии в индустриальном парке бесплатно, так как цена на электричество достаточно низкая. Таким образом, инвестор приходит туда и может садиться либо на площадку, либо в готовый уже на сегодняшний день какой-то корпус. Многие просто предпочитают зеленую площадку». По словам Меня, в ивановском технопарке уже появилось 20 резидентов. «Индустриальные парки — это будущее», - отметил он. ( )

Попробуем немного дополнить выступление уважаемого Михаила Александровича, а заодно и пояснить суть проблемы для, так сказать, нерезидентов.

Для Ивановской области текстильная промышленность во времена СССР являлась основной отраслью, потому что половина населения (43%) области была задействована в производстве текстиля. Даже эта тенденция к монорегиону началась несколько раньше. Присоединение Туркестана к России создало очень хорошие предпосылки для этого. У ивановских фабрикантов появился отечественный хлопок, и, в то же время, «придвинуть» само производство поближе к источнику сырья тогда не представлялось возможным из-за низкого уровня развития хлопкосеющих регионов.

Поэтому, несмотря на то, что текстильная промышленность является сырьевой, т.е. такой, в цене продукции которой более 50% составляет цена сырья, - а такие отрасли быстро теряют рентабельность по мере удаления от источника сырья, - тогда именно в Иванове создались уникальные, можно сказать, антиэкономические условия развития там хлопкопереработки. Именно с этого и начиналось.

Чему немало способствовало то, что и до этого в этом голодном краю  земледелие не кормило, и крестьяне прирабатывали изготовлением тканей из местного льна. Так что переход на хлопок упал на подготовленную и очень благодатную почву.

 В 1913 г. на долю текстильных фабрик Иваново-Шуйского промышленного района приходилось 25 % всех выпускавшихся в России тканей.

Захватившие в 1917 году страну большевики дело еще усугубили: вплоть до времен министра Н.Н. Тарасова, впервые увидевшего тупик впереди, и начавшего было лихорадочно переносить фабрики в хлопкосеющие регионы (за что дядя Коля лишился поста министра, и ему на смену пришел не умевший видеть дальше собственного носа тов. партайгеноссе Клюев), хлопчатобумажные фабрики строились практически только в Иванове. И это были все как один комбинаты-гиганты, или «фабрики-автоматы». До 1991 г. в Ивановской области производилась 1/5 часть общесоюзного объема производства тканей – свыше 2 млрд. погонных метров ежегодно. Этого общесоюзного хватило бы, чтобы обмотать Земной шар по экватору аж 300 раз!

После того как в 1992 г. страна резко взяла курс на рыночную экономику, все предприятия легкой промышленности под сильным давлением сверху были приватизированы первыми. В этот период рыночные механизмы еще не включились (была стихия базара), а государственное регулирование уже отмерло. ( http://kino-cat.livejournal.com/1043.html )

Во-первых, почти в приказном порядке все предприятия в одночасье стали частной собственностью. Второй, не менее разрушительный фактор: произошла либерализация цен на фоне жесточайшего дефицита товаров. Третье - либерализация внешнеэкономических отношений. В страну мощным потоком хлынул импорт, который, безусловно, выигрывал в цене, т.к. производился поблизости от сырья (Китай, Турция, Пакистан, Индия).

А текстильная промышленность области, работавшая в основном на среднеазиатском хлопке, оказалась без сырья. Сырье разом стало импортным и валютным, и, к тому же, обходилось ивановцам в полтора-два раза дороже, чем их хлопкосеющим конкурентам (биржевые, таможенные расходы, транспортные и т.п.).

Но даже несмотря на эти пагубные факторы текстильная отрасль продолжала некоторое время работать. Тогдашние губернаторы сами лично налаживали новые связи для того чтобы загрузить фабрики, сами ездили в тот же Узбекистан. Фабрики не без труда, но получали необходимый им хлопок. Хотя многие фабрики не пережили этого резкого перехода. Откровенно слабые производства «утонули» в пучине 90-х, на плаву же остались потрепанные, но еще жизнеспособные предприятия.

С начала ХХІ века наблюдается снижение объёмов производства в Иванове. Только за последнее десятилетие было ликвидировано большое количество предприятий. Перестали существовать ткацкие фабрики БИМ, НИМ, Меланжевый комбинат, Камвольный комбинат, фабрика им. Балашова, Фабрика 8 марта и другие предприятия текстильной отрасли.

Отрасль постепенно обваливалась на плечи государства. Потерявшие способность конкурировать с текстильщиками Азии, имеющими вдвое более дешевый хлопок, ивановские фабриканты начали стращать госчиновников «бунтами пустых кастрюль», и это постепенно возымело действие.

Денежная халява потекла из госбюджета мутной рекой. С 2010 г. отменили пошлину и НДС на ввозимое оборудование для текстильной промышленности (кстати, никто ничего так и не ввез), начали даже субсидировать долги текстильных предприятий, т.е. налогоплательщик оплачивал все убытки антирыночной отрасли, в том числе и хлопок.

И отрасль фактически стала чем-то вроде некоего социального приюта для бездомных собак или дома умалишенных, с той лишь разницей, что денежки из той мутной реки отлично оседали в карманах и фабрикантов, и стакнувшихся с ними чиновников, превращаясь в те самые дорогие иномарки, виллы на лазурных берегах, счета со многими нулями и прочий гламур.

Вследствие низкой цены сырья на рынках хлопкосеющих стран, производимая там продукция получается гораздо ниже по себестоимости и, как следствие, более конкурентоспособной. И тут у фабрики, расположенной за десять тысяч километров, нет никаких шансов. Перерабатывать хлопок в Европе, видя это, прекратили еще в прошлом веке. Нет уже этих производств ни в Манчестере, ни в Лионе, ни в Гамбурге. У нас же всё обрушилось в одночасье. С распадом СССР мы потеряли и текстиль.

Чтобы хоть как-то противостоять злой судьбе, необходимо ориентироваться на производство товаров с большой добавленной стоимостью. Учитывая, что производство хлопчатобумажных тканей и дешевых изделий из полиэстера развивается в странах третьего мира, отечественным текстильщикам, по мнению экспертов, целесообразно делать ставку на высокотехнологичные искусственные волокна, а также на технический текстиль. Однако, несмотря на серьезную работу в этом направлении и наличие конкретных проектов, осязаемого результата в этом деле пока что нет.

А «текстилять» и дальше на госхаляву не получается: в настоящее время даже установленная государством ввозная пошлина в 15% на продукцию текстильной и легкой промышленности не защищает отечественных производителей. Да и государство не желает вечно содержать на своей шее лузеров, - как ни крути, а на дворе кризис.

Опять же постоянный рост тарифов на воду, газ, энергию, которые за последние 8 лет выросли более чем в 5 раз. Собственники некоторых предприятий задумываются об их закрытии. Да и спрос в 2011 году оставался вялым, а по некоторым позициям даже сокращался. Объем текстильного производства в той же Ивановской области в 2011 году сократился на 50%. Ведущие игроки решили уйти от производства стандартного российского продукта — дешевых хлопчатобумажных тканей — и сосредоточились на поиске нового. Отечественным одежным маркам сложнее соответствовать потребительским требованиям к качеству по доступной цене из-за роста цен на сырье (прежде всего хлопок, цены на который выросли за последние годы в 4 раза, в основном из-за спроса бывшего «братского» Китая), которое приходится импортировать за валюту.

Как считают эксперты, дальнейшие перспективы отрасли во многом связаны с развитием малых и средних швейных предприятий. Дело в том, что сегодня наиболее перспективным направлением развития выглядит производство качественных одежных, разумеется, из местного сырья, тканей. Это значит, что в первую очередь должны развиваться швейные производства, которые и будут предъявлять спрос на эти ткани. Когда будет достаточно количество швейников, текстильщики будут заинтересованы в налаживании производства тканей для них, тогда как сегодня большинство швейных предприятий пользуется преимущественно импортной тканью.
В общем, дело ясное, что дело темное.

И с машиностроением, как мудро сказал губернатор, кердык. Хотя тут никакой вины ивановцев нет, машиностроение умерло во всей России. Ивановские предприятия наоборот умерли самыми последними, т.к. были построены в самые останные годы развитого социализма. Но они, сверхсовременные и высокоинновационные, производившие даже станки с программным управлением, не стали конкурентоспособными. Это производство в мире тоже устойчиво дрейфует на юг, где издержки производства не отягощены борьбой с климатом.

И, увы, Ивановская область превратилась в сплошной торгово-развлекательный центр, русский вариант Лас Вегаса. Живем на деньги из Москвы.
 
А вот ( http://www.ivplaneta.ru/index.php?p=news&news_id=33818&npage=2 )
16 марта 2012 – За месяц средняя зарплата в Ивановской области упала почти на треть. Средняя зарплата в регионе более чем в два раза ниже, чем в среднем по России.

 В Ивановской области средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь 2012 года, в организациях, с учетом субъектов малого предпринимательства, составила 15 115 рублей. По сравнению с декабрем 2011 года она уменьшилась на 27,6%.
Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе 2012 года составила 114,8% к уровню января 2011 года и 72% – к уровню декабря 2011 года.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь 2012 года в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по Ивановской области составила 15 942 рубля; средняя номинальная заработная плата по России с учетом субъектов малого предпринимательства в декабре 2011 года составила 32 809 рублей.

Валентин Спицин.


Рецензии
Вот любопытно, раз уж речь зашла о Манчестере или Лионе - а они-то как выпутались из подобной ситуации?
Тоже ведь потеряли и текстиль, и машиностроение, и чем теперь там люди занимаются?

Мария Гринберг   03.04.2012 14:59     Заявить о нарушении
За Манчестер не знаю, а в Гамбурге был, это рядом с нами. Там постепенно происходило смещение в другие отрасли. Морской порт усилился, например. А потом процесс усыпания текстиля там растянулся на полвека, у них он прошел медленно и безболезненно. От времен Киплинга практически до середины прошлого века. А у нас всё рухнуло в секунду. И нас так тряхнуло, что целые регионы (ивановка и московская область) обнищали и обезлюдели.

Валентин Спицин   03.04.2012 16:38   Заявить о нарушении
Гамбург, да - порт, с ним понятно, потому я его и не упоминала.
А вот с Манчестером в самом деле интересно.
Вряд ли и у них всё было так уж безболезненно, не легче, думаю, чем нам?
И что у нас идёт быстро, может, и к лучшему: рубить бульке хвост, так уж одним махом, а не по частям?

Мария Гринберг   03.04.2012 16:45   Заявить о нарушении
Ich denke so auch. У нас только усугубляется тем, что одновременно с приходом рынка ушли дешевые ресурсы. Хлопок само собой, но вот электроэнергия стала неподъемной. Мой знакомый капиталист говорит: "если я включу хоть один станок - он меня разорит". У нас обрушилось все и сразу, да так, что любое производство стало убыточным. Сейчас бы текстиль заменить на заводы, так и те стали нерентабельны. Климат. Не знаю, способен ли это понять и вылезти из этой мышеловки Путин.

Валентин Спицин   03.04.2012 17:06   Заявить о нарушении
Значит, надо что-то другое искать, не следовать стандарту?
Подумать, например, какие преимущества нам даёт наш климат.

Мария Гринберг   03.04.2012 19:03   Заявить о нарушении
Вот хороший материал об Иванове и Манчестере http://svagor.com/tak-umirayut-goroda
А современный Манчестер имеет авиакосмическую промышленность, пищевую (кстати, ее владельци владеют и контрольным пакетом акций футбольного клуба «Манчестер Юнайтед»), целлюлозно-бумажная, сталелитейная.
У меня друг часто бывает в Англии, в том числе и в Манчестере. Говорит, что этот город не производит впечатления умирающего. У них угасание хлопчатобумажной промышленности шло так медленно, что общество успевало перестраиваться. А у нас как топором рубануло: еще вчера Русский Манчестер, а сегодня территория для сталкеров.

Валентин Спицин   03.04.2012 22:16   Заявить о нарушении
Насчет нетрадиционного нужного нам пути. Я тоже так думаю. Нам нужна ОСОБАЯ экономическая стратегия. Нужно найти то, что выгоднее всего делать ИМЕННО У НАС. Без этого хана, если начнем идти по традиционной дорожке - только время и ресурсы потратим. Потому я и изо всех сил призывал не голосовать за Путина. Он как экономист крайне слаб, а тут нужен новый Столыпин, человек талантливый и с неординарным мышлением. А этот даже если ему кто другой напишет, - не поймет.

Валентин Спицин   04.04.2012 09:33   Заявить о нарушении
А кто, на Ваш взгляд, мог бы стать таким новым Столыпиным?
Если не за Путина - то за кого?

Мария Гринберг   04.04.2012 09:35   Заявить о нарушении
Гриша Явлинский мог, I presume. Да в народе таких Столыпиных не один, наверняка,- народ-то у нас неглупый, только в стране социальный лифт выключен.
А г-н Путин хорош для войны, для кризисных экономических ситуаций он - самая неудачная кандидатура. А власть отдать он не может, тут или под венец, или в тюрьму. России теперь хана. Действовать нужно быстро, времени совсем не осталось, уже пошел некроз. Я не зря назвал статью про результаты выборов "Россия избрала смерть".

Валентин Спицин   04.04.2012 11:36   Заявить о нарушении
Да, специальность Путина - государственная безопасность, и с ней он вроде бы справляется пока что?
Ну а Явлинский - что бы, думаете, он предложил конкретно для решения ивановских проблем?

Мария Гринберг   04.04.2012 14:45   Заявить о нарушении
Если бы я знал, Mary, я бы с ним поделился, несмотря на брезгливость к его "профессии". Но я примерно только догадываюсь. Это замкнутая нелинейная экономика. У меня статейка с таким названием есть. Но там нужно продумать еще детали. А моя профессия математика.

Валентин Спицин   04.04.2012 15:29   Заявить о нарушении