Моя прошлая жизнь

               
               

               

                Трагикомедия в трёх действиях













                Действующие лица               

Анна – 41 год.
Юля – 19 лет. Дочь Анны.
Василий – 42 года.
Родион – 44 года. Сосед.












  Действие происходит в течении нескольких дней в большом городе.




















                Действие первое

                Сцена первая

(Обычная городская квартира. Три комнаты. Стандартная мебель. Мать и дочь завтракают)

Анна (снимает с печи сковороду и разлаживает еду по тарелкам) – Ешь! В институт не опоздаешь? (садится сама)
Юля – Не опоздаю. (потирает руки) – У – у! Яичница с беконом. Моя любимая. (пробует) У! Как вкусно! У тебя мам, вообще всё вкусно получается.
Анна – Тебе бы тоже не мешало научиться готовить.
Юля – А мне-то зачем?
Аня  - Мужа кормить… будущего.
Юля – Сейчас полуфабрикатов разных много. Положил в микроволновку. Пять минут и всё готово! Быстро и удобно!
Анна – Вот, вот! А потом от этой быстроты расплывается фигура, и болячки появляются. Не натуральное, оно и есть не натуральное.
Юля – Сейчас время другое. Скоростное! Чтобы чего ни будь добиться, надо повсюду успевать. С разносолами возиться некогда. Я что думаю мам, может, мне на заочное перевестись?  Буду учиться и работать А?
Анна – Даже и не думай! Это будет уже не учёба, а так… пустое время провождение.
Юля – А жить мы на что будем? И за обучение скоро платить. А тебя ещё и с работы уволили.
Анна – Не уволили. Я сама ушла. Шеф у нас самодур, каких поискать. Заставлял нас работать сверхурочно, а денег за это не платил. Все стали возмущаться: «он, мол, и такой, и сякой…» Я говорю: «раз такое дело, давайте мы все вместе сходим к нему и выскажем свои претензии».
Юля – И что они?
Анна – Да, ничего! Меня одну к нему послали. «Ты, говорят, Анька у нас самая боевая. Тебя он обязательно послушает». Ну, я дура ему и высказала всё, что на душе накипело. Он взбесился. Обложил меня последними словами. Я заявление на стол и ушла.
Юля – И все бросились на твою защиту?
Анна (усмехаясь) – Разумеется, нет! Своя рубашка ближе к телу. Бог им судья! С работой вот пока плохо. Куда я не обращалась, нигде вакансий нет.
Я вот что придумала. У нас три комнаты. Поменяем их на две с доплатой. Я уже и объявление дала. Вчера. Как ты на это смотришь?
Юля – Тебе видней. А мне меньше комнат пылесосить.
Анна (улыбаясь) – Кто о чём, а она о своём. Я серьёзно, Юль. Если продадим одну комнату, то хватит и на учёбу и на жизнь. У меня, к тому времени, глядишь, и работа появится.
Юля  – Мам, ну я же не против. Как решила, так и поступай.
(Юля встаёт из-за стола и идёт одеваться)

                Сцена вторая

Анна (убирает посуду. Громко, чтобы слышала дочь в соседней комнате) – Что-то Павла давно не было? Вы что, опять поссорились?
Юля (с неохотой) – Поссорились…
Анна – И  как всегда из – за твоего вздорного характера. Ты же никогда никому ни в чём не уступаешь. А мужчины этого не любят.
Юля (выходит из комнаты, на ходу поправляя одежду) – Ой, мам, давай не будем об этом! На себя посмотри. Сама немногим лучше. Правдолюбка ты наша! Я вся в тебя. Что думаю, то и говорю.
Анна – Вот это и плохо. А с Пашей ты помирись. Парень он хороший.
Юля – Мам, не лезь в мои дела! Как ни будь сама разберусь. Где моя расчёска?
Анна – Откуда я знаю! В коридоре посмотри… На тумбочке… у зеркала она!
(Юля идёт в коридор. Звонок в дверь)
Анна – Юля, открой!
(Юля открывает. В дверях сосед Родион)
Юля – Доброе утро, дядя Родя! Ты сегодня рано. Что, опять соль закончилась?
Родион (смущённо) – Да нет. Соль у меня есть. Две пачки вчера купил.
Юля (причёсывается) – Тогда вы по наши души пришли. Как ваш тёзка из книги… по фамилии Раскольников. Тюкните нас топором по темечку и все дела. Только вот денежек у нас совсем нету. Да и топор вы, я вижу, с собой не прихватили.
Родион (не понимая) – Какой топор? Никого я убивать не собираюсь! Аня, что она говорит?
Анна (выходит к ним) – Да не слушай ты её, Родион! Шутит она так. (смотрит на дочь) Опять в свою мракобесную одежду вырядилась! Ты же учительница будущая!
Юля (оглядывает себя в зеркале) – Вот когда ею стану, тогда и буду одеваться, как монашка. А пока ношу, что хочу. Этот прикид, чтобы вы знали, сейчас самый клёвый. «Готика» называется. Ты мам, просто отстала от моды. Вот дядя Родя меня понимает. Дядь Родь, тебе нравится?
Родион – Честно говоря, не очень. Чёрного много. И вообще, ты это… ты мать слушай.
Юля – С вами всё ясно! Отсталое поколение. Ладно! Вы тут общайтесь, а я пойду, повысю свой уровень знаний.
Анна – Да уж сходи, сделай милость.
(закрывает за дочерью дверь)




                Сцена третья

Родион – Весёлая она у тебя.
Анна – А то! Скучать не приходится. Когда нормальная, а когда… такой фортель выкинет!.. Вообщем живу, как на вулкане. Одно слово, безотцовщина.
Родион – Согласен, отцовская рука ей бы не помешала. Я вот что скажу Анна, мужик тебе нужен. И не какой ни будь там заумный инжинеришка, а простой работяга. Токарь там или строитель. Не важно кто. Главное чтобы руки и голова у него были там, где положено.
Анна – Уж не на себя ли ты намекаешь?
Родион – Нет! Ну, что ты!
Анна – Значит, я тебе не нравлюсь.
Родион – Нравишься! И даже очень!
Анна – Тогда женись на мне. Свадьбу сыграем. Я тебе девочку рожу или мальчика.
Родион (оживился) – А можно? Я согласен!
Анна (усмехаясь) – Тебе мама не разрешит жениться.
Родион – А я её и спрашивать не буду. Хватит! Какую женщину в дом не приводил, ей всё не нравилось. Так и дожил до сорока четырёх лет ни разу не женившись. А теперь всё! Как я скажу, так и будет! Если ты Аня, серьёзно насчёт женитьбы, то я не против. И ребёночка родим. А может и двух. Детей я люблю.
Анна – Ну, конечно! В мои-то годы рожать! Ты головой-то своей думай хоть иногда!
Родион – Тогда в детдоме возьмём ребёночка. Сейчас, говорят, это без проблем.
Анна (видит, что шутка зашла далеко) – Спасибо за предложение, Родион, но принять я его пока не могу. Да и тебе, наверное, будет трудно ко мне привыкнуть. Я ведь дама серьёзная. Как увижу хорошего мужика, сразу же его под свой каблук ложу. Чтобы не потерялся.
Родион – Не пойму я Аня, когда ты шутишь, а когда нет. А я, между прочим, всерьёз.
Анна – Я вижу, что всерьёз. А потому и прошу время подумать. (меняет тему) Слушай, Родион, я тебя вот о чём спросить хочу. Ты же на стройке работаешь?
Родион – Да. А что?
Анна – Квартиру нам надо поменять.
Родион – Тю! А чего вам здесь-то не живётся? Район у нас хороший. Тихий. И до центра не далеко.
Анна – Ты не понял. Я хочу свою «трёшку» на «двушку» обменять с доплатой. Деньги мне нужны, Родя. Ты если знаешь того, кому этот вариант подойдёт, скажи мне.
Родион – Хорошо, я поищу. Связи кое какие имеются. Только вот прежде чем меняться, ремонт бы не мешало сделать.
Анна – А так что… не возьмут?
Родион – Могут и не взять. Сантехника у вас, я вижу, старая. А на это первым делом внимание обращают. Обои затёртые. Поменять бы их… Хотя бы те, что в зале. Опять же паркет в коридоре кое где поднялся. Его бы перебрать да лаком вскрыть. Короче «косметику» навести надо.
Анна – Сама вижу, что надо. А где деньги брать? Я с недавних пор безработная. Юлька студентка. Так что… пусть всё остаётся, как есть. Что дадут, то и возьмём.
Родион – Вот это ты зря! Деньги лишними не бывают. Особенно в вашем положении. Я вот что думаю, Аня. Давай я помогу вам с ремонтом. Сделаю всё, как надо и денег не возьму.
Анна – Хорошо, Родион. Я подумаю. Иди.
(Родион уходит)
Анна (в след ему) – Стой! А ты зачем приходил?
Родион (жмёт плечами) – А я уже и не помню.
(уходит)


                Сцена четвёртая

(Анна на кухне моет посуду. Звонок в дверь отвлёк её)
Анна – Родион, наверное?
(Идёт открывать. В дверях мужчина средних лет)
Незнакомец – Здравствуйте! Я… насчёт квартиры.
(Пауза. В его глазах удивление)
Анна (мельком взглянула на вошедшего) – Вот хорошо-то как! Входите. Смотреть будете? Да вы не стойте! Проходите. Квартира большая. Три комнаты. И район у нас хороший! Вот, смотрите, это зал… это спальня. Там детская. Кухня. Санузел раздельный…
Незнакомец (перебивает её) – Неужели я так сильно изменился?...  Аня, ты меня не узнаёшь?
Анна (остановилась. Смотрит на мужчину) – Вася?.. Ты!
Василий – Ну, наконец-то! А я тебя сразу узнал. Ты совсем не изменилась за те двадцать лет, что мы не виделись.
Аня (смущённо) – Скажешь тоже, не изменилась. Что я себя в зеркале не видела? Но за комплемент спасибо. А ты… ты здесь какими судьбами? Я слышала, что ты в Москву подался.
Василий – Так оно и было. Уехал туда по распределению. На заводе работал… инженером. Несколько лет жил в общежитии. Потом женился на москвичке. А ты Аня, насколько я помню, раньше у вокзала жила.
Аня – Это квартира мужа.
Василий – Понятно. Он где? На работе?
Аня (тяжело вздохнула) – Умер он… Погиб в автокатастрофе.
Василий – Извини! Я не знал.
Анна – Да, ничего. Прошло уже четыре года с того времени.
Василий – Дети есть?
Анна – Дочь – студентка. Будущая учительница.
Василий – А у меня сын. Оболтус. Никак ума не дам. Два курса на филфаке проучился и бросил. Теперь рабочим простым на фирме одной работает. Говорит, что ему это нравится. Жена злится, а я не возражаю. Его жизнь. Квартиру-то почему продаёшь?
Анна – Не продаю, Вася. Меняю три комнаты на две с доплатой.
Василий (чешет затылок) – Да! А я думал…
Анна (улыбнулась) – Вася, Вася! Ты как был рассеянный с улицы Бассейной, так им и остался. Объявления до конца читать надо.
Василий – Ты права. В этом я совсем не изменился. Всё бегу, бегу куда-то. Словно три жизни прожить собираюсь. А квартиру-то зачем продаёшь? То есть, обмениваешь.
Анна (вздохнула) – Деньги нужны… Срочно.
Василий – Понятно. А я вот тоже, как и ты, холостяк… с недавних пор. С женой развёлся. Полгода назад. Решил вот сюда переехать. На родину… Тётка у меня здесь, если ты помнишь?
Анна – Помню. Мы с тобой бывали у неё. Добрая она была и приветливая. Всё пирожками нас баловала.
Василий – Пирожки она и сейчас печёт. Правда, всё реже и реже. Здоровье у неё не важное. Восьмой десяток ей пошёл.
Анна – А что мы в коридоре-то стоим! Проходи, Вася на кухню. Угощу тебя чаем или чем покрепче. Ты никуда не торопишься?
Василий (проходит, садится) – Нет. Я теперь свободен, как птица.
Анна (достаёт приборы) – И я как птица… Безработная незамужняя птица бальзаковского возраста.

                Сцена пятая

(Анна и Василий сидят за столом. Пьют вино и беседуют)
Вася – Хорошо, что я тебя встретил! Ещё когда сюда в поезде ехал, думал о тебе.
Анна (усмехаясь) – Да брось ты, Вася! Двадцать лет прошло. Не верю!
Василий – Да я серьёзно! Чем хочешь поклянусь! Так всё и было на самом деле. Думал: «вот бы Аню повидать! Молодость свою вспомнить». Хорошее было время. Правда, ведь?
Анна – Правда, правда! За это и выпьем… (чокаются) А пить, я смотрю, ты так и не научился. Вино Вася, цедят маленькими глотками. Только тогда можно оценить его вкус.
Василий (смеётся) – Ну, не получился из меня гурман! Что водку, что вино пью одинаково. Одним глотком. Привычка! Что тут поделаешь! Жена моя поначалу тоже обижалась на меня за это. Спросит, бывало: «Вась, что тебе приготовить?»  Я говорю: «да мне всё равно». Не всё равно, конечно. Вкус какой ни какой, у меня есть. Зря беспокоить её не хотелось.
Анна – Ты молодец! А мой привереда был. Только свежее и каждый день. А так вообще человек неплохой был. Вот его фотография. (висит на стене)
Василий (встал, смотрит на фото) – Ты права. Хороший был человек. Сильный характер… Из тех людей, кто знает, чего он хочет. И не зануда при этом.
Анна (удивлена) – Всё так и было. Ты знал его?
Василий – Нет. Но характер любого человека можно прочитать на его лице. Глаза наши врать не умеют. Вот так-то, Аннушка!
Анна (наливает вина) – Ты всегда был умным.
Василий – А что толку! Мне это никогда не помогало. «Много мудрости – много печали…» (выпил)
Анна – С женой-то почему развёлся? Если не секрет.
Василий – Да какой там секрет! Всё Аня, произошло по классическому сценарию с названием: «вернулся муж с командировки и…»
Анна – Изменила что ли?
Василий (неохотно) – Ну, да! Встречались они давно… Мне на это намекали, но я не верил. А тут… как в плохой мелодраме. Приезжаю на день раньше. Захожу в комнату, а в моей постели моя жена и рядом с нею лысый мужичонка. Увидел меня, съёжился весь. Думал, бить его буду. И правильно подумал. В первую минуту именно этого мне и хотелось. Жена моя видит, что у меня как у быка глаза кровью наливаются, вскочила и в атаку. «Ты, мол, сам такой сякой» Вообщем, никто. А он принц из её сказки. Так мне смешно вдруг стало. «Надо же, - думаю, - принца она встретила!» Взял я  кое что из вещей и ушёл из дома… к  приятелю. У него жил. Месяц спустя на развод подал. Такие вот дела!
Аня – Обычные дела. Если они не касаются лично тебя, то в этом нет ничего страшного. Слушай Вась, ты правда не торопишься?
Василий – Правда.
Анна – Тогда посиди тут. А я сейчас… В магазин мне надо… продуктов купить. Дочка из института скоро вернётся. Приготовлю что ни будь.
(входит в зал. Трогает дверцу «стенки». Она падает) – Вот, зараза! Забыла, что дверца не держится.
Василий (подходит на шум) – Петли раскрутились. Инструмент есть?.
Анна – Вон там… на антресолях что-то должно быть. Мы с Юлькой туда не лазим.
Василий – Ничего. Разберусь. Ты иди. А мне будет, чем скоротать время.
(Берёт стул и, становясь на него, открывает антресоли. Аня бросив на него довольный взгляд, уходит)







                Второе действие

                Сцена первая

(Василий берёт инструмент и прикручивает дверцу)
Василий (доволен собой) – Ну, вот! Молодец, Василий! Справился! Посмотрим чем ещё можно помочь одиноким женщинам. (Открывает другие шкафчики) Ага! И этот еле держится. Сейчас поправим…
(Открывается дверь. Входит Родион)
Родион – А чего у вас дверь открыта? Аня, ты где? (увидел Василия) А вы кто?
Василий – На банальный вопрос есть банальный ответ. Человек!
Родион (с подозрением) – Это я вижу. Что вы здесь делаете?
Вася (кладёт инструмент) – Что я делаю? Осматриваю шкафчики на предмет…
Родион (перебивает) – Воруешь, значит.
Василий (пытается всё перевести в шутку) – Не успел. Вы мне помешали.
Родион (напирает) Значит, я вовремя пришёл. Развелось вас ворюг! Работать никто не хочет. Всё бы вам на халяву! Стой, где стоишь, ворюга! Я сейчас милицию вызову.
Василий (его забавляет эта ситуация) – Не надо милицию. Давайте лучше вместе пошаримся. Вы начинайте с кухни, а я здесь поищу. И не возражайте! Я ведь первый пришёл. Значит, имею право выбирать.
Родион (звереет) – Да… да… да ты чего! Совсем охамел! Думаешь, все такие, как ты! Стой там!
(Идёт к телефону, берёт трубку. Василий подходит, нажимает на рычаг)
Василий – Я же сказал, не надо звонить.
Родион – Хорошо. Тогда я тебе просто морду набью! (хватает Василия за грудки. Тот легко вырывается. Отходит в сторону. Родя за ним. Замахнулся. Вася поймал его руку и закрутил за спину) Отпусти! Отпусти или хуже будет!
Василий – Хорошо, хорошо! Только вы больше не бросайтесь на меня. Всё! Отпускаю!
Родион (тяжело дыша, отходит в сторону. Понимает, что противник сильнее его) – Приёмчиками владеешь, гад! Ничего! Не спасут тебя твои приёмчики. Я по молодости один семерых улаживал. У меня тоже приёмчики имеются. (готовится к схватке)
Василий (отходит от него) – Да, хватит!.. Хватит! Остановитесь! Я вам всё сейчас объясню. Я здесь…
(Родя, не дав ему договорить, бросается ему в ноги и валит на пол. Они катаются по ковру. Входит Анна с сумками)
Анна – Не поняла! Э! Мужики, вы чего делаете?
(драка прекращается)
Анна – Вася, что за дела?
Василий (встаёт) – Заметь Аня, это у меня уже вторая драка из-за тебя!
Родион (Анне) – Так ты его знаешь? А я думал это вор… грабит твою квартиру…
Анна – Это не вор, Родя. Это Вася. Мой давний… давний друг. Это Родион. Сосед.
Родион (встаёт. С обидой Васе) – Так бы сразу и сказал. А то… «давай вместе здесь пошарим…» Зачем было дурака валять!
Василий – Извините, Родион! Ей богу не хотел! Само как-то вырвалось. Настроение было хорошее. Вот и пошутил… что называется на свою голову.
Анна – Ну, Вася! Седина в голову, а бес в ребро. А если бы Родион тебя зашиб, что тогда? Всё драчуны, пошли на кухню, мировую пить.

                Сцена вторая
(Сидят на кухне)
Анна (смеётся) – Ну, надо же такому случиться! Прихожу, а у меня тут два здоровых мужика разборки устроили.
Родион – Да ладно тебе, Ань! Забыли ведь, а ты опять напоминаешь. Наливайте Василий, по второй! (выпил) Так вы, значит, знакомы? И давно? (закусывает)
Василий (смотрит на Анну) – Давно… (выпивает)
Аня – Мы с Васей в одном институте учились… На разных курсах.
Родион – Понятно… Первая любовь и всё такое…
Аня – Представляешь Родион, Вася по моему объявлению пришёл. Помнишь, я тебе утром говорила… насчёт обмена.
Родион – Понятно. (Васе) Вот вы говорили, второй раз из-за Анны дерётесь… А когда первый раз было?
Василий – Давайте на «ты», Родион. Сейчас я тебе расскажу…
Анна (перебивает) – Лучше я! Слушай! Я тогда на втором курсе училась…
Василий – На третьем.
Анна – Точно, на третьем! Ты на четвёртом, а я на третьем. Ну, так вот… мы, в тот вечер, на танцы собрались в Д.К. железнодорожников. Там у них ансамбль классно играл. Забыла, как он назывался… Ну, не важно!
Василий – «Ветрам навстречу».
Анна – Правильно Вася, «Ветрам навстречу». Так вот, идём мы с подружкой моей Таней… Она, кстати, тоже в Москве живёт. Двое детей у неё. Муж свою фирму открыл… Мы с ней перезваниваемся иногда. Так вот, идём мы с Таней… разговариваем. А тут двое пьяных мужиков из-за угла вырисовываются… как в плохом кинофильме. Ну, и естественно к нам с Танькой приставать стали. Девчонки мы были видные.
Василий – Подтверждаю!
Анна – Спасибо! Так вот! Мы им говорим, отстаньте, а они нас не слушают, руки распускают. Мы закричали, и тут Вася появился. Налетел на них и разбросал, как котят.
Василий (улыбнулся) – Это было нетрудно. Мужики еле-еле на ногах держались. Одного тычка им на двоих хватило.
Анна – Не важно! Главное, что ты мимо не прошёл.
Василий – Потом мы вместе на танцы пошли. Так и познакомились!
Анна – Признайся Вася, что ты на меня сначала и не смотрел. Тебе ведь Танька нравилась? Вот только не ври мне!
Василий (улыбаясь) – Ты мне нравилась. Всегда! Татьяна, конечно, была девушка видная, но… как бы это сказать… Вела она себя всегда неестественно. Как будто играла роль. Ты не такая!
Анна – И правильно, что тогда меня выбрал Мне сейчас сорок один, а фигура у меня ещё сохранилась. Правда, Родион?
Родион – Правда, Аня. Ты, как девочка.
Анна – Спасибо, Родя! А Таньку Вася, ты бы теперь и не узнал. Она после двух родов расплылась. Вы пейте, мужики!
Родион (чувствует, что он здесь лишний) – Я, пожалуй, пойду.
Анна – Куда, ты? Посиди ещё с нами.
Родион – Дела у меня, Аня. По магазинам пройти надо. Закупки сделать. Раньше всё это мамка делала. Теперь не может. Приболела она что-то.
Анна (участливо) – Что ни будь серьёзное? Врача вызывал?
Родион – Вызывал. Прописали ей таблетки и уколы. Ань, ты придёшь вечером укол ей сделать?
Анна – Приду.
(Родион уходит)

                Сцена третья

Василий – Ты и уколы делать умеешь?
Анна (грустно) – Жизнь всему научит.
Василий – Хороший человек Родион! И к тебе он не равнодушен. Я это заметил.
Анна – Знаю. Хороший. Простой. А что толку! (улыбнулась) Ну, не лежит у меня к нему душа! Что я могу поделать! Пить ещё будешь?
Василий – Нет, спасибо! Итак я на «халяву» нарвался. Шёл квартиру посмотреть, а встретил тебя. Вспомнил! Тебе же деньги нужны.
Анна – Нужны. Но, ничего! Как ни будь выкручусь.
Василий – Чего тут выкручиваться! Сколько тебе надо?
Анна – Тысяч сорок… Это самое малое.
Василий – Так я тебе дам! Завтра принесу.
Анна – Не надо. Тебе ведь квартиру покупать.
Василий – Да это когда ещё будет. Пока квартиру найду. Пока договорюсь… Деньги эти мне сейчас не нужны.
Анна –Ну, я не знаю…
Василий – Всё, Аня! Раз я решил, значит, так тому и быть. Завтра деньги принесу. Завтра не поздно будет?
Анна – Нет.

               

                Сцена четвёртая

(Звонок в дверь. Анна идёт открывать)
Юля (входит) – Мам, я опять ключи забыла.
Анна – Уже не в первый раз. Это хорошо, что я дома. А так бы стояла сейчас за дверью.
Юля – Ничего бы я не стояла. (раздевается) Пошла бы к Светке или к дяде Роде. (заметила чужую обувь) О! У нас кто-то есть? (проходит на кухню) Здравствуйте!
Василий (встаёт) – Здравствуйте, красавица! Меня зовут Василий. А вас?
Юля – А нас Юлей зовут.
Василий – Красивое имя!
Анна – Дядя Вася мой давний друг. Мы с ним  в одном институте учились.
Василий – Ну, вы тут оставайтесь, а я поеду к своей тёте. Как там, в песне … «Если у вас нету тёти…» У меня есть.
Анна – Привет ей передавай от меня.
Василий (одевается) – Обязательно передам. Она тебя часто вспоминает. Ты завтра дома будешь?
Анна – Я теперь всё время дома.
Юля – И у меня завтра выходной. Так что приходите. Будем рады!
Василий – Раз такие женщины приглашают, грех не зайти на огонёк. (картинно) А теперь милые дамы, позвольте мне откланяться. До встречи!
(уходит)
Юля – А он ничего… с юмором. Где ты его подцепила?
Анна – Ну, что за разговоры! Подцепила… Сам пришёл… по объявлению. С женой он развёлся, квартиру хочет купить. Думал, что мы продаём. Двадцать лет не виделись и вот…
Юля – Подожди мам, так это тот Вася, о котором ты мне рассказывала? Мать, это судьба!
Анна (задумчиво) – Ты думаешь? Два раза в одну и ту же реку…
Юля – Вот только не надо философствовать! Мне он сразу понравился. Высокий красивый. И умный, судя по всему.
Анна – И денег дать обещал.
Юля – Раз обещал, значит принесёт. Такому трудно не поверить. Это не дядя Родя.
Анна – Хорошо, что напомнила! Мне же надо к Родиону зайти. Укол его матери сделать. Болеет она. Я пойду, а ты поешь и посуду помой.
Юля – Вы, значит, ели, а я мыть.
Анна – Не ворчи.
Юля – Да шучу я! Иди.





                Действие третье
               
                Сцена первая

(На следующий день)
Василий (встречающей его Анне) – Здравствуй, Анюта! Не разбудил? Обычно в выходные все любят подольше поспать. И я грешный не исключение.
Анна – Мы давно уже встали. Я теперь не работаю. Имею возможность выспаться.
Василий (проходит в зал) – Вот деньги, Аня… Сорок тысяч. Отдашь, когда сможешь.
Анна – Я тебе сейчас расписку напишу.
Василий – Не занимайся ерундой! Если людям не доверять, то и жить не зачем. А ты мне не чужая.
Анна – Спасибо за доверие! А деньги эти как раз вовремя. На следующей неделе платить надо.
(Анна уносит деньги. Из соседней комнаты появляется Юля)
Юля – Доброе утро!
Василий (улыбнулся) – Доброе утро! Чем занимается молодое поколение?
Юля – А чем сейчас занимается молодёжь! В интернете зависает. Да вы проходите!
Василий – Можно? (входит в её комнату, осматривается) Знакомая обстановка. У сына всё то же самое. Компьютер… диски… фотографии кумиров.
Юля – А он у вас взрослый? Учится или работает?
Василий – Учился… Потом бросил. Сейчас работает в одной фирме… забыл только кем. Ну, не важно! (копается в дисках) А вот это мне нравится!
Юля – Да, ладно! Это же «техно»! Ваше поколение такое не слушает.
Василий – Ну, почему! У этого исполнителя есть неплохие мелодии.
Юля – Вам что, вся музыка нравится?
Василий (улыбается) – Нет, конечно! Как и всем, наверное, нравится одна песня у одного, одна песня у другого… А вообще я «подсел», как вы выражаетесь, на «диско». Хорошая была музыка!
Юля – Она и сейчас популярная. Вот, смотрите, у меня даже два диска имеются. Сейчас поставлю. Вот…
(звучит музыка)
Вася – Эх! Вспомнить что ли молодость! (танцует)
Юля – А у вас классно получается!
Василий – Тогда помогай мне. Вот так! О! Молодец!
(входит Анна. Василий к ней) Анюта, танцуем! Это же наша музыка! Давай! Ну, Анюта!
(Анна танцует с ними. Мелодия заканчивается)
Анна (восстанавливает дыхание) – Я уже и не помню… когда вот так танцевала. Ладно, вы тут танцуйте, а я пойду, что ни будь приготовлю. (одаривает Васю благодарственным взглядом и уходит)
Василий – Ого! Я смотрю, у тебя и романтические коллекции имеются. Мой тоже поначалу один рэп слушал. Я ничего не имею против этой музыки, но… не наша она. И слух режет. Так вот, сынок мой только её слушал, а потом, смотрю, другая музыка звучит в доме. Спокойная… романтическая… Значит, думаю, влюбился мой сынок.
Юля (вздохнула) – А меня мать совсем не понимает. То музыка ей моя не нравится… то одежда…
Василий – А кто может другого понять? Вот мне уже пятый десяток, а я до сих пор не знаю кто я. Раз себя не знаю, что же тогда с других требовать! Не помню чьи это стихи: « Чужая боль не может стать моей, как и моя останется чужою…» В твоём возрасте всегда хочется как-то выделиться из общей массы. Хочется противопоставить себя старшему поколению. Отсюда и другая музыка и другая одежда. Я помню, как в шестнадцать лет перекрасился в блондина. Клёш у меня был самый большой  во дворе. Рубаха с воротником на выпуск… Сейчас понимаю, что был я павлин павлином, а тогда… тогда в нашей среде это шиком считалось.
Юля – А с мамой вы почему расстались?
Василий – Молодые были… Глупые. Всё на эмоциях.
Юля (вздохнула) – И у меня с моим парнем сейчас то же самое.
Василий – Ну, ничего! Я думаю, всё образуется.
(входит Анна)
Анна – У меня всё готово. Пойдёмте завтракать.

                Сцена вторая

(завтракают)
Анна – Как там тётушка?
Василий – Да, ничего. Рассказал ей о том, как случайно к тебе попал. Смеялась. Помнит она тебя. Хочет увидеть.
Анна – Не узнает поди. Столько лет прошло.
Юля – Ой мам, не прибедняйся! Ты у меня ещё ого-го!
Василий – Правильно говоришь, Юля. Мамка твоя молодая и красивая. Хоть сейчас на конкурс красоты отдавай.
Анна -  Скажешь то же! Ты квартиру себе нашёл?
Василий – А куда мне торопиться! Тётка меня пока не выгоняет. Жить есть где. Насчёт работы я уже договорился. Так что у меня всё нормально. Ну! (встаёт из-за стола) Спасибо за хлеб-соль. У меня тут кой – какие дела… Если вы не против, я зайду к вам завтра.
(Василий уходит)
Юля – Хороший мужик! Зря вы тогда разбежались!
Анна – Была бы с ним – тебя бы сейчас не было… А его я всегда помнила.
Юля – Ты его любила?
Анна – Не знаю… Любовь ведь не только фейерверк чувств. С возрастом всё яснее понимаешь, что любить человека это труд… Тяжёлый труд.
Юля – Вот сейчас я ничего не поняла.
Анна (потрепала ей по голове) – Потом поймёшь. Рано тебе ещё об этом думать. А давай мы с тобою пирог испечём! Наполеон! А! Юлька! Давай сделаем!
Юля - А зачем заморачиваться? Пойдём лучше купим в магазине.
Анна – Это не то. Домашний вкуснее. Иди в магазин, купи масла и яиц.

                Сцена третья

(Новый день. Приходит Василий)
Василий – Здравствуй, Аня! Вот, вина купил к обеду. Цветы тебе. Розы. Только я забыл, какие ты любила: белые или жёлтые.
Анна (принимая цветы) – Белые. Жёлтые к разлуке.
Василий – Тогда я правильно их выбрал. А Юля где? В институте?
Анна – Сегодня же воскресенье. Где-то ходит. Скоро появится. Ты проходи. Я пойду, цветы поставлю.
Вася (проходит в зал) – Ого! Вот это стол! И что у нас за праздник?
Анна (приносит вазу) – Хороший праздник. Встреча старых друзей.
Василий (посмотрел ей в глаза) – Ты веришь в дружбу между мужчиной и женщиной. Я нет! Я тебя Аня, тогда любил. Я и сейчас…
(звонок в дверь не даёт ему договорить)
Анна – Я пойду, открою.(в дверях Родион) Проходи, Родя.
Ты сегодня нарядный.
Родион – Да я чего… Вам, наверное, вдвоём побыть надо… Может, я зря?..
Анна – Родя, прекращай! Я тебя пригласила? Пригласила! Значит, проходи.
Родион (входит в зал) – Здравствуй, Василий!
Василий – Здравствуй, Родион! Проходи! Глянь тут сколько всего наготовлено! Мне одному с этим не справиться.
Родион (потирает руки) – Раз такое дело, я не против.
(Открывается дверь. Входит Юля. Идёт к гостям)
Юля (весело) – Ну, вот! Все в сборе. А я за книжками ходила.
Анна – Вижу я, какие книжки ты читала. Опять с девчонками пиво пили? И как вы не понимаете, что оно всё порошковое! Вредное.
Родион – Да! Пиво сейчас не то, что было в наше время. Тогда его было мало, но оно было хорошим. В очередях за ним стояли.
Юля – Так что мне на водку перейти?
Анна – Я тебе перейду! Я тебе так перейду!
Юля – Ну, вот! Мать опять меня воспитывает. Дядя Вася, скажите ей, что взрослого человека воспитать невозможно. Вот вы своего сына сильно воспитали?
Василий – Боюсь, что нет. А на мать ты Юля, не обижайся. Она тебе добра желает.
Юля (весело) – А я и не обижаюсь! Так, всё граждане! На этом воспитание закончилось. Подумаешь, выпила девушка бутылку пива! Вы лучше посмотрите, какой мы с мамой торт испекли. Дядя Родя, ты такой когда ни будь видел?
Родион – Нет. Моя мать больше яблочный пекла. Ну, тот… что на скорую руку.
Анна – Всё! Садимся. Берите салаты… Колбасу…. Наливайте. Родя, наливай! Ой! Салфетки забыла! Юля, принеси салфетки. (Юля приносит) Вот салфетки. У всех налито?
Юля – А мне?
Анна – Тебе компот.
Юля – Мама, мне девятнадцать лет!
Анна – Родя налей ей вина… немного. Всё! Хватит ей! За что пъём?
Василий – За здоровье!
Анна – Ну, давайте за здоровье!
(Выпили. Едят)
Родион – Вкусные салаты! У тебя Аня, всегда всё вкусное.
Анна – Вот видишь! А ты меня замуж брать не хотел.
Родион – Опять ты шутишь! Эх, Анна, похоже, ты дошутилась.
Анна – Это ты о чём?
Родион (улыбнулся) – Не о чём, а о ком. О себе родимом. Потерял я тебя Анна, потерял. (наливает всем)
Анна (пытается пошутить) – На переезд намекаешь? Так мы уже не уезжаем.
Родион – Ань, я серьёзно! Я же не слепой. Я всё вижу. (смотрит на Васю с Аней) За вас, ребята!
Юля (удивлённо) – Мам, я чего-то пропустила?
Василий (встаёт) – Не пропустила, Юля. Именно сейчас всё и решится.  (вздохнул) Аня… выходи за меня!
(тишина)
Анна – Как-то всё… быстро.  Я даже… я даже не знаю… Подумать надо.
Василий – Думай! Только недолго, учитывая мой преклонный возраст. (подмигивает Юле)
Юля – Мам, чего тут думать! Соглашайся, мама!
Анна – Ну, ладно… Да! Да, я согласна!
Юля (захлопала в ладоши) – Так интересно!
Родион – Давайте выпьем за это! (поставил свой бокал и долил в него до краёв) За вас выпью полную! Что бы… как говорится… полная чаша и всё такое! (выпил) Эх! Музыку бы сейчас!
Юля – Сделаем, дядя Родя! (ставит диск. Медленная композиция) Дамы приглашают кавалеров! Я тебя приглашаю, дядя Родя!
(Аня приглашает Васю. Все танцуют)
Юля – А теперь… дискотека восьмидесятых! Танцуют все!
(танцы, веселье, смех…)
Аня (останавливается) – Ху! Отдышаться надо. Сейчас помедленнее что ни будь поставим. (смотрит диски) Это не пойдёт. Это то же… Юль, у тебя есть что ни будь нормальное? Одни только дрыгалки!
Юля – Мам, у меня своя музыка!
Родион – Не ругайтесь, девочки! Мы сейчас с Василием ко мне сходим и выберем то, что надо. У меня Вась, даже винил есть. Проигрыватель только вот поломался. Починить негде.
Василий (оживился) – Винил! Это интересно! Я бы с удовольствием посмотрел.
Родя – Тогда, пошли! Мы скоро вернёмся. Не вздумайте без нас пирог съесть!
Анна (улыбнулась) – Идите.
(мужчины уходят)

                Сцена четвёртая

Юля – Мама, ты молодец! Я тебе даже немного завидую.
Анна – Тебе-то чего завидовать! Молодая красивая. У тебя ещё всё впереди.
Юля – Кто знает, кто знает… С Пашкой что ли помириться? А, мам?
Анна (обнимает её) – Дурочка, ты моя! Конечно, помирись! Хороший ведь парень! Будешь его мурыжить, быстро уведут.
Юля – Пусть только попробуют! (уходит к себе в комнату и закрывается)
(Аня одна. Звонит мобильник.)
Анна – Телефон! Это не мой. Васин, судя по всему. Забыл, наверное. (смотрит на экран. Там только номер) Нехорошо это… Ну, да ладно! Может, действительно что-то важное. Алло! Кто это?
Жена (по телефону) – А где Василий?   
Анна – Он вышел. Скоро придёт. А вы кто?
Жена – Я его жена.
Анна – А, бывшая жена! Я поняла. Вася мне о вас рассказывал.
Жена – Почему бывшая? Настоящая! А где Вася? И кто вы вообще такая?
Анна – Вам это зачем? Вы же с ним в разводе.
Жена – Кто вам сказал! Он? Вы ему больше верьте! Никто не с кем не разводился. А вам он просто морочит голову, как все командировочные.
Анна – А разве он в командировке?.. Он мне сказал…
Жена – Врёт! Вася, он ещё тот ходок! Ладно, вы не переживайте. Это мой крест и мне его нести. Пусть только он приедет домой!.. (выключается)
(Анна в шоке. Приходит Василий с дисками в руках)
Василий – Представляешь Ань, у него вся коллекция диско в виниле. И «АББА», и «Арабески»… (увидел её лицо) Ты чего? Что-то случилось?
Анна – Уходи! Сейчас уходи!
Василий – Не понял! Что случилось?
(выходит Юля. Смотрит, ничего не понимает)
Василий – Аня, что случилось?
Анна (чуть не плача) – Ничего. Просто уходи. И никогда больше сюда не приходи. Слышишь, никогда!
Юля – Мам, ты чего! Дядь Вась, что ты ей сказал?
Василий – Да ничего я ей не говорил. Прихожу от Родиона, а она… прямо как фурия. Ань, объясни толком, что случилось?
Анна – Ничего я тебе не буду объяснять. Просто уходи и всё. И деньги свои забери! (достаёт из шкафчика деньги и отдаёт ему) Иди! Или мне милицию вызвать?
Василий (взбесился) – Да что ты себе позволяешь! Что я тебе, мальчишка что ли! (взял деньги, телефон, пошёл одеваться) Да иди, ты! Всю душу мне… А! (махнул рукой)
(Входит Родион. Василий, едва не сбив его, вылетает из дверей. У Анны слёзы на глазах)
Родион – Не понял! Куда это он?
Юля – Она его выгнала, дядя Родя.
Родион – А что случилось?
Юля – Спроси у неё. Ни с того ни с сего набросилась на человека. Психованная!
Родион – Зря ты так, Аня! Хороший ведь мужик.
Анна – Не ваше дело! Выгнала, значит, есть причина. (вдруг увидела торт) Пирог нетронутый… Родя, будешь?
Родион – Да, какой уж тут пирог! Пойду я. Спасибо за хлеб соль!
(уходит. Мать и дочь не в лучшем настроении)

                Сцена пятая
(Утро следующего дня. Мать и дочь завтракают)
Анна – Не опоздаешь?
Юля – Нет. Мне ко второй паре надо. Времени ещё много. Ты то как?
Анна – Нормально. (пытается улыбнуться) Нам ведь хорошо вдвоём, правда?
Юля – Правда… Только мы с тобой мам, сейчас как две старухи из той сказки. Снова сидим у разбитого корыта. Ни принцев… ни денег…
Анна – Ничего! В первый раз что ли? Всё образуется. А не сходить ли нам сегодня куда ни будь? А, Юля? Давай, сходим!
Юля – Давай. А куда?
Анна – Ну, я не знаю… В парк, например.
Юля – Давай в парк. (звонок в дверь) Иди! Это наверняка дядя Родя пришёл.
(Анна открывает дверь. Там Родион)
Родион – Здравствуй, Аня! Здравствуй, Юля! Я это… не знаю, как сказать… Короче Аня, можешь на меня рассчитывать. Помогу… как и обещал. Вот! И с деньгами помогу…
Анна – Спасибо, Родион! Ты проходи. Мы тут вчерашний торт доедаем. Присоединяйся.
Родион – С удовольствием!
 (они проходят на кухню. Садятся. Опять звонок в дверь)
Анна (встаёт) – Кто там ещё! (открывает. За дверью Василий с цветами) Ты?!
Василий – Я, Аня… Я! (входит) Почему ты не сказала мне про вчерашний звонок? Почему ты ей поверила, а мне нет? Мы разведены. Тебе паспорт показать? Вот он (достаёт)
Анна – А мне какое дело… разведён ты или нет!
Василий – Так! Мне это всё начинает надоедать! (Кладёт цветы на тумбочку. Берёт Анну в охапку и целует долго – долго. Юля берёт Родиона за руку и уводит мимо них в другую комнату)
Василий (смотрит Ане в лицо. Не выпускает из своих объятий) – Ну!.. Успокоилась? Вот и хорошо! Сама подумай, если мы сейчас с тобой расстанемся, то через двадцать лет я приду уже глубоким стариком. Тебе это надо?
Анна (улыбнулась) – Не надо… (положила голову на его плечо)






   
               


Рецензии