Разговор с большим поэтом

Алексей Пичков в  представлениях не нуждается, каждый в Ненецком округе знает, что он – прекрасный поэт. Родился 30 марта 1934 года в семье оленевода, учился в интернате поселка Шойна, в педагогическом училище в Нарьян-Маре и на филфаке института им. Герцена в Ленинграде. Стихи пишет с детства. Издано 15 книг стихов и прозы. Член Союза писателей России.
Алексея Пичкова называют русским ненецким поэтом: стихи он пишет, в основном, на русском. На родной язык они переведены его другом - ненецким поэтом Василием Ледковым, расцветившим их всем узорочным богатством своего индивидуального литературного слога. В канун своего юбилея поэт поделился  мыслями о себе,  творчестве, о жизни…


- Алексей Ильич, вас можно назвать счастливым человеком: рано проявился талант,  вы получили хорошее образование,  стихи сразу стали издавать, еще в молодости были приняты в Союз писателей. Ваше творчество признано всеми: коллегами-литераторами, властью, наконец. Произведения знают и любят читатели. Это судьба?

- Баловнем фортуны я себя, конечно, не считаю, хотя многие возможности я использовал.  Правда, случалось, что  сам создавал ситуации, которые приходилось потом преодолевать. Поэзия – это судьба, конечно, иначе и быть не может, ну а в книгах – моя биография. А главным счастьем я считаю то, что мне выпало родиться, жить и любить на этой тундровой земле.

- Алексей Ильич, ваше отношение к родной природе, ко всему живому удивительно. В  стихах  - лесные звери думают, рассуждают и говорят. Вы даже никогда не охотились, хотя отец подарил первое ружье своему мальчику Эле в семь лет.

- Слова «Ни пуха тебе, ни пера» я понимаю в буквальном смысле.  Люблю побродить по лесам и по тундре, быть свидетелем  многих чудес.  То увижу как «кличет лебедь лебедиху…», то – как «зарю золотую в озерах тянет тоненькой струйкою лось». И эти впечатления становятся стихами. Свою новую книгу, которая скоро выйдет, я назвал «Эту песню у ветров подслушал утром». Если не любить северный край ради него самого – особых чудес не услышишь и не увидишь.

- Настоящий поэт, как говорил Шарль Бодлер,  «меняет маски»: он говорит не  от собственного лица, а от лица своих литературных героев. В ваших стихах можно найти  «песни ненецких женщин»,  размышления лесных зверей, а, главное, в них высказано то, о чем молчала  природа. Без преувеличения,  вы стали устами родной земли. 

- Да. Во всем я вижу живые разумные существа. Душа есть даже у реки.  Поэт  – только посредник. Его устами говорит «высший дух» или земля… Хотя даже самому это бывает трудно различить. Если любишь мир, слова идут из глубины сердца.

- Когда читаешь ваши стихи, представляется, что их написал не человек,  не сын земной женщины, а Сын Метели, как вы сами себя назвали однажды. Настолько они глубоки: каждое, как вселенная, где  материальное сливается с духовным. Вы, Алексей Ильич, своими стихами славите этот край и показали всем его удивительную красоту. Многие ваши произведения я сравнила бы с голограммами, в которых   заключены величественные картины: природа, люди, находящиеся в ладу, гармонии с ней.  Знаю почти все ваши стихотворения наизусть, но с каждым годом открываю в них то, что раньше не замечала. Это удивительно. Вы пишете «стихами  мощу дороги, чтоб меньше другим осталось беды иль какой тревоги». Такого ясного ответа о смысле поэзии не давал еще никто. Поделитесь еще своей мудростью, как вы считаете, Алексей Ильич, для чего дана нам жизнь? Не только поэтам, а простому человеку?

- Каждый живет для того, чтобы понять свое положение в мире,  осознать, что он – не это тело, а бессмертная душа и понять как быть счастливым… А в повседневной жизни – у каждого есть то дело, которое лучше него выполнить не может никто. Доброе, хорошее дело, для себя и  людей. А по масштабу - большое оно или маленькое –  относительно. Иногда незаметный человек может сделать многое.

- Ведь без него, как в сказке: «Тянем-потянем, вытянуть не можем!»

- Согласен.  Все бессмертные души одинаково масштабны. Кто-то кажется большим, кто-то – ничтожным, но это иллюзия. Невидимые дела меняют мир.

-  Наших возможностей мы сами себе не представляем. Недаром, даже в Евангелии сказано: «Просите, и дано будет вам»...

- Когда человек  духовно растет, не поступает вопреки этой своей судьбе, он на верной дороге. По большому счету, мы чувствуем, что действительно живем в полную силу, только когда выполняем свое  предназначение, делаем свое служение, а это и есть  творчество.

- Тогда  и счастливы?
- Несомненно. Это чувство – не чета  «счастью» обладания мирскими вещами, которое сравнительно быстро  пресыщает.
- Наверное, если каждый  попытается  жить творчески,  а не  делать  лишь то, что за него выдумали другие, то он не будет разочарован в жизни?

- Конечно. Только нужно знать, что в действительности тебе нужно. И добиваться  этого, а не делать целью  стремление к наслаждению, которое больше всего обманывает в этом мире. Не  забывайте, конечно: пока душа не повзрослеет, надо уметь  и подчиняться, иначе лучшие силы будут понапрасну растрачены. Это мудрая традиция каждого народа.

- С одной стороны, в глубине души все чувствуют, что рождены для счастья,  что это – обязательный атрибут жизни.  Как и свобода… С другой стороны,  мы видим,  как мир тяжел: во всем буквально (начиная с закона всемирного тяготения) люди ограничены и обусловлены.
- Да, я не могу, скажем, взять и взлететь, как птица. А в стихах – летаю. Там я полностью свободен. Когда человек занят любимым делом – он творит и чувствует прилив неведомых сил. Это надо заслужить трудом и самоотречением.

- Вы, Алексей Ильич,  живете именно так, служите поэтическому слову, не привязываясь особенно к результатам своего труда. Даже книги свои дарите, так что у самого не остается!

- Ну, это бывает у многих поэтов. Раз просят книгу – я не могу не отдать. А бывает так: оставишь последний экземпляр, а потом кто-нибудь  «зачитает». Не поймешь, огорчаться этому или радоваться: значит, мои стихи необходимы людям! А я еще напишу. У меня  никогда не было проблем с публикацией произведений. В советское время книги выходили большими тиражами, да и на страницах газет и журналов я мог сразу же опубликовать все, что хотел. Сейчас находятся и спонсоры, и добровольные помощники.

- Ваши произведения переводились на многие языки, в том числе, на скандинавские. А вы  сами часто выезжали за пределы округа?
- Бывал, конечно, и в Москве, и на Черном море не раз, да и в Ленинграде учился сколько лет. За границу  ездить не довелось. Наверное, не тянуло никуда от родных мест. Не могу обойтись долго без нашей заполярной весны, с которой у меня всегда начинается год, да  и без других сезонов.  Всегда казалось, что как будто что-то пропустишь, если  хоть ненадолго улетишь отсюда. Процитирую самого себя: «Я как валун у матери-скалы».

- А ваши стихи – как кристаллизованные навечно образы тундры.  И какая у них энергия!

- Это от земли. Такой силы, которую дает наш северный край, я нигде не ощущал. Недаром, привыкнув, многие не хотят уезжать. Мне говорили, что здесь проходит активная зона с повышенной космической энергетикой. Предположение? Но разве не это мы ощущаем?

- Согласна. Пожелаем вам, Алексей Ильич, побольше энергии, здоровья  и удачи! Ваше поэтическое слово нужно  людям!



Этот диалог выдуман от начала и до конца. Когда я распечатала его и с тремя листками пришла к Алексею Пичкову, он сказал: «Я тоже иногда так делал, когда работал журналистом» и разрешил публиковать без исправлений.

2004 год
А.И. Пичков - Фото М.Терлецкой

Эссе о творчестве Алексея Пичкова -
http://www.proza.ru/2012/03/31/32


Рецензии
Позитивная, чистая лирика у А. Пичкова!

Надя Сорокина   22.12.2014 19:57     Заявить о нарушении
Да, он всегда шёл от жизни.
Спасибо, Надежда!

Любовь Царькова   22.12.2014 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.