Философская лирика Виктора Гаврилина. Окончание

                http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin

      Заканчивая разговор о философской лирике Виктора Гаврилина, хочется отметить, что все его стихи очень гармоничны и целостны. О чём бы он не говорил, всегда чувствуешь личную честную и принципиальную позицию автора.
В глубоком и запредельном стихотворении"ЧТО СЛОВАМИ БЫЛО, СТАЛО ЗАКЛИНАНЬЕМ" — говорится о смысле жизни, о дороге, которая пряма, но остра. 
                Что словами было, стало заклинаньем
                от одних и тех же повторенья слов,
                и застыл сюжет судьбы за пеленами
                вещих от однообразья снов.

                Как ни кинь - всё клином, всё одно и то же!
                Это постоянство - явно не игра.
                И узор по краю жизни изничтожен,
                и пряма дорога, и вдали остра.
Это — размышление о том, что жизнь не даёт возможности её осмыслить, а требует принятия быстрых решений. И в тоже время здесь такая высота полёта души, которая "этот край всё чаще видит с высоты". Думаю, что эти строки — ключевые в этом непростом стихотворении:
                Мир уже не хочет для меня дробиться
                на лады, на счёты - мелкие черты.
                Сон ли, наважденье, но душа, как птица,
                этот край всё чаще видит с высоты.
В небольшом, но очень ёмком стихотворении"ВСЁ БОЛЬШЕ НАЧИНАЮ ЖИТЬ ПО ПАМЯТИ" — красной нитью проходит мысль о том, что мы почти все прошли большую часть жизни и сзади нас то дорогое, ностальгически "мерцающее". Но всё-таки ждешь еще чего-то впереди.
                Всё больше начинаю жить по памяти.
                О, вехи одолённого пути,
                светите мне подольше и не падайте -
                без вас мне ни к чему, что впереди!
                И за спиной печальное мерцание
                сложилось в указующий мне луч,
                и длящегося света отрицания
                я не исторгну, как меня ни мучь.
                Пусть, незаметный, я сольюсь с другими,
                но предо мной пылает полоса.
                Не просто так, но я живу во имя...
                И голоса мне сзади, голоса.
В замечательном стихотворении"ПУСТЬ ПРОЙМЁТ ДО ДРОЖИ ХОЛОДОК ДУШИ" — автор говорит о том, чтобы в душе было больше света:
                Пусть проймёт до дрожи холодок души
                и всё меньше осень обогрета,
                ты в согласье с мраком строчек не пиши...
                Больше света, друг мой, больше света!
И о том, чтобы вспоминать о хорошем, несмотря на житейские тяготы:
                Всем земным погодам и судьбе назло,
                поперёк житейского теченья,
                вспомни о хорошем, чтоб лилось светло
                волею возвышенное пенье.
И как хорошо, что в небе — чистый прогал:
                В сером своде неба выдастся прогал -
                сквозь него опять сиянье брызнет.
Последняя строфа — удивительно умиротворённа. Это — благодарность Богу за всё, что было в жизни, даже за муки:
                Друг мой, на тебя пока что смерти нет.
                Будь же и за муки благодарен.
                Вырвавшись из тьмы, ты, Божьей тварью,
                вновь пречистым видел этот белый свет.
В проникновенных и печальных строках стихотворения "ТРЕВОГА СЕРДЦА ВОТ УЖЕ ДОБРАЛАСЬ" —  очень сильно ощущается тревога:
                Тревога сердца вот уже добралась
                за край отваги, за туман и дым...
                Ещё на осень и ещё на жалость
                я больше стал под небом уязвим. — наверное, каждую осень становишься ещё больше уязвимым от жизненных тягот.
Пронзительно сказано про "сквозную ширь от леса и до леса" и  о небе Родины "размером в жизнь".
                Сквозная ширь от леса и до леса
                и небо Родины размером с жизнь -
                всё разлеглось пятою Ахиллеса, -
                куда ни кинь, попробуй промахнись!
Нас ожидают потери, и сердце не может не ответить на боль:
                Так усмиряют загнанного зверя
                сознанием, что слишком он велик,
                и не уйти, и всё теперь - потеря,
                и всюду сердце, и бессилен клык.
И всё-таки, это стихотворение очень гармонично.
В лиричном и светлом стихотворении с доброй улыбкой "КОГДА ЛОЖАТСЯ ПОД ГЛАЗАМИ ТЕНИ" — автор говорит о любви, о том, что человек всегда жаден до неё:
                Когда ложатся под глазами тени,
                когда выходят годы на угор,
                не отлюбив ещё, к извечной теме
                мы умудрённый обращаем взор.

                Ещё напиток даровой не допит
                и жаден опьяняющий глоток,
                но в наши чувства заползает опыт,
                в нас грустно улыбается пророк.
Тот, у кого в сердце любовь, никогда не перестанет мучиться и страдать. Ведь любовь — не только одно счастье. Скорее — наоборот. И всё хорошо, и годы, выходящие на угор, и глоток любви, которая всегда рядом. Да чего еще надо? Надо жизнь прожить полно, с радостью, придти к Богу и воздать за Его деяния благом. Да и всегда стараться благом воздавать за Его великую милость.
                Неведенья былого не хватает,
                чтобы любить, не думая, опять.
                А птица есть, да только не летает,
                хоть по расчётам и должна летать.
В чудесном, красивом, исполненном светлой печали стихотворении"КОГДА ОТБРОДИТ ЗЕЛЬЕ ЛИСТОПАДА" — проводится "идея о возвышающей человека печали"(по словам одного из рецензентов). Оно многогранно, наполнено красивыми, мудрыми образами:
                Когда отбродит зелье листопада
                с осадком лета на слоистом дне,
                пора испить смирения, и надо
                остаться с музыкой наедине.
Особенно хороша, на мой взгляд, последняя строфа, в которой отражение красоты души:
                И милость в том, что властны над тобою
                не только годы, непогодь и власть,
                но и печаль, что выше головою,
                с которой слаще грешному пропасть.
В высоких строках стихотворения"ВЕЗУЧИЙ СТИХ ИЛЬ РЕЧИ НЕВПОПАД", лишённых всякого пафоса и красования, говорится о мужестве не дрогнуть перед жизненными обстоятельствами и мудро принять жизнь:
                Везучий стих иль речи невпопад -
                всё казино осталось за плечами.
                Как незаметно облетевший сад,
                я постигаю мужество молчанья. — как замечательно сравнение своего молчанья с облетевшим садом!
                Под шепоток последнего дождя,
                под лаской вьюг, что не устали трогать,
                и я смогу, лица не отвратя,
                охладевая, всё-таки не дрогнуть.
Лёгкая печаль сквозит в этих трепетных строках.
                То смех, то гнев - как это тяжело!
                Не лучше бы степенная усталость?
                И искушенье выбора прошло,
                и как призванье только жизнь осталась. — мудро и глубоко, что всегда отличает стихи Виктора.
В горьком стихотворении, хотя и с надеждой,"ВСЯ ЖИЗНЬ, КАК ЖЕСТОКОЕ ДЕТСТВО" — Поэт рассуждает о жизни:
                Вся жизнь, как жестокое детство, -
                побег из родительских стен. — замечательный и яркий образ!
                В свой век не умеем вглядеться,
                всё время давай перемен.
И так явственен её конец!
                Опять за обновой обнова,
                а дело всё ближе к концу.
                На чём ты утихнуть готова?
                Неужто лишь саван к лицу?
Финальная строфа прекрасна, когда все самое дорогое, ставшее болью, берешь с собой. И такое это тихое и нежное слово "как бабочку". Она — символ светлого и легкого лета, и будет долго хранить " и прах листопада, и дым, и дорожку в саду. "И всё же в стихотворении есть светлый прорыв, какая-то надежда. Восхвалим же полдень живущий — т.е. будем жить!
                И я этот прах листопада,
                и дым, и дорожку в саду
                под влагу прощального взгляда,
                как бабочку нежно кладу.
               
                Восхвалим же полдень живущий! — т.е будем жить!
В пронзительном стихотворении"ПОД СХОДЯЩЕЙ ВО ПРАХ И ВСТАЮЩЕЙ ТРАВОЙ" —  ощущается дыхание смерти и вечности.
                Под сходящей во прах и встающей травой -
                неизменность холма... Навевает нам жизнь
                свежей мысли обманчивость, но не впервой,
                как сейчас, облака в этом небе сошлись.
Вспоминается великий Лев Толстой, его мысли об уходе. Но это стихотворение не несёт такой мрачности, несмотря на песок, насыпанный сверху и растущий на нём бурьян. Возникает ассоциация с тихими днями поздней осени. Не в смысле покоя, а в смысле исхода.
                Не вместить этот свет, и темна наша речь.
                Так зачем ты, художник, секиру занёс,
                чтобы времени ленту по мраку иссечь
                и в единое слить все сверкания гроз!
В мудром и мужественном стихотворении"Я НЕ ЗНАЮ, СКОЛЬКО ЗИМ И ЛЕТ" — воплощена мысль о бессмертии:
                Я не знаю, сколько зим и лет
                под прозрачной дымкою секрета
                мне ещё подарит этот свет,
                но благословлю незнанье это.
Эти строки поражают своей честностью и бескомпромиссностью
                Непогасший, каждый день встаю,
                пусть конечный, как земное солнце. — "Какое мужество - каждый день вставать НЕПОГАСШИМ, невзирая на превратности мира и знание о конечности Пути"(написано в рец).
                Но за жизнь, быть может, на краю
                моя вечность маленькая бьётся.
"Это стихи бесконечно мудрого и бесконечно доброго человека. Словно глубокий вздох, полный высотой и горизонтом, строки, возле которых думается и надолго остаётся ощущение чистоты и правды." (тоже из рец).
                Расплылись начала и концы
                с этим миром зримого свиданья.
                Но мой век отрезали резцы
                от туманной бездны мирозданья.
Как Поэт точно сказал о бессмертии! Уж ему-то оно обеспечено!
                Только беспредельна моя часть
                нескончаемости, как ни мерьте.
                И в мою предельность просочась,
                набирается туман бессмертья.
Пронзительно-трогательное стихотворение"НАЧЕРТАЛ, НАДУМАЛ, НАПРОРОЧИЛ" — невозможно читать без боли и душевного трепета.
                Отсвет свежевыпавшего снега
                и моей бумаги чистый лист...
                Как светло! Я не свершу побега
                в темень строк, невольный оптимист.
Сколько мужества  надо иметь в душе, чтобы так сказать:
                Я своим не запятнаю следом
                для всего открытой чистоты -
                лучше уж, безмолвен и неведом,
                я уйду путями высоты.

                Жизнь не станет оттого короче...
                Если ж станет, сам лишь виноват -
                начертал, надумал, напророчил,
                и ни слова не вернуть назад.
В высоком, глубоком и мудром стихотворении"МОЯ ДУША ПРОЛЬЁТ ЛИШЬ СВЕТ" —  происходит как бы разговор с собой, с миром. Это стихи, по мнению рецензентов, которые освещают мир, строки, которые не отпускают до последнего слова. Текст приводится полностью.
                Не в темень грунта с высоты
                лечу среди других комет.
                Я в ночь иду на свет звезды -
                за мною остаётся свет.
                Вращается наждачный мрак,
                и нет ему своих орбит.
                Источен я, но не иссяк,
                покуда плоть моя искрит.
                Не в силах осветить весь мир,
                в горнило звёзд себя я вверг.
                И путь мой - огненный пунктир
                пролёг, сгорая снизу вверх.
                Когда о тьму я изотрусь,
                душою не сойду на нет.
                Ты не смотри, где мрак и грусть,
                моя душа прольёт лишь свет.
По словам одного из рецензентов, Виктор Гаврилин учит нас не унывать, не отчаиваться, учит добру...и проливает свет своими стихами."
Стихотворение, которое продолжает линию мужественно-волевых в философской лирике — "КАК ВЕСТЬ ОТ ПОЗАБЫТОГО ПЕЧАЛЬНОГО СОБРАТА"
                Как весть от позабытого печального собрата,
                нежданно звук приблизится, и муча, и скорбя.
                Да просто ль это давняя, знакомая соната?!
                Не ты услышал музыку, а музыка тебя.
В нём прочитывается большая жизненная сила:
                Быть может, ты, не ведая, позвал кого-то тихо.
                Я знаю, так случается в довольно поздний час,
                где, словно обострённые, гармония и лихо
                витают в самом воздухе, подслушивая нас.
В стихотворении проводится мысль о том, как выжить в этом страшном мире.
                Как, над тобой колдующий, всему нашедший место,
                он, тьмой, и озареньями, и зовами томим.
                И все неповторимые - ты из того же теста,
                но так всего накоплено, что стал ты повторим.
Сделанное высоко прфессионально, сильное, фонетически звучное, оно ещё раз подтверждает, что написано большим Мастером.
В щемящем стихотворении"ЗА ЧТО, Я, ГОСПОДИ, В ОТВЕТЕ" — замечательно сказано о высоком назначении поэта, о смысле поэзии вообще — утверждать стихами чудесность жизни и мира
                И всё ж печалью своих песен
                я утвердил уж давно,
                что мир воистину чудесен...
                О да, как много мне дано               
Строки Виктора, мучительные подчас, словно птицы реют в полёте. Они, как клин журавлей, курлычат, трубя, на печальной и горестной ноте... Звучанье их очень высоко. И жизнь его была, как ощущение свежей, всё очищающей грозы -" как сплошь предгрозье":
                И жизнь моя - как сплошь предгрозье -
                вот-вот начнётся что есть сил.
                Коль много дали, много спросят.
                А я так много не просил.
Это стихи из тех гаврилинских, которые не отпускают, которые ложатся в сердце и болью, и светом.
                Зачем же так - обложат данью
                дарованную благодать,
                и не смогу я без страданья,
                что стало жизнью, отдавать!
Как контрапункт, в них звучит мысль о том, что только страдая, человек может жить в этом мире полно, словно расплачиваясь за жизнь.
В стихотворении"БУЖУ ПОЧТИ БЕЗУМНОЙ ПЕСНЕЙ" — любовная лирика пронизана философскими мыслями, что делает его ещё глубже:
                Не голосом с оставшеюся силой,
                готовым оборваться, словно нить...
                Я говорить хочу тебе красиво,
                но страшно мне красиво гсворить.
                Теперь душой хочу быть равным слову
                и этим словом прирасти к судьбе.
 И желание "душой быть равным слову" так понятно, ибо слово — есть тайна души, её отзвук, а, значит, душа и слово — едины. Но не всегда душа равна слову, а только тогда, когда исповедуется в нём. Здесь личное как бы соединено с глубоко человеческим:
                Теперь душой хочу быть равным слову
                и этим словом прирасти к судьбе.
Пронзительны и сильны последние строки:
                Пусть замолчат написанные книги.
                Я в хриплых песнях буду тем, кто есть,
                и сброшу сладкогласия вериги,
                неподменим, как праведная весть.
Духовным завещанием атвора можно назвать стихотворение — "НЕ ВЫБИРАТЬ МНЕ, ЧТО ТАМ БУДЕТ". Им бы мне и хотелось закончить это эссе.
                Не выбирать мне, что там будет:
                и не стоять у трёх дорог,
                когда я сам себе — распутье
                и мне на сердц камень лёг.
                Я прожил сердцем все дороги — действительно, они прожиты сердцем.
В стихотворении звучит благодарность Богу за "подаянье всяких дней".
И в конце — вещие слова:
                Я стану нищим и свободным,
                до сердца проть свою сносив,
                и лягу камнем путеводным
                для тех, кто безоглядно жив!

Конечно, обозреть всю философскую лирику Поэта невозможно. Но даже и те стихотворения, о которых говорилось в эссе, показывают, как глубоко и мудро воспринимал Виктор Гаврилин жизнь, как ценил её, как не хотел уходить и как долго прощался с ней. Они несут  печать его высокой души, чистого и трепетного сердца.


     Завершая свою публикацию книги"Виктор Гаврилин глазами читателей", хочу выразить огромную благодарность Галине Стоянцевой за помощь и консультации в процессе написания её, а также всем своим друзьям и читателям, кому дорого имя Виктора Гаврилина.


















 


Рецензии