Дик

Урок

    Дик был огромной собакой, по моим меркам. Говорили, что он из породы среднеазиатских волкодавов. Темно-пепельный окрас, ростом в холке почти с меня, а мне тогда было лет пять. Он жил в нашем дворе, хотя частенько отсутствовал, видимо, по своим, собачьим делам где-то пропадал. Детская память выхватила некоторые эпизоды их этого отрезка времени.
То, что я любил Дика, и он любил меня и жалел, я знаю, и как с детской непосредственностью дергал его за уши, хвост и даже делал попытки оседлать его, аки коня и Дик, как джентльмен, ударял меня своей огромной головой, иногда рыча, но без злобы, иди, мол, а то хуже будет! Хотя, все же, один случай «неадекватности» имел место. Дело было так.
В один из дней, я играл во дворе, ковырялся в земле и видел, как тетя Лида, соседка, вынесла из дома миску с какой-то едой, чтобы покормить Дика. Дик завилял хвостом и с удовольствием прильнул к миске. Я не понимаю почему, но ясно, что не плохого ради, взбрело в мою несмышленую голову совершить опрометчивую ошибку, которая впоследствии стала уроком на всю жизнь. Я тихонько подошел сзади к, ничего не подозревающему Дику и дернул его за хвост… Реакция была мгновенной: Дик инстинктивно взвизгнул от неожиданности и, также повинуясь инстинкту защиты добычи, молниеносно атаковал мою руку. Укус был чувствительный, я помню небольшие красноватые вмятины на тыльной стороне ладони. К чести Дика, он лишь «тяпнул» мою руку, все же не смыкая в мертвой хватке свои мощные челюсти, хотя имел полное право исполнить свой хищнический долг!
На примере своих котов, которые также являются хищникам, я заметил, что «одомашненные», приученные к человеческому образу жизни, они более человеколюбивы и более лояльно относятся к людям и проявляют «очеловеченные» чувства, почти как люди. Так вот, когда Дик «оттяпал», как я, наверное, думал, чуть ли не пол руки и просто предал меня, своего лучшего друга: я заорал так, что те, кто услышал меня, подумал, что случилось что-то ужасное, возможно, конец света! Как он мог!!! Как он предал меня! Мой друг!..
Но тетя Лида видела все.
— Разве можно дергать собаку за хвост, когда она ест?
Она посмотрела на мою ладонь.
-Ничего страшного, крови нет!
Крови нет!!! Это волшебное слово успокаивало получше любого лекарства! Как в детстве: ударившись, больно, вы не обязательно плачете, (всякое бывает), но стоит потереть ушибленное место или просто дотронуться до него и увидеть кровь на пальцах… Это самое ужасное, то, что может случиться с вами! Вы начинаете не просто плакать, а орать так, чтобы вся Вселенная знала о вашем горе и… пожалела вас! Такие мы, дети, эгоисты!
Дальнейшие события уже стерты в памяти, но я помню, что дома мама провела вразумительную беседу со мной о взаимоотношениях человека и собаки.
Я усвоил одно важное правило: НИКОГДА НЕ ТРЕВОЖЬТЕ СОБАКУ, КОГДА ОНА ЕСТ ИЛИ СПИТ — ЭТО МОЖЕТ ПЛОХО КОНЧИТСЯ ДЛЯ ВАС, ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ ХОЗЯИН СОБАКИ.

Любовь и привязанность

Дика я считал «своей» собакой, даже «личной». Я чувствовал себя Хозяином!
Взаимоотношения хозяина и «квартирной» собаки немного отличаются от взаимоотношений с «будочной» собакой. И существует особое отношение к «дворовым» собакам, которые подразделяются на «временных», «приблудших», «существующих всегда» и «своих». Вот Дик и принадлежал к «своим» Почему? Сейчас расскажу.
Территория Дика была, как можно понять, очерчена площадью двора. Я помню, как он облаивал прохожих, идущих по тротуару вдоль нашего дома. Но стоило человеку перейти через дренажную канаву и ступить на проезжую часть дороги, как Дик сразу успокаивался и терял интерес к нему. Дик не любил пьяных. Помню, как дядя Миша, наш сосед приходил с работы, как всегда, в дупель пьяный, и Дик облаивал его до самого подъезда. Но поутру, когда дядя Миша совершенно трезвый шел на работу, картина была идиллической: Дик кружился в радостном танце, весело виляя хвостом, вставая на задние лапы, упираясь на плечи, облизывая лицо… Он провожал дядю Мишу до самой работы.… Вот об этой привычке я и хочу рассказать далее.
Это были два брата, один был старше меня года на четыре, другой, в свою очередь, был старше брата года на два. В то время они жили в соседнем подъезде, но позже переехали в соседний дом. Младший был моим другом. Это был достаточно крепкий парень, возможно, толстоватый, как мне кажется; сивые волосы и прическа «под горшок»- это я помню с фотографической точностью. Его брат, наоборот, был высок и худощав, с более темными волосами.
Я помню, что с ними жила бабушка, а вот матери их не помню. Бабушка работала в кафе, что находилась неподалеку, хотя с этого кафе и начинается моя история.
Слово «обед» у меня связывалось с закрытием магазина «Рассвет» на обеденный перерыв с 14 до 16 часов. Наша улица пустела и царила какая-то особая тишина, лишь изредка нарушаемая, почему то, похоронными процессиями, либо слишком шумливыми особями рода человеческого.
В один из таких летних дней, была жарища и безумно голубое небо, и яркое солнце и… тишина…
... Дика видели «наверху». Видели, как пацаны с Ленинабадской увели Дика на поводке.
Мой Дик пропал за несколько дней до этого. Я сильно скучал по нему. Говорили, что его убили живодеры, а эта служба иногда свирепствовала в поселке, наводя «санитарный порядок», порой доходя до верха жестокости, убивая ощенившихся сук в ошейниках, а однажды мы были свидетелями расстрела бедной «карманной» собачки напротив общежития и детского сада «Огонёк». До сих пор перед глазами бедняжка, взлетевшая на метр после выстрела и сделавшая сальто в воздухе, но осталась живой только благодаря сердобольному парню, прохожему, прекратившему экзекуцию…
— В кафешку привезли виноград!
Я помню, что мы ели в кафе не только виноград, но и рисовую кашу с зелёным горошком и котлетой. Конечно, мы не платили за это.
— Возьмите меня с собой! Я тоже хочу искать Дика!
Я плакал, я помню это, как и то, как старший из братьев сказал, чтобы я попросил разрешения пойти с ними у моих родителей. Но я не дошел до квартиры, чтобы попросить разрешения у отца. Я просто-напросто, подождал в подъезде некоторые время и, вернувшись к пацанам, убедительно уверил их в том, что мне разрешено отправиться на неведомую Ленинабадскую выручать Дика из плена!
Наш путь пролегал по такому маршруту: «Рассвет» — муминовские дворы, вдоль Белухи, мимо ЖКО, детского сада, школы, собственно дороги «наверх» мимо хозмага, ГРП, НВА…
— Дик! Дик! Вот он!
В ответ знакомый лай. Между двумя кирпичными домами, к мусорному баку был привязан наш Дик!
Старший из братьев подбежал к Дику и отвязал его. Мы с младшим остались на дороге. Запыхавшись, старший подбежал к нам, держа Дика на поводке.
— Бежим! Пока нас не заметили!
Мы бежали до самой кулинарии, где мы остановились отдышаться. Я развел руки, чтобы обнять Дика:
— Дика, Дика! (Я его называл так). Старший из братьев отпустил поводок, но дальше произошло то, что никто не ожидал:
Я заорал. Да, я испугался: Дик, встал на задние лапы, вытянув вперед передние, чтобы положить их на мои хрупкие плечи…
— Он кусает меня!- Я скрестил ручонки перед собой, стараясь защититься, как мне казалось, от озлобленного чудовища.
— Да ты что, он же радуется тебе!
 Но я чувствовал себя преданным и испуганным.
Слёзы душили меня, но Дик настойчиво старался лизнуть меня в лицо… Инстинктивно он выражал свою радость, присущей этой породе живых существ. Я прятался за спинами братьев.
— Да погладь ты его!- Смеялись они, не вполне понимая того, что переживал я в своей безобидной пятилетней душе.
— Он не любит меня!
— Он любит тебя, не бойся!
— Я хочу домой!
Я ещё не знал, что меня уже ищут. Кто-то сказал моим родителям, что я ушёл на поиски собаки в неведомые дали…
Досталось мне и братьям. Братья обиделись на меня, и было за что.
С Диком мы помирились.
Некоторые помнили, как я, указывая на кого-нибудь пальцем, говорил:
— Дика, Дика, укуси!

Эпилог

Дик пропал как-то быстро. Ещё вчера я дергал его за уши (почему-то мне нравилось это делать), а сегодня его нигде не видно.
 «Может его опять увели «кровожадные» ленинабадцы? Давайте сходим, поищем его? Я ведь знаю, где он может быть!». Тогда мне не сказали, что было с ним на самом деле, и куда всё же пропал Дик.
... Живодёры… Выстрел… Побег… Кровь…
Он пришёл на 2й или 3й день на наш двор… Он пил воду, но не стал есть еду, которую ему принесли.
... Дик посмотрел человеческими глазами, полные грусти и медленно, шатаясь, ушёл в сторону гор.
Больше никто, никогда его не видел…
— Он словно проститься пришёл.… Попрощался и ушёл.
Говорят, что животные, чувствуя скорую смерть, уходят в укромные места и умирают там. … Чтобы остаться навечно живыми. Как люди. Или почти как люди…
— Дика, Дика, Укуси!


Рецензии