Реформа соц. льгот в Республике Беларусь 2008
Кампания за объективность и правду о Республике Беларусь
www.belarussolidaritycampaign.co.uk
21 февраля 2008 г.
Пресс-релиз
Реформа социальных льгот в Республике Беларусь
Одним из крупнейших достижений Беларуси было сохранение социального равенства, справедливого стандарта жизни для всех граждан. Этого удалось добиться за счёт регулирования экономики и значительных отчислений в фонды социальной сферы. Белорусская экономика социально ориентирована, что означает, что прибыли направляются не в карманы начальников, но на благо всего общества в целом. Этому послужила широкая система социальных льгот, в том числе, субсидирование транспорта, поддержка материнства, стипендии для студентов, помощь ветеранам и зависимость пенсий от зарплат.
В июне 2007 г. белорусское правительство заявило о пересмотре системы льгот с некоторыми сокращениями и исключениями. Оппозиция попыталась использовать эту возможность для мобилизации своих сторонников, в первую очередь студентов. В якобы независимых СМИ широко сообщалось о ликвидации в Беларуси системы льгот, несмотря на заключение с Венесуэлой контрактов по очистке нефти и стабилизацию выплаты России задолженности за газ.
Как часто случается в Беларуси, СМИ сообщали о больших изменениях системы социальных льгот, чем имели место в действительности. Несмотря на необходимость подробного разъяснения истинных перемен, этого сделано не было. Сразу необходимо прояснить, что целью реформ было гарантировать, что имеющиеся средства будут направлены тем, кто больше всех в них нуждается, что речь не идёт об отмене льгот и оставлении людей без средств к существованию. Правительство не отказалось от своей политики «государства для народа».
Перед реформой системы льгот теми или иными государственными льготами пользовались около двух третей населения. Однако польза от этих льгот была (в среднем) крайне невелика. Большинство семей получали в месяц менее 20,000 белорусских рублей (около 10 долларов США). Для бюджета это составляло около 66 миллионов долларов США. Очевидно, что при прямом распределении эти средства принесли бы большую пользу. Белорусское правительство определило наиболее незащищённые слои общества, оценило их проблемы и насколько они решались. Выяснилось, что из 50 категорий льготников и 100 типов льгот наиболее незащищённые не получали значительной помощи, которая им требовалась. Это происходило из-за того, что выделенные средства распределялись по уравнительному принципу и иногда направлялись людям, которым благодаря финансовой стабильности более не требовались. Причина такого положения в общем улучшении экономической ситуации в Беларуси и росте зарплат (и пенсий) со времени введения действовавшей системы льгот. Для примера мы можем рассмотреть два последних года.
В 2006 г. реальные доходы (с учётом инфляции и стоимости жизни) выросли на 17,3% по сравнению с предыдущим годом, в то время как пенсии выросли на 13,4%. В 2007 г. реальные доходы выросли на 117,2%, уровень пенсий стал самым высоким в регионе, а инфляция упала до 3,2% (самая низкая в СНГ).
На практике это означает, что число людей, нуждающихся в льготах, заметно уменьшилось.
Прежняя система также привела к непропорциональному распределению средств в пользу городского населения. Семьи, проживающие в сельских районах, получали, как правило, немногим более половины того, что получали городские жители. В то же время более высокая стоимость жизни уже компенсировалась более высокими заработками в городах. В результате значительное количество выделяемых средств не приносило ощутимых результатов в плане снижения бедности или повышения стандартов жизни наиболее незащищённых членов общества.
Новая система льгот, вступившая в силу в декабре 2007 г., призвана устранить недостатки прежней системы в условиях новой социально-экономической ситуации. Изменения непосредственно затронут три основные категории льгот:
• Отпуск лекарств по рецептам
• Общественный транспорт
• Квартплата
Ранее поддержка оказывалась любому, кто относился к категории «все учащиеся» (и членам его семьи). Теперь она заменена системой «адресной помощи». Таким образом, помощь получат те, кто действительно в ней нуждается. Это означает уменьшение числа получателей помощи, но повышение её реального размера до необходимого уровня. В этом контексте следует снова упомянуть о росте реальных доходов.
Что касается общественного транспорта, в случае Минска ранее скидка полагалась каждому второму жителю, хотя в действительности такого уровня потребности в ней нет. После реформы транспорт останется льготным для детей, инвалидов и ветеранов войны.
Сэкономленные за счёт исключения некоторых льгот средства будут направляться не куда попало, а на развитие отраслей, которых они касаются. Например, транспорт и жилищно-эксплуатационные организации получат средства на улучшение качества своих услуг. В ответ на критику реформы льгот, представляющую её как отход от проводимой ранее социально ориентированной политики, нужно отметить следующее.
Помимо «адресной социальной поддержки», средства, высвободившиеся благодаря отмене старой системы, будут направлены на следующие нужды: около 7 миллиардов рублей на жилищные субсидии; 21 миллиард рублей на Президентскую программу обеспечения детей бесплатным питанием «Дети Беларуси»; на проекты в области здравоохранения, особенно касающиеся охраны здоровья матери и ребёнка; и на восстановление почв, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной станции.
Таким образом, ясно, что новая система льгот – необходимая и дальновидная реформа, целью которой является гарантировать помощь наиболее нуждающимся. В то же время повышаются зарплаты, пенсии, стипендии, создаются новые рабочие места. Новая «адресная система» поможет значительно и целенаправленно поднять уровень жизни самой бедной части населения, одновременно упростится процесс подачи заявления о предоставлении льгот. Следуя принципу социальной справедливости, новая система поможет получить льготы людям, которые действительно в них нуждаются, а сэкономленные средства будут использованы на другие социальные проекты для всего населения. Выступая по поводу новой системы в апреле 2007 г., Президент Лукашенко озвучил следующий вывод:
«Социальная политика современного государства должна быть интегрированной. А это предполагает не только защиту слабых, социально уязвимых категорий граждан, но и поддержку сильных, работоспособных групп населения.
Стратегия государства должна строиться в направлении от социальной защиты к социальному развитию…
Социальная помощь должна быть адресной и индивидуальной. В безусловной защите нуждаются инвалиды, одинокие старики, дети–сироты. Другим, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нужна рука помощи, чтобы встать на ноги, а не пожизненное содержание».
Свидетельство о публикации №212040201421