Явление Mr. Freeman!

или фиаско второго пришествия

Недавно в социальной сети Facebook появился демотиватор, в верхней части которого изображен Иисус Христос в окружении апостолов и последователей. В своей реплике Он говорит: «Верьте мне, Я – Сын Божий!». Апостолы отвечают: «Веруем!». В нижней части этого же демотиватора показан человек в усмирительной рубашке в палате для буйных в современной клинике, обитой противотравмирующими пуфами, заявляющий также: «Я – Сын Божий!». Очевидно, что в скептическом и с ухмылкой взгляде на него пары врачей кроется к нему совершенно иное отношение, чем у апостолов в верхней части демотиватора. В одном из комментариев к этому «постеру ненаглядной агитации» была такая реплика: «Теперь я уверен, что именно так мы и проебали Второе Пришествие!».

Глава I. Mr. Freeman: «Имеющие уши, да увидят!»

Вполне вероятно, что и демотивирующий мем в мультяшном образе такого персонажа, как Mr. Freeman стал призывом – обратить внимание на то, что точка морально-этического невозврата пройдена очень давно. Ведь докричаться о творимом в мире безобразии, не только до конкретных людей, но и до общественного сознания, стало гораздо сложнее.
Всем стало ясно, что «кричать» в рамках имеющихся ресурсов стало не рентабельно. За это, либо тебя отодвинут от кормушки, либо дисквалифицируют, либо вовлекут в сомнительные игры. Но, заявлять о морально-этических проблемах современного общества, всегда есть надобность. Поэтому появляются кодированные сообщения с многомерными целями. Они позволяют и пар выпустить с аудитории, и посчитать ее, и определить тенденциозные направления с потенциалом утилитарности, т.е. применения.
Надежда на традиционные обращения «туда наверх к 001» сейчас весьма зыбки на фоне имеющегося инструментария у властителей дум в чиновничьих апартаментах и акул нейро-лингвистики на просторах медиа-среды, вычесывающих все под «адекватный пробор». Как бы это не пытались опровергнуть представители чиновничьего корпуса той или иной страны, свободных так называемых «красных» креатившиков состоящих на службе весьма мало. А точнее, став таковыми, они не так часто посещаются музами.
Время традиционного «ремесла пророчеств», а также «безгрешных лидеров» ушло в лету. На смену пришла иная пора – эпоха жизнеспособных и воспроизводящихся и мультиплицируемых коллективным разумом мемов. Поэтому такие социально-технологические проекты как Mr. Freeman стали весьма привлекательны своей риторикой для одних, и своевременны для других. Последние помнят истину: «Разделяй и властвуй!».
Такие проекты создаются по законам нео-жанров, обновленной медиа-среды. Вот тут-то и кроется парадокс! Творческие команды «сносят крышу» всем и вся, что в природе своей антивластно и асоциально в рамках имеющегося системного формата. Однако, к примеру, несмотря на, казалось бы, публичные про-властные акции (аресты активистов Anonimous и Lulz Security), есть подозрения, что все проекты нео-либертарианцев и анархистов ведутся не без поддержки большого капитала и правительственных и транснациональных структур. Очевидно, что они - те, кто вовлечен действо и выражаем в качестве и объеме «услуг», не могут оказываться пастухами, бегающими по пастбищам с автоматами или дехканами, полосующими мак в горах Афганистана.
Очевидно также и то, что пора менять принципы мироустройства в монополярном мире. Но, разжигать новую «холодную» конфронтацию значит – получить новую опасность глобального конфликта с тотальной аннигиляцией всего созданного за прошедшие 20000 лет. Но оппозиция на глобальном уровне нужна! Поэтому возникла необходимость стимуляции протестного потенциала, через направление его в русло «робингудовских проделок» или побуждающего к самобичеванию анимационного проекта, с завлекательными, но нематериальными бонусами.
Пример Мистера Фримена адаптирован к «пост-тоталитарной сдержанности». Этот креатив не вскрывает банковские счета или сайты ФСБ и не выкладывает «видимость секретной инфы» в Wikiliks. Он нацелен на сознание российского офисного планктона, который, вероятно послужит пушечным мясом, брошенным под танки грядущих социальных инноваций. Глобальный проект, не правда ли?! Однако его ментальная адаптированность демонстрирует силы ответственные за инновации. Ими могут быть только госструктуры, пусть и латентные. В пользу этой гипотезы говорит и то, что на период выборов Президента РФ проект «Mr. Freeman» был приостановлен. Вероятно, все-таки кому-то необходимо было подстраховаться. Хотя, гладкость в управлении протестным потенциалом в РФ была продемонстрирована достаточно успешно: и т.н. оппозиционеры покричали, и полиция никого не покалечила.
Теперь можно говорить-проповедовать даже не двойными стандартами, а многомерными и в степенях! И все это видят. Скрывать это уже не только нет смысла, но и каких-либо возможностей. Да и нет надобности, т.к. социальные трансформации не только задуманы, запланированы, но и уже реализуются. Сам портал перехода в эпоху  подмены понятий начал возводиться не с середины 90-х годов прошлого века, а тысячелетия назад. Тогда, когда появились первые ораторы и демагоги.

Глава II. Mr.Freeman: «Большим можно оставаться и будучи маленьким»

Именно в 1990-е годы под пристальным присмотром USAID на территорию бывшего СССР, деморализованного системным крахом, в молодежные и образованные среды стали проникать не просто идеи, а сформированная система дебатных парламентских форматов – американского и английского. Конечно, это не универсальный инструмент, а лишь один из примеров.
Дебатные навыки дали не только понимание и возможность инструментального осмысления подмены понятий (или по оригинальной трактовке – подмены кейсов) в нашей жизни, но и знание того, как этому квалифицированно противостоять, пользуясь культурными форматами дебатов. А, следовательно, «джину» из бутылки была показана щель, выводящая наружу. Нежелание жить по-старому, теперь теоретически, можно было отстоять в культурной форме дебатов. Другой вопрос: Была ли предоставлена для этого возможность?
Всеускоряющаяся коммуникационная эволюция в глобальном масштабе требовала квалифицированного суждения о процессах, происходящих в социальных средах. И к настоящему времени в англоязычной среде появились современные гибриды масонов и Робин Гудов – Anonimous и Lulz Security, которым были делегированы на уровне альтруистической справедливости права наказывать «по понятиям». Это не секретное ведомство, а уже надгосударственный ресурс.
Anonimous и Lulz Security не адекватны для пост-советской языковой среды из-за имеющегося ментального занавеса и проблем интерпретации. Поэтому пустующую нишу должен был занять русско-язычный Mr. Freeman безапелляционно хлещущий банальной правдой по мозгам: «Свобода сегодня – это возможность щелкать по тысячам каналов, на халяву качать порнуху и просто делать то, за что тебе ничего не будет. Все! И стадо уже смирилось с этой подменой». Пользуясь языком дебатеров, состоялась именно подмена понятий созданием сложной многомерной структуры содержания тех или иных посланий.
Mr. Freeman обобщил и технологические комплексы, для объединения адекватных и недалеких людей в контейнере тотального унижения и педалирования их совести. Глубинный смысл Мистера Фримана, как и Бората весьма таинственен. Содержание мессаджей, и там и там, в новых жанровых форматах коммуникаций настолько универсально, что одновременно позволяет достигать множества целей.
Каким образом это касается Мистера Фримена и социальных технологий его класса? А все очень просто. Дабы избежать более тяжелых обострений в социальной среде, всего лишь надо создать альтернативный ход для коллективной мысли – этаких штатных и высокодобротных согласно всем законам жанра ручных «Робин Гудов» с огромным перечнем ресурсов. А в их числе у собирательных или виртуально-персональных образов «народных заступников» должны быть: институциональная, и, следовательно, высоко оплачиваемая команда свободных и высоко оплачиваемых креативщиков, которым предоставлена условно неограниченная свобода творчества. Конечно, все это должно быть выполнено на очень глубоком латентном уровне, чтобы публичная очевидность говорила об одном, а результат, получаемый в перспективе не поддавался простой и легко разгадываемой алгоритмизации.
А все потому, что мир на грани больших социальных катаклизмов, имеющих антропогенный характер. И чтобы их избежать, проще простого – направить их в управляемое русло и продолжать создавать «потемкинские деревушки», но уже не приписками к достижениям, а ими же к несчастьям протестного потенциала человечества и к катастрофическим перспективам.
Именно это Mr. Freeman убедительно и говорит: «А сейчас откройте глаза и посмотрите что мы наделали. Смотрите внимательно, ведь кажется ничего не изменилось, но… Слышали? Гроза уже ударила в там-там грома и молниями чертит новую картину мира. И скоро даже дитя найдёт здесь десять краеугольных отличий. А вы умеете видеть новое? Смотрите зорче…». Выражения нового языка, каким говорит Мистер Фриман, сепарирует нео-консерваторов от нео-либертарианцев. И речь в таких технологиях (а по сути мета-технологиях) не идет о политических интересах, военных блоках, странах или транс-национальных экономических стратегиях. Это уже война форм сознания, которую выгодно стимулировать дабы отсечь зерна от плевел. Все те, кто это понимает, может удачно для себя использовать  эту контуркультуру, прогнозируя последующие вехи.

Глава III. Mr.Freeman: «Человек не жалеет время, думая, что его много»

Если на заре нашей эры нейтрализовать протестный потенциал можно было всего за 30 серебряников, то теперь и предательство в его рафинированной форме уже не то, и действенность его уже не та. Да и, сама изысканность в дисциплине управления и подавления массового сознания зашла за пределы физических законов и традиционного понимания.
Если раньше можно было верить в светлое будущее или истины от пророков, а также манипуляторам, которые умело оперируют тем и другим, обещая все больше и больше, то ныне Mr. Freeman говорит: «Посмотри на власть, они особо не церемонятся — показывают народу несколько зажигательных спектаклей, раз в 2 месяца дают выпустить пар, выборы, поздравления с Новым Годом, построение нано-будущего, олимпийского царства и футбольного государства. Пипл хавает и счастлив. Но когда у народа дыра в кармане и совсем жрать нечего, кто виноват?! Тут уже не до водки с футболом, тут нужна жертва. И власть народу эту жертву, будь уверен, предоставит. Нас с тобой, понимаешь? Вот и получается игра такая. С одной стороны народ, которому насрать на себя, с другой — власть, которой насрать на народ».
Карикатуры к настоящему от Мистера Фримана не имеют под собой чрезмерно агрессивных по нынешним меркам политических сообщений. Они сосредоточены на вопросах существования среднестатистического человека с претензиями на интеллект, а также на вопросах философии повседневной жизни. Mr. Freeman призывает каждого, увидеть пустоту своей жизни, которая состоит из потребления, развлечений и издевательского насмехательства над принципами жизни других. При том, под «каждый» подразумевается не только среднестатистическая единица офисного планктона, но и высокие чинуши с неадекватной инновационной доктрине формами сознания.
Создатели шоу декларировано остаются неизвестными. Что в условиях громадного госресурса в РФ и практически неограниченного потенциала тотального контроля – не реально. Абсолютно ясно, что над Мистером Фриманом работает хорошая команда художников-мультипликаторов. Стиль, мастерство анимации, графика, озвучивание монтаж и все остальное на чрезвычайно высоком уровне. Многие обращают внимание на то, что этот мультик подозрительно добротный. Никакая оппозиционная сила даже в России не сможет преодолеть силу той жабы, которая будет противится выделению таких средств на такой анимационный сериал. К тому же, каждая из 64-х серий имеет свой 25-й кадр, в котором скрыт пазл «секретной» мандалы. А это, очевидно маркетинговый ход, привязанный к «про-чапмановским видениям» апокалиптических рубежей. Конечно, все увлекательно, но жанровые характеристики выдают следующий ход.
«Замануха» всего концепта проекта «Mr. Freeman» не спроста многоуровневая. Главный факт в том, что Мистер Фриман – хорошая пища для ума! Дневник Mr. Freeman даже завоевал награду «лучший видеоблог» на Фестивале «The Best of Blogs» в Берлине.

Глава IV. Mr. Freeman: «Кто осуждает ложь, тот врет больше всех. Я говорю правду и никому не верю».

В так называемом казахстанском сегменте Facebook мем Mr. Freeman пока не отмечен, даже наличием аватаров к аккаунтам. Это говорит о локальной заточенности коллектива идеологов-создателей или точнее об их невнимании к русскоязычным языковым перефериям. Что это? Нехватка ресурса? Или точечный удар по языковой метрополии в надежде на последующий процесс нарастания идеологического кома? Ан нет, это всего лишь использование того объема «просветвленного» офисного планктона, который имеет массу, приближающуюся к критической. И, именно с нее начнется либо приобщение к «просветлению», либо дерзкое унижение неадекватных.
Переживать о том, что в нашей стране нет таких проектов еще рано. В Казахстане есть свои жанровые аналоги, которые правда носят лишь организационный характер в виде тех или иных акций или провокаций. Они пока не настолько технологичные и ресурсно-затратные, но местами действенные по своему охвату аудиторного внимания. В них мы видим игроков, которые в той или иной мере успешно потакают такой «игре».
При этом, стоит отметить, что мы входим в сферы интересов русско-язычных и англо-язычных ментальных стратегий. А по этому, прорывные коммуникационные проекты с обширными ресурсами социального воздействия не только не выгодны нашим «кураторам», но и сами мы еще не способны осознать их потенциал. Создавать такие ресурсы все равно, что иметь свой собственный проект получения оружейного плутония или разработки баллистических ракет большой дальности. До этого надо дорасти и иметь возможность мобилизовать государственные силы. "А нам это надо?", - думают на это отечественные государственные мужи. "У на и так есть кое-какая кормушка... И инновации нам во вред...", - дополняют затем сами себя.

P.S. Всегда актуальны слова от Mr. Freeman: «Вы разрываетесь между романтикой противостояния и желанием приспособится и выживать. Вот тут-то Вам и дают по зубам».


Рецензии