Герб Республики Коми

Лет тому уже несколько назад случился у меня краткий разговор с одним из весьма влиятельных в нашей Республике Коми людей.
 
Как водится в таких случаях – речь шла о том, о сём и ни о чём, но, между делом, собеседник мой выдал такую осторожную мысль – де, не пора бы нам  задуматься о Гербе нашей республики?  Может быть, имеет смысл от «исполненного по мотивам пермского звериного стиля изображения золотой хищной птицы» перейти к более  христианскому, что ли, государственному символу?

Я тогда отреагировал довольно непосредственно и бурно, заметив, что наш Герб – это точка смыкания глубочайших, этнических, эстетических исторических корней земли коми с современным научным поиском, с символом окрылённости  нашей судьбы будущим… впоследствии угасла тема этого странного разговора, но из головы у меня все эти годы она не шла…

Заинтересовался я и Пермским звериным стилем, и схожестью принадлежащих к нему артефактов, обнаруженных, кроме Коми пермяцкой и Коми земли, ещё и в Печорском крае (Печорский стиль), в Западной Сибири (Западносибирский, Обский звериный стиль).
Но самое глубокое впечатление произвело на меня стилистическое сходство фигурок, привезённых Центральноазиатской экспедицией Н.К.Рериха (1924 – 1928 гг.) и выставленных в Международном Центре Рерихов в Москве.
 
Стоя у экспозиционной витрины, я услышал тогда (почти физически) согласный поток древнейшей основы мировой культуры.
 
А совсем недавно довелось мне  внимательно изучать мнение доктора философских наук  Валерия Никитича Дёмина об исторических корнях русского народа, где упоминается и Пермский звериный стиль:
«Множество стилизованных бронзовых изображений птицелюдей было найдено в разных местах Прикамского региона и Приполярного Урала. Это образцы так называемого Пермского звериного стиля. Почему-то их принято именовать «чудскими древностями» и односторонне привязывать к финно-угорской культуре: раз последними по времени аборигенами здесь являются коми, ханты, манси и другие народы, значит, именно им и принадлежат обнаруженные археологами предметы и изделия. Однако истоки финно-угорских, самодийских, индоевропейских и всех других народов следует искать в северной Гиперборее с единым языком и культурой. Именно в эту гиперборейскую древность уходят и корни «пермского стиля» с его крылатыми птицелюдьми, распространёнными, впрочем, по всему земному шару – вплоть до Южной Америки и острова Пасхи» (Дёмин В.Н. «Гиперборея. Исторические корни русского народа», М., ФАИР-ПРЕСС, 2000 г., стр.58-59).

Вобщем, Герб у нас замечательный. И совершенно неслучайно образ его многократно отражён в произведениях Пермского звериного стиля. Всё более широко и заинтересованно обсуждается тема нашей общей прародины, раскрытая в работах российских учёных – Натальи Романовны Гусевой, Валерия Никитича Дёмина, Геннадия Станиславовича Гриневича, Юрия Дмитриевича Петухова, Светланы Васильевны Жарниковой.
 
Нельзя нам забывать свои глубинные корни. Они звучат в нас, что бы с нами ни происходило. Судьба республики крылата.


Рецензии