73. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. Состав населен
СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПОЛУ
Войны, которая вела царская Россия, не повлияли на со-отношение мужчин и женщин в Орловском уезде. Авторы отме-тили, что разница в численном составе полов среди сельского населения Орловского уезда очень невелика и весьма близко подходит к средней для всей России. Иными словами, и во всей России не было такого положения, как сейчас: чтобы на 10 женщин приходилось 9 мужчин, а то и меньше.
Посмотрим, как обстояло в этом отношении дело в уезде. Лидировала здесь в 1894 году Собакинская волость, где на 100 мужчин приходилось 113,1 женщины. Собакинская волость на-ходилась тогда между нынешними Глазуновским и Свердлов-ским районами. 28 октября 1961 года деревня Собакино Мед-ведевского сельсовета была переименована, видимо, из-за не-благозвучия, в деревню Володарская.
Не исключено, что таким образом просто скрашивалось следующее действо правительст-ва: 26 декабря 1961 года Сталинский сельсовет был переиме-нован в Глазуновский сельсовет.
Кстати, деревни Волково – Шаблыкинского и Мценского районов – и посёлок Волковский – Болховского района «не тро-нули», т.е. не переименовали, хотя волк для людей представляет опасность. Но не станем иронизировать: кто-то посчитал, что на-звание деревни Собакино не совсем правильное.
Точно так же посчитали и на самом верху.
К числу волостей, где на 100 мужчин приходилось более 105 женщин, относилась и Яковлевская. Однако в нашей По-кровской волости, соседней с Яковлевской, на 100 мужчин было 96,9 женщин (в среднем), в Лавровской волости – ещё меньше – 96,4. Почему, спросим сами себя, так было.
Может быть, по-тому что Яковлевская волость была больше заселена поме-щичьими крестьянами, а Покровская и Лавровская – душевы-ми?! Однако меньше женщин наблюдалось и в других волостях, где душевых крестьян было мало или вообще не было – Бого-словской, Талызинской, Городищенской.
А что по этому поводу говорили авторы Сборника. Они пи-сали, что в четырёх подгородних волостях численность женщин меньше численности мужчин. А чем дальше от Орла, тем чис-ленность женщин возрастала и превосходила мужчин.
Указаную особеность в колебаниях относительной числен-ности полов в различных районах можно поставить в связь с ко-лебаниями процента крестьян-собственников в тех же самых районах, т.е. от Орла к оукраинам. Тем не менее, авторы счита-ли, что натиболее существенною из этих особенностей можно считать большую или меньшую степень обеспечения крестьян землёю. Именно в этом отношении среди означенных разрядов крестьян существует довольно значительные неравенства.
Это видно из таблицы. Крестьяне-собственники имели на одного едока 0,9 десятины земли. На 100 мужчин здесь было 103,5 женщины. Государственные душевые имели на одного едока 1,3 десятины в среднем. На 100 мужчин здесь было уже 97,5 женщины. Государствекнные четвертные – на едока 1,2 десятины, на 100 мужчин – 97,3женщин.
Итак, чем больше земли в семье, тем больше здесь мужи-ков. Вопрос, конечно, интересный. А там, где земли было мало, мужчины уходили на заработки, на юга и севера?!
Вспомним, что раньше землю давали только на лиц муж-ского пола. Всё это так, однако с природой не поспоришь: поло-жено родиться девочке, появлялась на свет девочка.
Может быть, бывшие помещичьи мужчины работали про-сто на износ, а душевые и четвертные мужчины, имея более-менее богатый стол, жили лучше?!
Но в таком случае должны бы-ли жить лучше и женщины! Не исключено, что в рекруты, т.е. в армию брали больше из крестьян-собственников, в то время как более богатые крестьяне откупались от службы. Но это лишь на-ши предположения, ни на чём не основанные.
Свидетельство о публикации №212040200752