75. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. Грамотность
ГРАМОТНОСТЬ
Всего семей, умеющих писать и читать, в том числе, не умеющих писать, зарегистировано в уезде 9392 человек, т.е. 42,1 % семей. Или 14339 мужчин и 497 женщин. Наибольшее число грамотных было вновь в пригородном районе, т.е. в той же Покровской волости и др. – 31,4%. Окраины на 10% меньше.
Авторы дают такую таблицу. Процент грамотности среди крестьян-собственников составлял в 1894 году – 22,2, государ-ственных из помещичьих – 16,5, удельных – 30,4, государствен-ных душевых –36,2, государственные четвертные – 29,1%.
Как видим, высший процент грамотности имели государ-ственные душевые, т.е. наши предки, живущие в пригородном районе. Процент грамотности ниже всего был у безнадельных – 19,9, выше всего у тех крестьян, которые имели более 20 деся-тин земли – 43,1. Иными словами, чем более зажиточнее были крестьяне, тем более они были грамотнее. Учились дети и взрос-лые как в земской школе, так и в церковно-приходской, город-ской школе, школе удельного ведомства.
Получали образование и на военной службе, у грамотеев, дома и самоучкой, и неизвестно где. Более всего учились в зем-ской школе – 37,3% и у грамотеев – 36,5%. Церковно-приходская школа давала образование всего 3,5% детей. Мало их было и в городской школе – 0,7%.
Дома и самоучкой обучались 9,6%. Скорее всего, образо-вание это было не таким глубоким как сейчас в средних школах, хотя мне приходилось слышать о том, что, мол, 4 класса церков-но-приходской школы равнялись по уровню знаний, даваемых детям, советской 7-летке. Безусловно, тут ещё многое зависело от способностей каждого ученика в отдельности.
Свидетельство о публикации №212040200766