2. 23. Заключение ко второй книге

 
Заключение 
Ко второй книге родословной Черняевых.
Вот и закончена вторая книга о нашей семье. Жаль, что прочесть её могут только два моих младших брата. Я постаралась быть объективной. Для кого эта книга писалась? Для всех не равнодушных к своим предкам, то есть к своим корням, к себе. Знаю, любо-знательные есть у Анатолия. Это его внуки и сыновья. Я, надеюсь, что моя внучка также не оставит труд бабушки без внимания: сохранит и продолжит свою родословную. Зная корни бабушки, папы, продолжит родословную под фамилией Беловы и Петуховы. Передаст своим детям.
Черновой экземпляр я отправила раньше Анатолию, племяннице Зое и Алёне, дочерям Бориса. Сыну Леонтия Максиму. Дочери Георгия Любе.
Не хочу набивать себе цену, но этот труд был по плечу только мне, благодаря моей заинтересованности, настойчивости. И ещё тому, что мама последние годы жизни прожила со мной. Если бы она обрела свой приют и покой у кого – нибудь из братьев, то, возможно, это книга не родилась бы. Так что спасибо вам, братья, что мама оказалась у меня, а не у вас.
Обращаюсь ко всем племянникам, внукам с просьбой: будьте внимательны к своим родителям, когда они будут старенькие, возможно, больны. Не забудьте: вы молодыми тоже вечно не будите.
«Господь не может поспеть всюду одновременно, поэтому он создал матерей». Родители нуждаются в ласке и внимании своих детей, как дети когда - то не могли обойтись без родителей. Не чурайтесь и дружбы между собой, в трудную минуту помогайте, как мы с братьями помогали друг другу.
Путешествие по Забайкальскому краю.
С 17 по28 сентября 2010 года
Оказывается, я зря опасалась, что моя книга будет не нужна.
Презентация книги среди моих родственников прошла на УРА! Не было равнодушных родственников к моему труду. Каждый захотел иметь в семье эту книгу. Это меня окрылило и вдохновило. И теперь я спокойно напишу все впечатления, о своей поездке. Постараюсь довести до потомков о местах, где наши прапрадеды отбывали наказание монархов. Где наши родители родились, выросли и продолжали борьбу за свою свободу и независимость, а также за свободу и независимость нашей Родины. Это не громкое название книги.
Кто внимательно прочитал книгу, тот уловил, что и потомки прадедов продолжали эту борьбу. Так Фома Вениаминович участник событий в Первой мировой войне с Германией. Его сын Георгий участник событий во второй мировой войне, с Германией. Погибли на этой войне братья мамы: Яков и Александр. Старший мой брат Леонтий участник событий в КОРЕЙСКОЙ ВОЙНЕ, о которой наше правительство долго замалчивало. Военно-морская база в Порт – Артуре, что в бассейне Жёлтого моря. Младшие братья Борис, Пётр, Анатолий служили в мирное время, но «порох держали сухим». Мой сын Николай служил в пограничных войсках на границе с Китаем.
Так что перед вами история поколений.
Что скажешь, царское правительство находило такие места, до которых трудно добраться. Но ещё труднее вернуться из этих мест. Трудно даже на автомашине доехать до этих мест. А как же в кандалах да по грунтовым дорогам?
Едешь и считаешь, сколько же в этих краях было царских тюрем: Акатуйская, Алгочинская, Нерчинская, Кутомаровская, Кадаинская, Горно-Зерентуйская. Ссылали в Александровский завод, а потом было распределение по этим тюрьмам. В Мальциев-ской тюрьме томились женщины революционерки. В Кадае с 1864 по 1868 год отбывал наказание Чернышевский и Михайлов. До перестройки нашего государства домик, где жил Н.Г.Чернышевский, был музеем, охранялся. Теперь и следов от него не осталось.
На горе установлен памятник Михайлову. Но добраться до него не просто. Надо попросту лезть на гору. Нам так и не пришлось до него подняться из-за отсутствия времени.
Отец был на открытии этого памятника в 1960 году. Он написал в своем дневнике, что на памятнике написаны стихи Михайлова:
Смело, друзья, не теряйте
Бодрость в неравном бою.
Родину – мать вы спасайте,
Честь и свободу свою.
Час освобождения настанет,
Воли добьётся народ.
Добрым нас словом помянет,
К нам на могилу придёт.
(в приложении смотрите стихи отца на могиле Михайлову).
В шестидесятые годы Кадая, видимо, выглядела прекрасно. Отец писал:
«Теперь у твоей могилы я стою.
Родное своё село не узнаю:
Как прекрасно стало оно.
А вот при царе дряхлое было ».
Ах, отец, если бы ты сейчас посмотрел на своё село!
В каких руинах это село. Дорог нет, одни ухабы да промоины. Посёлок расположен среди гор в нижней его части. Как бы в блюде. Трудно даже выделить основную дорогу.
Еле добрались до школы. Школа на горе. Чуть пониже была царская тюрьма с каменным ограждением. Старший брат Георгий писал, что толщина этих стен была больше метра. Высотой более 2 метров. Тюрьму закрыли сразу же после революции. Ограду пытались взорвать, но это было не просто. И вот теперь не осталось и следа от неё. И вообще уничтожены все следы, ничего не осталось от того времени, которые бы напоминали об истории села, о царской ссылке. Память осталась лишь в сердцах самых старых жителей. Мы хотели найти организатора школьного музея учителя – истории Истомина Александра Сергеевича. Но его не оказалось дома. Нам сказали, что это уже очень пожилой человек. Патриот. Он хотел, чтобы из истории, как из песни, слова не выбрасывали. Что же это за люди, которые постарались стереть с лица земли часть истории нашего многострадального государства?
Ради чего всё уничтожено?
Не ради дорогой земли под застройки. Это же не Москва, где снесли с лица столицы следы истории.


Потомки!
Сохраните эту книгу, и наказ своим детям дайте беречь память о своих предках и продолжите начатое, мной.
 Не будьте из тех, кого называют: «Иванами, не помнящими родства».

Ваша Тамара Белова из рода Черняевых.

 Труд сей завершила 10 декабря 2010 года

             
               
 (фото с внучкой)

   Внучке моей Марии Николаевне Беловой этот труд продолжать.

 
   Ведь жизнь продолжается. «Будут внуки. Потом всё опять повториться с начала».

                Тамара Белова
          Годы работы над родословной
           2000 – 2012

   Рано я подвела итог, так как я вновь побывала в Забайкалье в 2012 году. Могу дополнить навыми интересными фактами из жизни  некоторых героев из моей книги. Книгу теперь имеют все потомки Черняевы. Старшее поколение читает со слезами благодарности.Пишу теперь и о молодом поколении- наследниках этой родословной. Написала адреса всех родственников с указанием телефонов.Теперь рассылаю по электронной почте желающим. В октябре проехала до Амура, встретив на своём пути 48 человек родственников. Объеденила, познакомила молодых родственников, которые не знали даже друг друга вообще.

    Так что продолжение будет.
да, рано ставила точку. жизнь продолжается и пишется продолжение родословной. 9 августа 2017 г.

 


Рецензии