Монетизация льгот
Довольно много было льготников в Советском Союзе, тем более что тогда ветераном труда являлся едва ли не каждый второй пенсионер. Для советской власти такая нагрузка на госбюджет не являлась обременительной. Городских автобусов было мало, пассажиры, как правило, забивали их под завязку, и работа общественного автотранспорта окупалась с лихвой.
Неработающие граждане-льготники старались избегать часа «пик» и выходили на остановки, начиная с 9 часов утра. Как раз к этому времени водители автобусов успевали перевезти рабочий люд на работу и с работы и дружно уезжали на обед.
Первый после длительного перерыва автобус появлялся примерно в 11 часов утра. Измученная долгим ожиданием толпа пассажиров брала автобус штурмом. Но не всем удавалась влезть в автобус – «за бортом», как правило, оставалось народа ещё на целый автобус.
Теперь главной задачей водителя было закрыть боковые двери. Пассажиры вдавливались друг в друга; кто-то поднимал руку, другой – ногу, и – о чудо! – двери закрывались, и автобус трогался с места. Жалобно скрипели амортизаторы, на высокой ноте гудел перегруженный мотор, но автобус, упорно и терпеливо тащился по разбитым городским улицам со скоростью 20 – 30 километров в час. Нередко от перегруза лопались и стреляли шины.
Должен заметить, что в советское время не только льготники ездили бесплатно – многие пассажиры отказывались оплачивать проезд. Люди справедливо возмущались: возят в таких ужасных условиях, и за это ещё и платить?! В час пик очень многие не оплачивали проезд.
Но вот в 90-е годы появились частные фирмы по перевозке пассажиров; государственные автотранспортные предприятия (АТП) перешли на самоокупаемость.
Остро встал вопрос о компенсации автовладельцам убытков от бесплатной перевозки льготников. Как правило, эта компенсация оказывалась государственным автотранспортным предприятиям; частникам её не выдавали.
Пожилые люди не понимали, почему в одном автобусе их, как и прежде, перевозят бесплатно, в другом же требуют деньги за проезд. Сколько было испорчено нервов, сколько пролито слёз по этому поводу! Пожилые женщины плакали:
- Я всю войну трудилась, 50 лет на вредном производстве отработала, а меня, как собаку бездомную, выгоняют из автобуса!
- Я не буду платить! И из автобуса я не выйду – что хочешь со мной делай! – бывало, заявлял человек кондуктору (у которой, кстати, тоже нервы не железные и которой категорически запрещено перевозить бесплатно кого бы то ни было).
Частника тоже можно понять. Не для того он на свои средства покупал автобус и нанимал шофёра, чтобы перевозить пассажиров себе в убыток.
Но постепенно, год за годом, всё «устаканилось», пришло в норму. Пожилые граждане научились отличать государственные автобусы от частных, и при появлении автобуса ПАТП заполняли его чуть ли не битком (автобусов АТП в 90-е годы было немного, и ходили они редко).
Радостные и счастливые, рассаживались пассажиры по местам или ехали стоя. Не радовались только водитель с кондуктором.
- Одних только льготников и возим, - жаловались кондукторы, - а те, кто платит деньги, садятся в другие, не наши, автобусы!
Целыми днями автобусы АТП бесплатно перевозили пенсионеров. А поводов для поездок у тех находилось великое множество. Так, на хлебокомбинате булка хлеба стоила на 2 – 3 рубля меньше, чем в магазине. Затем пенсионеры направлялись на молокозавод, жиркомбинат, птицефабрику и так далее – туда, где продукты были дешевле.
Во второй половине дня уставшие, но довольные пенсионеры, объехав город вдоль и поперёк, возвращались домой с полными сумками продуктов. А завтра – снова в поход.
По этой причине граждане, не имеющие льгот, предпочитали передвигаться в «Газелях». Хоть и тесновато, зато, заплатив деньги, можно было сидеть всю дорогу. Да и, признаться, без шумных, крикливых, "качающих свои права" пенсионеров ехать как-то спокойнее.
Льготы на бесплатный проезд приводили к деградации муниципального транспорта, поскольку АТП практически не имели выручки и являлись убыточными организациями.
Кроме того, отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяло некоторым владельцам АТП выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных компаний и присваивать их. Кто-то из руководства наживался, а автобусные парки хирели.
С 2005 года государство отменило бесплатный проезд в общественном транспорте. Вместо этого лицам, имеющим право на льготу, начали ежемесячно выплачивать денежные компенсации.
Монетизация льгот вызвала широкое недовольство у малоимущих слоёв населения. Однако, многие автотранспортные предприятия вздохнули с облегчением. Они, наконец, увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жёсткой конкуренции и отсутствия наличных средств.
Многие АТП за счёт монетизации начали обновление парка автомобильной техники, которая находилась в плачевном состоянии и требовала скорейшей замены. Эта ситуация особенно ярко наблюдалась в небольших городах.
Сейчас между собой конкурируют государственные и частные автопредприятия. Пассажир может выбрать для поездки либо тесную «Газель», либо просторный «ПАЗ». А хочешь – можешь и на комфортном корейском автобусе прокатиться. И не нужно теперь брать автобус штурмом – частота движения автобусов зачастую составляет пять минут.
Что характерно, богатейший СССР никогда не располагал необходимым для населения количеством автобусов. На разбухший военно-промышленный комплекс и на почти 5-миллионную армию деньги были, а вот на дешёвые автобусы их не хватало.
Зато нас все боялись. Боялись – значит, ненавидели. Сейчас нас не боятся, зато с автобусами порядок. И в магазинах в любое время года – полный ассортимент продуктов и никаких очередей.
Так какой проезд выгоднее - бесплатный или платный?
Не стоит забывать, что бесплатным может быть только сыр в мышеловке. Сделав копеечную поблажку населению в одном, советское государство существенно ущемляло своих граждан во многом другом.
Свидетельство о публикации №212040200878
Все они числились как санитарный транспорт на случай войны, в автопарках были специальные склады, в которых хранились стойки для крепления носилок и светомаскирующие устройства для фар.
Госплан при планировании перевозок исходил из того, что человек должен был приехать на работу и вернуться домой, но не учитывал того, что ему еще куда то надо, кроме того автобусы свой ресурс не выхаживали, то ли из за плохих дорог, то ли из за плохого техобслуживания или заводского брака...
Что до цены на билеты, то 5 копеек, на которые можно было купить почти литр бензина далеко не все платили и не потому что льготники...
В перегруженном автобусе руку в карман просунуть иной раз было проблемой.
Поэтому крупные предприятия, не надеялись на общественный транспорт, а возили своих людей на служебных автобусах, нередко за десятки, а то и сотни километров. Эти ведомственные автобусы минтранс не учитывал, а они между тем и запчастей требовали и водителей опытных и много чего еще, что создавало "внеплановую" конкуренцию....
После развала Союза дороги лучше не стали, зато бензин стал массово уходить "налево" причем уже не канистрами, а эшелонами, что вытянуло его цену буквально за уши...
Если смотреть по бензину, то поездка на маршрутке скажем на 25 км стоит как литр бензина на заправке, маршрутка в СССР стоила втрое дороже...
Недавно я посчитал, во что мне обходится поездка скажем в магазин, сберкассу и на почту. Расстояние в оба конца 10 км (литр бензина), за маршрутку вдвоем надо отдать 8+8=16000 это три литра бензина.
Так что поездка на своей сильно подержанной машине обходится вдвое-трое дешевле, да и время экономится, до маршрутки почти километр топать надо...
Если купить стройматериалы, то их доставка на то же расстояние обойдется уже 15-20 литров бензина.
Машина мне обошлась в 350 долларов (500 литров бензина), при таком раскладе ее окупаемость, с учетом сдачи всего что останется в металлолом, это 10-15 поездок за стройматериалами или 70-80 поездок в магазин...
Если же заняться бизнесом, например продавать рассаду и саженцы, то машина может окупиться вообще за неделю...
Андрей Бухаров 05.04.2012 17:43 Заявить о нарушении
Вы предоставили массу неизвестной мне информации, спасибо. В центре моей работы - конфликт между привычкой льготников к бесплатной поездке и естественным стремлением владельцев автобусов к окупаемости поездок. В данном случае здравый смысл победил: поездки для всех стали платными, что позволило разрешить одновременно ряд, казалось бы, нерешаемых проблем.
Эксплуатация своего собственного вида транспорта экономически оправдана - с этим никто уже не спорит. Особенно, если семья владельца ТС склонна к частым поездкам, путешествиям и т.п.
С уважением - ЛО.
Лев Ольшанский 05.04.2012 17:53 Заявить о нарушении
Кроме того появляется возможность устроиться куда нибудь на работу.
Если я раньше выбирался в магазин раз в неделю, тратил на это полдня и приходил весь в мыле, то теперь это занимает меньше часа и ни капли пота...
Андрей Бухаров 05.04.2012 18:05 Заявить о нарушении
А на юг я и даром не поеду. Один мой ровесник пару лет назад поехал на юг летом, умер от сердца. Обратно его привезли. Я у себя-то, на Урале, в жаркие дни из квартиры не выхожу на солнце, ещё и на юг поеду... До недавнего времени жару я переносил легко.
Лев Ольшанский 05.04.2012 18:21 Заявить о нарушении
А жара для меня не в новинку, я из Ташкента родом.
Еще один нюанс - на машине дрова заготавливать можно, сейчас я их в тачке из леса вожу от меня до него всего 72 метра, на машине же я могу обеспечивать себя дровами быстрее и легче...
Андрей Бухаров 05.04.2012 19:11 Заявить о нарушении
Что касается "качественных продуктов", то в России их практически не было. Вы, наверное, читали у меня, как в 1980 году на праздник 7 Ноября выбросили муку и люди давили друг друга в очередях? Это, конечно, не Украина - Россия. Варёную колбасу за 2.20 свободно купить можно было только в Москве. А на Украине - не только колбасу, но и мясо - за те же 2 рубля с копейками. А как, начиная с 1986 года, в российских магазинах стало невозможно купить ни водки, ни вина, ни пива? Люди давили друг друга в страшной толкучке. Сколько погибло людей в этих очередях - мне не известно. А на Украине в это время любое спиртное можно было купить в магазине совершенно спокойно, без всякой очереди.
В разных мы странах жили, поэтому и воспоминания у нас разные. В России хорошо снабжались только некоторые категории граждан. Ну, жители столиц, закрытых городов, торгаши. Партийный аппарат ещё, естественно.
Насчёт автомобилей. Почему советские люди так хорошо жили, а своих автомобилей не имели? А как только обнищали после реформы, каждый второй вдруг купил автомобиль? Причём, в основном, иномарку. Нелогично получается. Не стыкуется.
Теперь насчёт праздничного набора продуктов в 300 долларов, то есть на 9 тысяч рублей (на семью, видимо). Богато живёте! Я так никогда не жил, даже и сейчас, не говоря уж о жизни в СССР. Что бы я купил тогда в СССР на 300 рублей? Минтай в банках, кошачьи консервы да "Завтрак туриста"? А на остальное - макароны...
Лев Ольшанский 08.04.2012 05:46 Заявить о нарушении
В годы Советской власти я, большею частью, один работал на всю семью - жена сидела с детьми. Я получал 160 - 180 в месяц на троих. Это - 60 р. на человека в месяц. Это - хорошо?! Потом получал 200 на четверых - по 50 р. на человека. Это - хорошо или плохо?
В 90-е мы жили ну очень плохо! И только в "нулевые" мы с женой работали вдвоём (дочери учились), потом дочери по одной начали выходить на работу. Так что реальное улучшение жизни я почувствовал всего 5 лет назад! За всю жизнь.
У кого-то расклад получился другой, у него, наоборот, в последние годы началось ухудшение.
Одним словом, не жили хорошо, не стоит и начинать. А теперь я, вообще, неработающий пенсионер.
Лев Ольшанский 08.04.2012 23:23 Заявить о нарушении
А 300 долларов на праздник и сто на спиртное - это, вообще, умопомрачительные цифры. На праздник берём один бутылька водки и один - вина, итого 300р. Но не каждый раз - в этом году (и на Новый Год) не покупали спиртного. А еды - думаю, тысячи на полторы. Ну, что там брать-то? Курица, колбаски чуть-чуть, рыбка - и всё. И в тысячу можно было уложиться - ну, мы же не голодные! Сели, через 15 минут уже все наелись, ещё посидели пару часиков... Мне вот на 8 марта только бутылку пива за 30 р. и удалось выпить...
Лев Ольшанский 08.04.2012 23:32 Заявить о нарушении