Археологические сказки
Мало кто знает, что город Шумерля был основан шумерами. Когда стали шумеров притеснять в родной Месопотамии, бежали они куда подальше, в леса северные, непролазные, где любой враг запросто заблудится, а пока найдётся - забудет, зачем шумеров искал.
Только грустно было шумерам вдали от родины, на чужбине. Собирались они вечерами на краю деревни и пели длинные печальные песни. В итоге окрестные жители прозвали их деревню "Шумер ля-минор", с течением времени название подсократилось, и появился на карте город Шумерля.
Одна из тех песен, что шумеры пели вечерами, глядя на луну и о родине своей месопотомской тоскуя, была "Шумел камыш". То есть, поначалу она называлась "Шумер, камыш" - это уж потом слова поменялись. А шумеры сидят, песню поют да болота, камышом поросшие, вспоминают - и ночи тёмные, и звёзд россыпь над головой - нигде таких крупных да ярких нет.
Кстати, слово "камыш" шумеры у египтян древних позаимствовали. Пришли к ним как-то в гости на пирамиды посмотреть и говорят:
- Дайте нам слово взаймы, чтоб высокую траву на болоте называть.
А египтяне добрые, им не жалко.
- Берите, - говорят, - только аккуратнее, не поломайте.
Так и стали шумеры камыш камышом называть. А с египтянского камыш так переводится: "ка" - это душа, а "мыш" - это и есть мышь, только тогда мягкий знак ещё не придумали.
Мышь - существо мелкое, дрожаще-шебуршащее, египтяне хотели было из неё божество сделать, но потом подумали, что слишком мало в ней авторитету, да и Бастет может обидеться. А поскольку египтяне животных очень любили, то и назвали в честь мышки болотную траву - хоть и не обожествили, но в веках прославили.
В общем, славные были ребята - шумеры с египтянами!
2.
Жили когда-то в Америке индейцы, которые очень со своими детьми играть любили. Придут, бывало, после трудов праведных, а то и вместо них, домой и давай с малышами играть: "А чья это ручка? А чья это ножка?" Малыш от радости аж повизгивает: "Моя!Моя!" Вокруг него и мама, и папа, и бабушки с дедушками собираются, и даже старшие братья-сёстры поиграть с ним рады, только б по дому работу не делать. И так бывало разыграются, что начинают друг к другу приставать и к соседям (малышам-то и отдыхать иногда надо). И разносится по улице: "Моя!Моя!" Ну вы-то понимаете, что это пишется "моя", а произносится "майя". Так соседние племена и стали этих любителей играть с малышами звать - индейцы майя.
А ещё майя любили играть в мяч. Стоят, мячик друг другу бросают - и удовольствие, и для здоровья польза. Случилось как-то раз другому племени мимо проходить и игру эту увидеть. Стоят они, удивляются - интересно ж за людьми понаблюдать. Понравилась им игра, а попросить, чтоб их приняли, не смеют - стесняются. Тут один из игроков увидел, что на них смотрят, и говорит другому: "Им кинь!" Бросил второй игрок мячик наблюдателям, те поняли, что их тоже поиграть приглашают, только не расслышали они, что первый игрок сказал. Решили, что это слово "инки" и означает оно пас. Стали они играть с майя и кричать: "Инки!Инки!" Так их впоследствии и прозвали.
А ещё как-то однажды (ну это уж значительно позже было) пришёл к индейцам европеец. Те его встретили радушно, в самый красивый вигвам повели, на самое почётное место посадили.
-Айда, - говорят, - трубку мира курить и дела обсуждать, наш дорогой бледнолицый брат! Надо нам обсудить, сколько красивых стеклянных бусин ты нам дашь за это серебряное блюдце с золотой каемочкой.
Набили они трубку и европейцу первому дают в знак почёта и уважения. Тот дымом затянулся и свалился с непривычки. Это уж потом европейцы курить научились, а в первый раз такая вот оказия вышла. Лежит европеец лапками кверху, а индейцы над ним склонились - понять пытаются, что с ним произошло такое странное. Пульс пощупали, в глаза заглянули, стетоскоп к груди приложили. Один говорит:
- Да, табак дело!
Второй:
- Да, дело табак!
И третий поддакивает:
- Табак-табак!
Загрустили индейцы - накрылися стеклянные бусы, придётся теперь золотыми праздничные кафтаны расшивать, головами качают и приговаривают: табак да табак. Вот европеец и решил, что это чуднОе дымное зелье так называется.
Тут и сказке конец, кому терпения дочитать хватило - тем спасибо!
3.
Пять тысяч лет спустя. Урок полудревней истории.
… Дорогие ученики, сегодня мы будем говорить с вами о жизни простых людей в XX-XXI веках старой новой эры.
Жизнь наших предков, сами понимаете, была нелёгкой. Примитивные орудия труда, отсутствие элементарных бытовых удобств, множество ещё неоткрытых неизлечимых заболеваний… Поэтому люди искали утешения у многочисленных богов.
В ходе археологических экспедиций были открыты своеобразные храмы, которые именовались стадионами. В этих храмах проводились игрища, посвящённые разным богам, причём разыгрывалась битва воинства одного бога против другого, например, битва Спартака с Локомотивом. Воинства богов поддерживали криками жрецы, именовавшие себя фанатами. Чудное это было зрелище! Жрецы с расписанными краской лицами шли к храму, размахивая шарфами с символикой бога, под звуки труб и барабанов. Иногда устраивались ритуальные бои между жрецами разных богов с традиционным мордобоем, и тогда вмешивались третьи силы, именуемые полицией. Какому богу поклонялись они, достоверно неизвестно.
Транспортные средства наших предков тоже были весьма примитивны и двигались при помощи трех команд: «А ну пошла, родимая!», «Твою дивизию» и набора непонятных звукосочетаний, смысл которых остается невыясненным до сих пор. В крупных городах того времени наши предки любили устраивать широкомасштабный показ техники, для чего было отведено специальное время, именовавшееся «час пик». Все владельцы транспорта выезжали на специально отведенные дороги и медленно двигались по намеченному маршруту, подолгу задерживаясь на перекрестках и мостах. Хорошим тоном считалось громко сигналить и бранить городского главу – существовало поверье, что от этого жизнь в городе становится лучше и краше.
За исключением этих праздников жизнь наших предков представляется нам серой и неприглядной. Взять хотя бы систему обучения. Процесс образования занимал в среднем от 10 до 20 лет! То есть большую часть жизни наш предок учился вместо того, чтобы радоваться жизни! Даже удивительно, как они успели оставить нам богатое литературно-художественное наследие. Вы только всмотритесь в эту стенную роспись! Каким глубоким смыслом наполнена надпись «Здесь был я»! Сколько в ней понимания сути происходящего, какая глубокая философия! Или вот ещё надпись «Маша+Витя» - это явно какой-то неизвестный современной науке математический код, учёные до сих пор его не расшифровали.
Впрочем, время урока закончилось. До встречи, дорогие друзья!
Голограмма учителя исчезает, за ней друг за другом исчезают голограммы учеников.
Свидетельство о публикации №212040301050