Забытый дневник... -2

                08.07.1972г.
           Сегодня работали по-зверски. Выполняли тяжелейшую работу в парниках. Там есть специальные камеры, в которые ставят ящики с помидорами на дозревание. Туда потом впускают газ-этилен и помидоры доспевают. Камеры - огромные!
           Мы сортировали помидоры, выносили ящики, грузили на машины и вновь загружали камеры зелёными помидорами. Нельзя было ни глубоко вдохнуть, ни полностью выдохнуть. Только сейчас мы поняли и испытали на себе интенсивность труда. Устали ..., не то слово. Я никогда в жизни не выполняла такой тяжёлой работы.
           Нас очень обманывают. Ничего не закрывают. Мы так много работаем, но ничего не зарабатываем. Здесь с оплатой всё обстоит очень нечестно. Да ещё удерживают за питание. Как бы мы ещё должны не остались совхозу. После разъяснения уходили очень расстроенные. Хотелось хоть чуток заработать на мелкие расходы. Уселись на машину и тут "дождь як уперіщить, вітер як засвище!" Ливень! Пока доехали до села, на нас сухой ниточки не осталось. Так романтично: дождь, мы мокрые, но горланим песни и смеёмся до слёз. Я так давно не смеялась! Машина мчалась со страшной скоростью, на поворотах её заносило и мы валились друг на друга. Вьехали в село, а там дождь даже не капнул, полосой прошёл. Пылище. Чудеса да и только. Я говорю: "Девчонки! Ну, кто же нам поверит, что мы под дождь попали, скажут, что в лиман ныряли в одежде". Переоделись в сухое, поели и стали готовиться на танцы. Традиции мы не изменяем, танцуем, как и работаем, без выходных.
                15.07.1972г.
            Два дня наше первое звено работало на морковке. Мы пололи траву, которая была в наш рост. Бедная морковочка! Её ещё надо было отыскать... Тяжёлый, очень тяжёлый и изнурительный труд, не устаю это повторять. И не благодарный, мало оплачиваемый. Не хотела бы так всю жизнь с сапой, в поле.
            Но сейчас не об этом. Вот уже несколько дней мы готовимся к концертам. Проводим смотры и репетиции, отбираем лучшие номера. Сегодня вечером состоится первый наш показательный концерт  в одном из сёл совхоза. Я читаю поэму "ЦВЕТЫ" и юморески Павла Глазового. Кроме смотра групп нашего ОФТ, мы, т.е наша комиссия, в состав которой вхожу и я, отбираем номера у владимирцев - студентов педина и политеха из г. Владимира, РСФСР. В основном, активность проявляли ребята. Я не запомнила с первого раза их имена, но хорошо запомнила по исполняемым номерам. Один юноша читал байку "Пятачок" и таким мне запомнился, как пятачок, милый, наивный... И говор у него акающий. Зовут Михаил. Одна девушка читала Э.Асадова, "Они студентами были." Но слова что-то совсем не асадовские, изменённые до неузнаваемости, народными стали от частого переписывания. В Асадове я-то знала толк. Почти все его произведения - наизусть и со сцены много читала. Спросила читала ли она Асадова в подлиннике. Мы жили в такое время, что хорошую книгу не достать было, стихи переписывались в блокноты или общие тетради. Оказалось, что она Асадова учила только по переписанному от руки. Надо с ней поработать немного, а так неплохая дикция, публике должно понравиться.
И ещё один эпизод запомнился: обидела парня из Владимира. Он исполнял песню "ЛЕДИ МАДОННА" на английском языке, но пел как-то глуховато, Не чётко проговаривая слова, такое впечатление, что у него что-то было во рту. Когда допел - выжидающе посмотрел на меня, я и ляпнула: "У вас что-то во рту или такая манера исполнения?" Все засмеялись, а он покраснел. Какая я нетактичная. Чувствую, что обидела парня. Надо будет извиниться.
               16.07.1972г.
               УРА!!! Выступили на "УРА!" Нам здорово аплодировали. Мне даже, первые ряды, - стоя... Дальше я ничего не видела.
Мои "ЦВЕТЫ" не могли не понравиться. Это такая драма о войне! "Вы - сердце русское хотели покорить, вы - думали заставить нас смириться? Нет! Никогда!
Убили дочь мою. Она ещё дитя. Она могла сказать... А мать её, а мать вам ничего не скажет..."- слова, которые бросила в лицо фашистским палачам мать, после убийства её дочери. Простые, уставшие от тяжёлой работы и жизни сельские люди плакали, даже мужчины. Значит, я достучалась, хотя моё сердце рыдало, пока я дочитала до конца и мои слёзы были на кончиках ресниц.
                Да, когда нас привезли в это село, выяснилось, что завклубом решила продавать билеты на наш концерт. Да она уже их начала продавать. Мы ополчились: "Как так? Выступать за деньги! Ещё чего?" Так неприятно стало. Мы хотели поделиться своим талантом, своей душой с жителями этого совхоза. Разве это можно измерить деньгами?
                Выступление длилось 2 часа. Очень хорошо принимали песню "Баллада о цветах", её исполняла наша староста и моя лучшая подруга Галочка Губа. Я удивлялась как она вытягивала своим сопрано, всё казалось вот-вот голос сорвётся. "Был он рыжим, как из рыжиков рагу. Рыжим словно апельсины на снегу.
Мать шутила, мать весёлою была. Я от солнышка сыночка родила..." Тоже очень душещипательное произведение о войне.
                Обратно ехали все в очень хорошем, приподнятом настроении. Пели песни, шутили, смеялись, обговаривали...
Спать не хотелось совершенно. Ещё долго стояли под звёздным небом: я, Галка, Надя, Борис Сергеевич - наш физрук и самый молодой преподаватель техникума, и Коля. Говорили о любви, верности, о святом, спорили, доказывали, читали стихи. У каждого был свой опыт по данному вопросу... Мне очень понравилось такое непринуждённое общение. Можно было свободно, не стесняясь, высказывать свои мысли, суждения, приводить примеры из жизни. И уже поздно ночью, лёжа в постели, долго-долго не могла уснуть, перебирала памятные события и молила Бога: "Приснись!"
                Уже 10 дней работаем без перерыва, ещё не было ни одного выходного. Завтра снова концерт, но уже в главном селе совхоза Сухой Лиман.

Продолжение....


Рецензии