Окидывая взглядом прошлый век. 32 Материнство

Жизнь Веру не баловала счастливыми минутами. Казалось, у сына вначале благополучно складывалась судьба. На работе уважали, женился, получил квартиру, появился сын Сашенька, потом родилась дочка Леночка, которая так похожа была на отца, а значит, на бабушку. Но сердце прикипело к старшему внуку. С первого купания до первого класса в её руках трепетало сердечко мальчика, развивалось его маленькое тельце. Запоминались его детские словечки. Тётушка Люба собирается с ним гулять, а ребёнок ещё ест.
- Скорее, Саша! – торопит она племянника.
- Я не скоре-е-ю,- лепечет он.
Творог зовёт «тровожок», в садике, куда с помощью соседки-воспитательницы устраивает его бабушка, Саша выучил, что есть животные «травожадные».
 Школа рядом с домом, Саша старательно учится, с тётушкой ходит в дом пионеров в танцевальный кружок, потом играет  в драматическом кружке в новогодней сказке факира. И всё обрывается.
 Мать Катерина расходится с Сергеем, зовёт сына к себе. А он не хочет, для него семья – это бабушка с дедушкой и тётя Люба. И тогда Катерина сообщает, что Сергей не родной отец Саши, и бабушка с дедушкой ему чужие, они не пускают его купаться на отвалы, а она разрешит. Они слишком строгие, а с нею он будет свободен.
(Эта свобода обернулась голодом для ребёнка, знакомые учителя рассказывали Любе, что Саша воровал хлеб в столовой, а в пятнадцать лет начал пить.)
 На беду после десяти лет безделья Катерине нашла работу Люба, поговорив с главным бухгалтером горОНО, что невестка закончила местный техникум, не сдала только госэкзамены по причине беременности. Муж, в очередной раз проспавший работу, не нужен, а с маленькой дочкой будет водиться Саша.
Сердце Веры разрывается от жалости и к сыну, и к внуку.
А тут ещё дочь, успешная учительница, потом методист дома пионеров, общественница «по профсоюзной линии», не может выйти замуж. Вроде не уродина. Ей уже тридцать пять, суженого не находится. Был какой-то симпатичный ухажёр, оказалось, что женат. Другие редкие претенденты ей не нравятся. Дочь объездила всё Черноморское побережье, каждое лето уезжает с подругой то в Сочи, то в Ялту, то в Батуми, побывала в гостях и у тётушки Анисьи, и у дяди Павла, обосновавшихся  одна под Тулой, другой на Украине, в Виннице.  Вера у них не была ни разу. И вот сообщает матери, что беременна, а мужа у неё не будет.
- Я упала, катаясь на лыжах. Мне нужно лечь на сохранение.
- Как же я отцу скажу! – пугается Вера.
- Я сама ему скажу, - говорит супротивная дочь и направляется в зал.
Вера, сжавшись от тревоги, не представляя реакции мужа, остаётся  на кухне.
- Пап, я жду ребёнка, - решительно говорит Люба.- Отца у него не будет. Он женат, из семьи не уйдёт, а я и не хочу.
Николай молчит, переваривая услышанное и неожиданно произносит:
- Давно бы надо было. Что толку пустоцветом жить.
Дочь тоже неожиданно подходит к нему и обнимает, целуя в лысину. В семье редки нежности. Последний раз отец и дочь обнимались, когда умерла бабушка Наташа. Единое горе сближало их, как сейчас сблизила радость понимания. Вера осторожно заходит в комнату, глядя недоверчиво на мужа и дочь.
- Вот видишь, мама! Папа всё понимает. Это же радость: у вас будет ещё один внук или внучка.
Сердечко Веры успокаивается. Сына заново одевают в новый костюм, отец в очередной раз находит ему работу  в стройучастке. Начальник, услышав объяснение причин увольнения по 33 статье, проговаривает условие: пролечиться от алкоголизма.
- Не надо, Сергей! – говорит отец.- Что, ты не выдержишь? И иди-ка учиться, пока мы ещё в силах помочь. Иди в институт заочно. Начнёшь жизнь сначала.
- Да что ты, пап, какой институт!- отмахивается Сергей. – Я ж ничего не помню.
 Всю свою жизнь Николай боролся с недугами, с недостатками, искал лучшее место для семьи, И не понимал он безволия сына. Крякнув, промолчал. Пусть хоть работает без прогулов. Тут уж мать поднимет его на работу и накормит, и поторопит.
  Семья вся в сборе. Отец и сын  уходят по утрам на работу, а вечером и в выходные дни помогают Любе ремонтировать квартиру. Десять лет она стояла на очереди без продвижения. Неожиданное известие о беременности заметной в городе Любушки Брыкиной (Так называют её в отделе образования и в городском комитете партии) сразу подвигает её в очереди на первое место. И она получает отдельную однокомнатную квартиру. С трудом нагибаясь, она клеит плитку в ванной комнате. Потирая занемевшую спину, до трёх часов ночи пилит отцовской пилкой по железу старую раковину и клеит облицовку, покупает новую мебель. Квартирка готова к приходу нового человека в этот мир. И, хотя, родив сына, она ещё полгода будет жить у родителей, но её ждёт новая, счастливая жизнь.


Рецензии
Вот, вижу теперь разговор, прямую речь. Так интереснее!

Ребёнок - счастье! Пусть даже так...
А квартиру теперь только купить можно.

Людмила Фирсова   27.04.2012 04:31     Заявить о нарушении
Людочка, здравствуйте. Извините, что поздно отвечаю: уезжала. Да, с прямой речью интереснее, и я пыталась иногда разнообразить текст. Некоторые главы перечитываю и что-нибудь вставляю. Но не всегда получается. Тороплюсь. А зря. Сейчас вот никакого вдохновения.
С признательностью,

Любовь Папкова-Заболотская   03.05.2012 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.