Кранах и дама с отрубленной головой Иоанна
Следы новых идей, конечно, есть. Искусствоведы указывают, например, что после 1530 года Кранах обращается к такой теме, как «Христос и грешница» - это, видимо, следует считать иллюстрацией к лютеровской концепции оправдания.. Но нет ли других следов? На наш взгляд, есть, но в неожиданном месте. Имеются в виду картины Кранаха, изображающие Саломею с отрубленной головой Иоанна Крестителя. Казалось бы, причем здесь протестантизм? Этот сюжет изображали и многие католические художники в той же Италии.. Основным стремлением здесь было показать красивую, роковую женщину, держащую в руках или на блюде анатомически точно воспроизведенную голову мужчины, отождествляемого со св. Иоанном Предтечей. Но на самом деле тут нет противоречия: описываемая эпоха, и в католической (ренессанс) и в протестантской (реформация) версии «раскрепощала» индивида, освобождая его от власти универсальной церкви Запада..
У Кранаха мы видим элегантную даму, похожую на герцогиню Сидонию фон Саксен, держащую блюдо с отрубленной головой, мертвенность которой, не без живоподобия, бросается в глаза – последний взгляд перед смертью. «Отрубленность» здесь тоже слишком очевидна.. Кранах любил этот сюжет, да и заказчикам он нравился.. Практически копией данной картины являеются композиции Кранаха на тему «Юдифь и Олоферн» - правда, там дама с мечом.. Разумеется, это вечная тема – героическая и роковая женщина, побеждающая сильного мужчину и демонстрирующая свое превосходство над ним, уже мертвым; это тема своей нездоровой страстностью способна увлечь многих.. И Кранах, скорее всего, так и трактовал ее. Но нам думается, что бессознательно здесь проскальзывает и другое.. Дело в том, что Иоанн Креститель, аскет-пустынник, указавший иудеям на Христа, считается в православии прообразом монашества – его икона «Ангел пустыни» как раз подчеркивает этот мотив. А тут женщина-герцогиня держит отрубленную голову «первого монаха» - разве это не символизирует лютеранскую реформацию, когда более светское понимание христианства вытесняет традиционный христианский аскетизм? Когда лютеранские князья вытесняют епископов, а домохозяйки, по мнению Лютера, значительно духовнее монахов.. Да, мы можем узреть здесь этот символ: женщина, означающая лютеранскую церковь держит отрубленную голову Церкви традиционной, отрубленную голову монашества, и даже более – Самого Христа, жертвенному подвигу которого христианин теперь не должен подражать, т.к. он оправдывается якобы в одно мгновение.. Лютеранская Юдифь победила католического Олоферна, лютеранская Саломея, нарядная и модная, даже изысканная, победила дух аскетической преданности Христу.. И мы смотрим на эту картину, а на нас глядит страшный дух реформации с отрубленной головой христианской истины..
Свидетельство о публикации №212040300355