Байки о сказочнике Фирсове

 О жизни и творчестве Василия Николаевича Фирсова можно говорить и писать много и долго. Одновременно он сказочник, фольклорист, историк, журналист, краевед и … клюевед. Фирсов писал не только сказки, но и сказы и в этой роли, убеждён, стоит в одном ряду с Бажовым и Писаховым. В чём-то даже выше их. Творчество его ещё не изучено, и я полагаю, если Василий Николаевич был клюеведом (занимался изучением творческого пути своего земляка Клюева), то в будущем следует ожидать появления фирсоведов. И не обязательно только среди его земляков вытегорцев.

 Вася Фирсов. Не знаю, могу ли позволить себе называть его своим другом. Наверное, могу, поскольку съел с ним не один пуд соли. Вместе с Василием мы были волонтёрами в одной из экспедиций на Беломорканале (восьмой шлюз ; Барсучья гора), трудились в Косалме, неоднократно бороздили просторы Петрозаводска. На Беломорканале из захоронения политзаключённых, где нами под руководством историка и правозащитника Юрия Алексеевича Дмитриева было обнаружено 826 могил, мы делали кладбище: устанавливали на могилах кресты, огораживали территорию захоронения, очищали от ветровала лес. Руками Василия сооружено два мостика через ручьи, я же совместно с Дмитриевым соорудил один. Обо всём этом я писал в газетах «Прионежье», «Карелия» и «Ома муа». В посёлке Косалма вместе с Васей Фирсовым мы ремонтировали дачу общей нашей знакомой и коллеги по перу Елены Сойни. А познакомил меня с Василием петрозаводский поэт Александр Гусаков, который также, к сожалению, не числится в списках живых. Я же ниже познакомлю читателей с несколькими забавными случаями из жизни Василия Николаевича Фирсова, участником которых довелось быть и мне.



 Вась! Не квась!



 Помню, принимали меня в Союз писателей России. Собрание проходило в кафе при Карельском национальном театре. Когда процедура тайного голосования была завершена, и писатели, собравшиеся на «годовое» собрание Крельского регионального отделения СП России, перешли к, своего рода, напутственным речам (происходило это в 2003 году, и я был принят в Союз писателей), Вася Фирсов, нисколько не стесняясь, с места выкрикнул мне короткую напутственную фразу: «Вась! Не квась!». Представьте себе: сидит Вася пьяней вина и на весь зал заявляет: «Вась! Не квась!» Разумеется, тут же раздался дружный хохот. После собрания мы распили с Василием традиционную бутылку портвейна, обмыв тем самым моё принятие в Союз писателей России…



 «Северная» ночлежка



 Ещё когда журналом «Север» руководил Олег Назарович Тихонов, когда в журнале работали ещё Толя Суржко, Саша Дороган, Володя Судаков, Рая Мустонен и другие действующие лица, мы были частыми гостями «северян». Разумеется, не просто так заходили лясы поточить, но и публиковались в журнале. Хотя, случалось, заходили сюда и для того, чтобы распить с коллегами по творческой деятельности бутылочку-другую ; и т.д. вина, пообщаться с друзьями. Иногда данное «прямолинейное» действо происходило на первом этапе в кабинете Союза писателей, где сейчас размещается фирма «Соло». Подойдёшь, бывало, к Анатолию Петровичу Суржко, дескать, так и так Петрович, надо бы где-нибудь остограмиться.. Петрович часто давал ключи от Союза, подходил туда сам. При журнале был маленький подвальчик, где хранились груды ранее не до конца реализованных тиражей. Так вот однажды в очередной раз, когда мы с Васей припёрлись с пойлом для творческой души, нас, дабы мы не маячили на глазах у творческой интеллигенции (а мы-то кто?), определили в этот самый архивный подвальчик. Приняв на грудь, мы с Васей благополучно заснули там на стопках журналов.

 Проснулись мы, забытые, в этом подвальном «заведении» только на следующий день; было там тепло, светло и мухи не кусали…



 Чечотка на новом полу



 В своих воспоминаниях о Васе Фирсове Григорий Салтуп обратил внимание на тот факт, что Фирсов любил танцевать. Особенно, когда выпьет. Я бы не осмелился Васину пляску называть танцем. Пляски эти походили на ритмичное отбивание чечётки. И не важно, под музыку ли, без неё ли…

 Однажды, когда мы с Василием ремонтировали в Косалме дачу Лены Сойни, купленную ею у Паули Ланкинена, Вася взялся научить меня этой пляске. Мы как раз в тот день постелили в доме новые полы и решили отметить завершение этой важной работы. Выпили, закусили и Вася по только что настелённым полам радостно пустился в пляс.

 Меня заразил его темпераментный танец, и я стал повторять его движения ногами, стараясь не отстать от плясуна в его танце. Учеником я оказался способным и Фирсов похвалил меня.

 Неподалёку находилась дача одной из воинских частей, где служили три бойца. Я частенько брал у военнослужащих гитару напрокат, и мы вечерами с Василием под мой аккомпанемент распевали на всю Косалму разные песни. Часто пели песню Александра Барыкина на стихи Николая Рубцова «Я буду долго гнать велосипед»…



 Привязанный Вася



 Однажды в посёлке восьмого шлюза на Беломоро-Балтийском канале произошёл такой случай. Каждое утро мы уходили к месту захоронения каналоармейцев, находящемуся от нашего жилья в пяти километрах. Обратно возвращались под вечер. Кто-нибудь из нас готовил ужин, а за ужином Ю.Дмитриев наливал нам традиционные «наркомовские» 100 граммов, потом мы отдыхали. Однажды Юра предложил мне пойти на канал ловить рыбу. Как назло, моросил мелкий противный дождь, да и рыба, подстать дождю, попадалась очень мелкая, которую мы тут же отпускали. Вася же оставался в гостевом доме, где мы жили. Когда нам надоела рыбалка, мы решили вернуться в дом. Подходя, услышали пьяный голос Васи, который на всю «ивановскую» ругал нас с Юрой. Дескать, бросили меня одного тут, сами ушли куда-то и так далее и тому подобное. Оказалось, Вася отыскал «наркомовскую» заначку Юры и в гордом одиночестве, пока мы ловили рыбу, продолжил банкет.

 Мы стали готовиться ко сну, но Вася не успокаивался ; продолжал орать на нас, размахивая руками и на все просьбы «заткнуться», не реагировал. И Юра, ничего лучшего не найдя, был вынужден привязать Васю к кровати.

 Через некоторое время Ю.Дмитриев по делам уехал в Петрозаводск на пару дней. И мы с Васей решили сделать себе праздник для души. Пошли с ним в магазин и в долг под Юрин близкий приезд, взяли кое-что из продуктов и … водки. С водкой сил своих не рассчитали и тут же у магазина устроили «показательные» борцовские бои. Нет, не подрались, а просто стали бороться на потеху местным жителям…


Рецензии