О суде проповедь
(Книги Софонии, Аггея, Захарии, Малахии)
В четвертой главе книги пророка Захарии мы читаем о наружном и внутреннем устройстве храма, устройстве скинии. Я хочу прочитать несколько слов: «И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота и чашечка для елея на верху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые на верху его; И две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Заровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф».
В Священном Писании дается описание внутреннего устройства храма. Это описание, в общих чертах, конечно, той обстановки, в которой Иисус Христос проводил Свое служение после смерти Крестной, после воскресения – во Святом. И здесь мы читаем такие слова: "не воинством и не силою, но Духом Моим." Это те слова, которые были адресованы народу Божьему на протяжении всей истории. Это то, в чем народ Божий мог отразить Господа на протяжении многих столетий… Но редко когда это делал.
Придя к земной власти, церковь поддалась этому соблазну: воинством и силой. На протяжении столетий церковь воинством и силою совершала свои дела. Не воинством Божиим и не силою Божией, а воинством человеческим и силою человеческой.
Господь, предвидя это, обращался к народу с тем, чтобы тот мог отразить Бога. В тот период, к которому Бог уже сделал для человека самое великое, что Он мог сделать, когда Господь умер для человека и воскрес для него, и начал свое служение во святом Храме Небесном, вот в это-то время народ Божий должен был уловить тихое веянье Духа Божьего и отразить Бога так, как надо было именно в это время: отразить не воинством и не силою, но Духом Божиим. Но народ поддался искушению земному и не отразил Бога так, как должно было.
Церковь Адвентистов седьмого дня родилась так же, как некогда родилась христианская первоапостольская церковь – из великого разочарования. Христианство родилось в мир из самого великого разочарования, которое можно было представить, потому что в Мессии, в Иисусе Христе Его современники желали видеть земное воинство и земную силу, которыми можно было римлян выгнать и мир подчинить себе. А вместо этого увидели крест и истекавшего кровью, обессиленного от мук и пыток Человека, Который умер, Которому бок копьем проткнули. Это было великое разочарование. Но из этого разочарования родилась апостольская церковь.
Более ста пятидесяти лет назад, люди, ищущие Бога, исследующие Священное Писание, пережили еще одно разочарование. Они ждали Бога, Который вот-вот явится, во славе и величии сойдет с небес, а вместо этого их постигло такое же великое разочарование, такая же великая скорбь, как и те, что постигли некогда апостолов.
Евангелие – это добрая весть. А вам известно, какие определения Евангелию даны в Священном Писании? Там мы можем встретить два определения. Одно из них дано апостолом Павлом, который говорит, что Евангелие есть благая весть о смерти и воскресении Иисуса Христа, потому что без смерти и воскресения Христа невозможно ни прощение грехов, ни спасение. Но в книге Откровения, в 14-ой главе, 6-м стихе дано еще одно определение благой вести. Это еще одно безошибочное Евангелие, которое Ангел с неба провозглашает. Что же это за Евангелие, в чем его определение? Следующий же стих говорит нам об этом: "И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его."
Вот оно – Евангелие: наступил час суда Божьего. Оказывается, что суд, который наступает – это благая весть. Пионеры адвентистской церкви ожидали немедленного сошествия Господа во славе и величии, Судии народов. Но вместо этого Господь дал им, и вместе с ними нам, весть о суде. Как некогда дал Он людям, за века до этого, весть о том, что не воинством и не силою люди победят этот мир.
На сегодняшний день Господь особым образом благоволит к тем людям, которые смогли оценить служение Господа на небе за нас. Господь особым образом благоволит к тем людям, которые в своей земной жизни отображают то самое служение, которое Господь производит для нас на небе. Которые в своей земной жизни, через весь этот период начавшегося суда, улавливают настроение Божье, улавливают служение Божье, и в земной жизни воплощаю ту весть, которая звучит через книги пророка Захарии и пророка Малахии. Это благая весть о суде, который грядет на землю. Каким образом человек в своей жизни может отобразить суд Божий?
Суд Божий – это нечто благое. Псалмопевец в седьмом псалме сказал: "Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал." Во все времена люди отображали Бога своим самопожертвованием – потому что Христос умер за нас. Люди всегда могли выразить, явить миру Бога через то, что не воинством и не силою, но в смирении познается. А каким образом сегодня мы, верующие, что Господь совершает суд, что Господь начал Свое третье служение, каким образом мы можем быть благословенны тем благословением, который Господь приготовил для этого периода времени? В книге пророка Малахии и Захарии часто об этом упоминается, и в них же громко слышен призыв к справедливости и милости по отношению друг ко другу, к иноплеменникам, по отношению к вдовам и сиротам, обездоленным, богатым и нищим – по отношению ко всем людям. Эти книги были написаны в ожидании грядущего суда на вселенную. Слова, которые сегодня должны стать для нас плотью, воплотиться в нас, это – справедливость и милость. Это то служение, которое Господь проводит как Судия. А мы можем как-то отображать его на земле, в нашей жизни, в нашем общении друг с другом и миром, в наших разговорах и поведении.
И вы знаете, как в предыдущие столетия завет «не воинством и не силою, а Духом Божиим» был побежден другими растущими соблазнами, а именно соблазном силы и воинства, так и сегодня в отношении к нашей Церкви сатана выдвигает очень много соблазнов быть несправедливым и немилостивым.
Никогда раньше, ни в какое другое время у человека не было возможности быть несправедливым, и в тоже время притворяться справедливым. Ни в какое другое время человек не мог так сильно лицемерить, как он делает это сегодня. Для этого есть все возможности, для этого есть целый мир, виртуальный мир, мир, в котором вы можете лицемерить и быть несправедливыми, в котором можете быть немилосердными, но людям казаться справедливыми и милосердными. Для этого есть наше с вами общество, в котором мы можем казаться справедливыми и милосердными по отношению друг к другу, а на самом деле быть жесткими, немилосердными и несправедливыми. И вот в этот период Господь говорит о суде Своем, и говорит о том, что нам должно отображать Бога и в Его справедливом суде. Это то время, когда мы можем стать воистину справедливы друг ко другу и воистину милосердны друг ко другу. На сегодняшний день самый большой соблазн – это соблазн быть несправедливыми и немилосердными друг ко другу. Но на сегодняшний день самая большая Божья благодать изливается именно на людей, которые стремятся к справедливости и милости.
Благословен Господь. Вы видите, какой любовью возлюбил Он остаток народа Своего. Бог говорит о Себе людям: Я – благословляющий Бог. Я возлюбил вас, а вы говорите, в чем явил Ты любовь к нам. Книги пророка Софонии, Аггея, Захарии, Малахии – это книги о любви Божией к нам, и о суде Божьем для нас. У Бога любовь и суд – это одно и то же.
В течение вот уже года мы каждый день открываем по субботам новые книги Священного Писания. Не знаю, как для вас, а для меня это – великое благословение. Потому что за это время я прочел весь Ветхий Завет, притом прочел внимательно, и ни один раз. Перечитывая эти книги к каждой субботе, я получал великое благословение от Господа. Я просто застрял в Священном Писании, и это было для меня радостно. Мы все ищем счастья, и мы все его часто находим, где-то урываем кусочек. И мы все имеем право на это счастье. Господь создал нас для счастья. Мы ищем его в супружестве, в материальном, в успехе, в интеллекте – во всем этом мы обретаем что-то. А Господь кроме всего этого вот какое доступное счастье дает, которое просто руку протяни – и оно рядом с вами. Это счастье –Священное Писание. Меня в эту ночь, как Артаксеркса, Господь лишил сна, и вместо книги дневных записей я потянулся за книгой Божьих записей. Я думал: «Не спится, надо почитать». Открываю, а там грозные такие тексты их Ветхого Завета, знаете, как вот мы в прошлые субботы читали из пророков. Я другое место открыл – тоже грозные тексты, третье место открываю – милостивые тексты пошли. Я прочитал те места, которые открывал до этого и понял, что даже когда мы открываем Священное Писание и попадаем не на те тексты, которые нам сейчас нужны, в любом случае мы находим в Священном Писании Того, Кто нам нужен. Господь такое великое и доступное счастье оставил для нас. И я не призываю никого отречься от всего другого в жизни и «застрять в Священном Писании».
Но я хочу вам сказать: это то, что никогда вас не подведет, это то счастье, которое рядом с вами. Я ночью лежал и думал: Господи, вот если бы Ты сейчас дал мне билет на небо со стопроцентной гарантией, что я попаду туда, и спортивный автомобиль здесь на земле, а забрал бы от меня Свое Слово, я думаю, Господи, как скучна бы была моя жизнь, как она все-таки была бы бедна, эта жизнь. Для нас огромное благословение и радость, когда мы просто застреваем в Священном Писании. Нам порой, кажется, что вот за это время мы могли что-то сделать, но Господь словно говорит нам: «Лучше неделю потерять и за час долететь, чем неделю работать, а за час пролететь».
Книги этих малых пророков расположены в Библии перед Новым Заветом. И хотя писались они задолго до Нового Завета, но так они расположены в Священном Писании, что чувствуется приближение суда Божьего, чувствуется приближение Мессии, Спасителя. Книга пророка Софонии была написана, когда народ вернулся из плена, когда народ насмотрелся, как живут люди в других городах. Когда народ пришел к выводу, что за морем житье не худо, когда народ увидел, что в Вавилоне все на высшем уровне, все сферы жизни гораздо выше, чем в Иерусалиме. В это время раздается весть пророка Софонии к людям, которые засматривались на сокровища, какие лежат в этом мире.
Наверное, каждую неделю к проповеди я покупаю огромную стопку газет для того, чтобы посмотреть, что происходит в мире, и отыскать какую-либо иллюстрацию к тому, что говорили пророки тысячи лет назад. Я купил очередную стопку, листал ее и смотрел, прочитывал статьи и заметки и увидел только одно: все, что построено людьми, и все, к чему мы так часто стремимся, построено на двух вещах: на неправде и на гордости. Можно брать любую статью, можно брать любое достижение, любой криминал, любую звезду – все построено на неправде и на гордости. И как бы это ни блестело, как бы все это ни шумело, ни манило, Господь говорит своему народу, что ни серебро, ни золото не может их спасти. Не может устоять город на крови, не может ничто из того, что построено на неправде и гордости, устоять. Потому Господь призывает через пророка Софонию, обращается с той же вестью, с которой Он будет обращаться через других пророков. Он просит от людей всего две вещи: изыскать правду и смиренномудрие. Это является противоположностью всему тому, той платформе, тому фундаменту, на котором построен блеск мира.
Господь говорит: вы посмотрите на фундамент, на котором строите. Потому что всякое здание, которое построено на песке, и всякое здание, которое построено на неправде и на гордости – такое здание обрушится. Господь говорит: пусть у вас еще нет стен храма, пусть вы только хотите их восстанавливать, но вот все, что вы делаете, делайте на надежном основании. Не на гордости. Не на неправде. Вы не смотрите на стены других храмов: вы никогда не построите такой храм, какой построили другим богам их народы. Вы никогда не построите такой Пантеон, такую громаду. Но Господь говорит: вы смотрите не на стены, а на фундамент, смотрите, на чем строите. И потому, построенное на правде и смиренномудрии устоит в день суда. Каждый из этих пророков говорит о суде. То, что устоит в день суда, построено на правде и смиренномудрии.
И вот в книге пророка Аггея начинается строительство храма. Зоровавель строит этот храм. Я был просто потрясен, когда читал эти строки. В книге пророков Аггея и Захарии слова, сказанные об Иисусе, сыне Иоседекове, и об Иоседеке, и о Заровавеле, удивительным образом перекликаются с тем, что сказано об Иисусе Христе. Вот например: «Слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора пред Зоровавелем? Ты равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: “благодать, благодать на нем”» Зах. 4:6-7. Зоровавель и Иисус, сын Иоседеков, бывший тогда священником, отражали, являли собою Иисуса Христа. Я увидел, что воля Божья для каждого из нас, и цель, и смысл жизни для каждого человека состоит в том, чтобы в каждом из нас отобразился образ Божий. Чтобы то, что сказано об Иисусе Христе, было сказано и о нас. Чтобы, если кто-то будет говорить о нас, это была характеристика, которую люди дают Иисусу Христу.
Никто из людей не может во всей полноте отразить характер Божий. Но вы можете найти в себе хотя бы одну черту, одно сходство с Иисусом Христом, тот талант и тот дар духовный, который Господь заложил в вас. И посредством этого дара Господь в вас отразится. Как смело здесь сказано про Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова! Сказано словами, которые и об Иисусе Христе будут сказаны. Но они приняли эти слова. Давайте тоже будем принимать то доброе, что мы можем отобразить из характера Божия, то доброе, что мы можем явить миру о Господе нашем.
И вот Зоровавель строит храм. Интересно, что в каждый период времени народ Божий по-разному делал акценты на том, как явить Бога людям. В разные периоды времени народ Божий по-разному обращал внимание мира на Иисуса Христа. В разные периоды времени народ улавливал волю Божью и старался отобразить ее на земле. И вот в тот период времени, до пришествия Иисуса Христа, до жертвенной крестной смерти на Голгофе, Господь давал людям показать Себя, явить Себя через тот народ израильский, который Он избрал среди других народов, и через храм, который Он поручил рабам Своим построить в Иерусалиме. И поэтому люди, которые посвятили свою жизнь строительству этого храма, были благословенны Господом. Эти люди, которые почувствовали дуновение Духа, дуновение времени, т.е. то, чем они могут прославить Бога. Эти люди воистину были благословенны. Таков был Зоровавель, о котором были сказаны такие смелые слова.
Мы часто боимся Бога, боимся предстать пред Ним на Его суде. Мы не можем отобразить суд Его, потому что сами боимся суда Его. И здесь порок Малахия в третьей главе во втором стихе задает справедливый вопрос: «И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий». А дальше Малахия заявляет удивительную вещь: надо приходить к Богу уже сейчас, пусть мы и не готовы, не способны устоять перед Ним. Вот это для нас всех благая весть: что предстояние перед Богом, что суд Божий о нас, это не то, к чему мы должны придти готовыми, когда мы все сделали, спасли себя сами и пришли к Богу, чтобы Он засвидетельствовал, только печать поставил на справке о нашем спасении. Благая весть в том, что никто не может этого сделать. Но, тем не менее, что человек приходит к Богу таков, какой он есть, и Господь его переплавляет и делает его другим. «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня. Иисус же был одет в запятнанные одежды и стоял пред Ангелом» (Зах. 3: 1-3).
Здесь, по вдохновению Божию, пророки не побоялись сравнить Иисуса Христа с одним из людей, с одним из священников, из пастырей Израиля, рядом с которым стоял сатана, а сам он одет в грязную одежду. Господь не говорит ему: иди, переоденься. Господь говорит ему так: «Снимите с него запятнанные одежды» (ст. 4). А ему самому сказал: «Смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. Возложите ему на голову чистый кедар и облеките его в одежду» (ст. 4-5). Вот в чем суд. Суд не в том, чтобы предстать пред Богом чистыми. Суд в том, чтобы предстать пред Богом сегодня и слышать, что Он хочет нам сказать: слова правды, слова милосердия, слова справедливости и милости. Вот в чем суд Божий. Потому что каждый человек, хочет он того или нет, но рано или поздно предстанет перед судом Божиим. Поэтому лучше самому предстать перед Богом, чем дожидаться, когда тебя приведут.
У Бога нет недостатка в одежде праведности.
Свидетельство о публикации №212040300921