Квартирный вопрос

            Жить на квартире непросто, особенно вместе с другой семьёй из пяти человек, но мы ладили со своими хозяевами, были очень рады, что они нас приютили, делились всем, что имели и своевременно платили за квартиру. Всё было хорошо. Но тут наши хозяева засобирались меняться на другой город, поближе к родителям. Мы расстроились. Я, как представила опять те мытарства, в поисках квартиры, которые прошла недавно... Но очень хорошие, добрые люди нам встречались на жизненном пути, а в Комсомольске они были какие-то особенные. Нас передали из рук в руки своим приятелям, дом находился в нескольких шагах, свои пожитки мы перенесли вечерком, теперь уже на пятый этаж. Хозяйку звали Анна Васильевна, хозяина - Николай. И сыночек у них был, Алёшик, рыжий-рыжий, хороший мальчуган. Старшая дочь Людмила училась в Днепре. Нам комнатку в своей 4-хкомнатной квартире они выделили. Всё складывалось неплохо, пока мы жили сами. А когда забрали сынулю, отвыкшего от нас, то его плач по ночам им не пришёлся по вкусу. С сыночком мы виделись на протяжении 9 месяцев разлуки 1-2 раза в месяц, он так тяжело переживал расставание, только привыкнет за выходные, что у него и папа, и мама есть, как мы опять уезжаем. Ходит, ищет нас везде: "Ма-ма, ма-ма!"Больше меня искал. А свекровь возьми  и скажи, показывая на картину, которая у них висела на стенке, где молодая женщина на лугу рвала цветы: "Вон твоя мама!"
           Приезжаем через пару недель, целую, обнимаю, говорю: "Вадюша! Мамочка приехала!" А он ведёт меня к картине и говорит: "Вот мама!" Как я рыдала, что не могу своего первенца, кровинушку, самого родного и дорогого человечка сама растить. Так складывались обстоятельства. Знала, что ему у родителей мужа хорошо, в нём души не чают, первый внук в 60 лет (дедушке) и 55 (бабушке), всё лучшее, самое вкусное, было для него. Они на пенсии, только им и занимаются. Но всё равно считала и считаю, какие бы не были самые распрекрасные дедушки и бабушки, ребёнок должен жить и воспитываться родителями. А к дедушкам-бабушкам только на время: отпуск, каникулы, так сказать для смены обстановки.
            Так вот, отвыкший от нас за время разлуки сынуля капризничал и плакал по ночам, будоража весь дом. Чтобы Вадюша заснул и не нервировал хозяев, я вечером ходила с ним в парк, катала его на всевозможных каруселях, на чёртовом колесе и он засыпал у меня на руках по дороге домой. Виталий работал до позднего вечера. Надо пять лет работать на авторитет, чтобы потом авторитет работал на тебя. Поэтому муж не считался с личным временем. Ненормированный рабочий день, так ненормированный. На стройке не церемонились: не хочешь работать - завтра десяток спецов придут на твоё место, поэтому надо было держаться работы, да и очень совестный человек мой муж. Он не мог работать спустя рукава.
             Хозяева начали ремонт. Они были хорошие люди и не могли сказать, что им не нравится, что мы им причиняем беспокойство. Своих деток вырастили, зачем им терпеть чужих... Начались очередные поиски квартиры, только теперь уже без хозяев.
На удивление квартиру нашли быстро, однокомнатную, на третьем этаже, по Мира, 27.
Деньги - за полгода вперёд. Это как раз было летом. Договаривались на год и ещё было условие, так как хозяйка уезжала срочно на Кавказ, в поисках своего счастья, мы должны были переоформить её кредиты на себя и платить их. Телевизор, бытовая техника... Мы всё выполнили и зажили, теперь уже отдельно, без посторонних людей.
              Так хорошо было жить одним, втроём, без посторонних людей: я, муж и сынуля, ему было почти  два годика. Лето прошло, как в сказке. С нами на одной площадке, тоже на квартире, только в маленькой комнатке, 12 кв. м. жила наша свидетельница, кума, подруга, с которой мы прожили в Царичанке на одной квартире два года, деля одну кровать, Жила не одна, а с мужем Николаем, мы мало, что её перетянули к себе, уже и замуж успели выдать.
Однажды наш сынуля приболел. Врач посоветовала на выходных сделать ингаляцию над паром из трав. Мы, исполнительные, принялись выполнять назначение. Если бы мы только знали, к чему это могло привести. Поставили кастрюлю с отваром трав, Виталий посадил сына на колени и я их накрыла банным полотенцем. Вадику ингаляция не понравилась и он ножкой перевернул отвар на себя и на папу, обварились оба. Ножка правая пострадала, про Виталия молчу, он взрослый, а это крохотулечка. Вызвали скорую и нас отвезли в ожоговый центр, где пришлось недельку пролежать и где выяснилось, что у ребёнка аллергия на антибиотики. После больницы долго долечивали дома, потому что только не уследим и он срывал корочку с ранки и опять по новой. Слава богу обошлось, даже следа не осталось, как и у меня, когда я выжаренное сало перевернула себе на ногу. Так что вся семья знает что такое ожоговая боль. Виталий мучился дольше, потому что в больницу не обращался, по принципу: само заживёт. Мы чувствовали свою вину перед своим малышонком, до сих пор чувствуем, что не досмотрели, причинили такую жестокую боль своей кровинушке, прошло много лет, а это чувство не покидает ни меня, ни мужа. С тех пор никаких ингаляций своим детям я не делала. Кашель прошёл сам собой, а сколько ребёнок из-за нашей неопытности и безмозглости пострадал. Врач из ожогового отделения удивлялся коллеге, который назначил ингаляцию, ведь есть множество других способов лечения кашля.
             Кроме всего нам здоровски досталось от Виталиных родителей, которые во внуке души не чаяли, и от моей мамы. Складывалось впечатление, что мы - враги своему ребёнку, не досмотрели, не подумали, не ... Если бы они знали, сколько я пережила за неделю в больнице, где на глазах умирали дети и взрослые, сколько насмотрелась на горе и страдания, страшнее ожогов мне кажется нет ничего. А потом, началась медикаментозная алергия. После уколов всё тельце покрылось крапивницей и если бы я не забила во все колокола, а Виталий ночью не приехал после моего звонка, когда я обнаружила сыпь, то неизвестно, к каким последствиям это могло привести. Вот сейчас пишу и будто снова проживаю те страшные дни и бессонные ночи. Долечивали внука Виталины родители бабушкиными средствами, так как мне пришлось ехать на сессию в Одессу. Это был октябрь, 1977 года.
               Квартиру мы сняли до августа и оплатили по январь включительно. И вдруг приходит письмо от Лидии - нашей квартирной хозяйки, что у неё ничего не складывается и она возвращается. Накануне зимы, а мы так надеялись прожить до лета. Иду на работу, перечитываю письмо, плАчу, уже на грани истерики. Коллеги сбежались, успокаивают, предлагают разные варианты, сочувствуют... А Валентина Николаевна Верещагина, наш главный бухгалтер, берёт меня за руку и тянет в горисполком, на приём к заму, Соришу Виктору Ивановичу. Он курировал вопросы выделения жилья. Так как Валентина Николаевна, до горфинодела, работала в горисполкоме, а её муж был директором техникума, то нас приняли без всяких записей и проволочек, как самых дорогих гостей. Тут Валентина Николаевна стала рассказывать обо мне, как о незаменимом специалисте, ( ей я действительно помогла с бухучётом, я ведь в Царичанке работала старшим бухгалтером бюджета и неплохо освоила этот участок работы), что таких раз-два и обчёлся, как мне трудно живётся, ребёнок маленький, квартиру снимаем за бешеные деньги, а тут ещё в преддверии зимы хозяйка надумала выселять нас на улицу... Она так красочно, сгущая краски, всё это описывала, что мы все чуть не плакали, включая Сориша. Из кабинета мы уходили с надеждой, что всё образуется. Сразу зашли в жилищный отдел, куда уже перезвонил зампредисполкома. Нас ждали. Написала заявление. Пообещали в первой же освободившейся малосемейке будет поселена моя семья. Это не заставило долго ждать. Буквально через неделю меня приглашают в жилотдел и дают ордер на комнату в малосемейке. Я была на 7-ом небе от счастья. Долго не раздумывая, мы с коллегой-подругой пошли по указанному в ордере адресу. Это было по ул. Космонавтов, одной из первых улиц города. Я позвонила мужу на работу, чтобы обрадовать и он сразу же примчался на всех парусах. И что мы застали в той комнате, на которую у меня на руках был ордер? Открываем дверь, а там стоит раскладушка, на которой сидит малышка лет 3-х и смотрит телевизор. Ещё какие-то узлы, сумки и чемоданы. Что делать? Мне очень нужно было это жильё, моему ребёнку тоже негде было жить... По коридору ходили люди, может, кто-то из них самозахватом занял эту комнатушку 17 кв. м. и теперь наблюдал за реакцией хозяйки с ордером. Конечно, мы могли вынести вещи вместе с ребёнком в коридор, закрыть комнату, ключи нам выдали, и быстренько завезти туда свои вещи. Я понимала, что люди так поступили только от отчаянья. Поэтому мы поступаем просто: уходим. Малосемейка - это бокс из 7-ми комнат, одна кухня, одна ванная и один туалет на семь семей. Без балкона. Бельё сушилось на верёвках по всему коридору, кухне и ванной.
Возвращаемся в горисполком, отдаю ордер, рассказываю ситуацию. Вот так неудачно закончилась наша первая попытка получить хоть какое-то жильё.
           А хозяйка уже приехала, но пообещала где-то у родителей перекантоваться месяц-другой, всё равно денег у неё вернуть нам не было, поэтому она терпеливо ждала пока мы что-то подыщем, памятую что уплатили мы по 1-ое февраля, а был только ноябрь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ....


Рецензии